Слайд 1Проект в старшей
разновозрастной группе
«Маленький финансист»
Подготовила воспитатель МБДОУ «Селекционный детский
сад» Бобрицкая Л.Н.
Слайд 2Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что
облегчает восприятие детьми нового материала. Проект составлен в соответствии с принципами,
определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО):
полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
приобщение детей к социокультурным нормам;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования:
учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Данный проект реализован с воспитанниками МБДОУ «Селекционный детский сад»
Слайд 3Актуальность
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и
финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные
процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Слайд 4Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем,
формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление
в дошкольной педагогике – в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.
Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают малышей.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Слайд 5Участники проекта:
Дети 5-7 лет - воспитанники старшей разновозрастной группы «Гномики»,
воспитатели,
родители воспитанников.
Сроки реализации:
сентябрь 2019г. – май 2020г.
Проблема:
Помочь детям дошкольного возраста сформировать
представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Слайд 6Цель проекта:
Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.
Содействовать
финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации
для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
• Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
• Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
• Совершенствовать коммуникативные качества детей.
• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
• Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Слайд 7Этапы проекта:
1 этап – Организационный:
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
•
Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький
финансист».
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - Практический:
Реализация проектных мероприятий.
3 этап - Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономике»
Слайд 8Новизна
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования
Условия
реализации
Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.
Формы реализации проекта: наблюдение,
сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, труд.
Методы и приёмы реализации проекта:
организационные;
мотивирующие;
словесные;
игровые;
наглядные;
нетрадиционные
Слайд 9Управление и обеспечение проекта
Система работы по формированию финансовой грамотности детей
состоит из занятий и рассчитана на один учебный год. Занятия
проводятся со всей группой или подгруппой детей один раз в неделю, их продолжительность составляет 25 минут.
-Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном или спортивном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.
-Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:
-Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
-Решение проблемных ситуаций.
-Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
-Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
-Решение арифметических задач, кроссвордов.
Слайд 10-Чтение художественной литературы.
-Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и
на занятиях.
-Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
анализ, классификация предметов;
обобщение по заданному признаку;
сравнение и выделение главного; простые умозаключения;
действия по предложенной схеме-алгоритму
-Игровые упражнения для развития математических способностей:
овладение счетными операциями; формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени; сравнение количества предметов;
освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);
решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.
Слайд 11Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
-Активно использовать в игровой деятельности основные
экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе
реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
-Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
-Представлять о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
-Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
-Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
Слайд 12-Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно
сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
-Понимать, что реклама
может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
-Осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
-Понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
В рамках реализации Проекта проводился мониторинг уровня финансовой грамотности.
Слайд 13Интернет ресурс:
сундук, мешок и деньги
бумажные деньги и монеты