Слайд 1Методические рекомендации выполнения задания №25-написание исторического сочинения
Слайд 2план
Назначение задания
Особенности задания
Критерии оценки задания
Требования к выполнению
задания
Технология выполнения задани
Слайд 3Назначение задания
задание творческой направленности, в рамках которого обучающиеся смогут продемонстрировать
не только знание исторических фактов, но и умение их анализировать
,обобщать, делать выводы.
Слайд 4Особенность этого задания
возможность выбора одного из четырех персоналий, , один
из которых изучается в курсе Всеобщей истории, предлагаемых для написания
исторического сочинения
Что бы выполнить это задание ученик должен как бы решить две задачи: Научиться видеть критерии и соответствовать им
оформлять ответ так, чтобы он был адекватно оценен экспертом
Слайд 5Требования к выполнению задания
– указать время жизни персонажа с точностью
до части века
– назвать не менее ДВУХ направлений деятельности
– охарактеризовать
каждое направление, не допустив фактических ошибок
– подвести итоги (указать результаты) в количестве не менее ДВУХ
Слайд 6Чего не требуется делать при выполнении задания
Эмоциональной оценки,
литературной эстетики
в соответствии с официальными критериями это не будет учтено.
Слайд 7Критерии оценивания задания (К1)
При оценивании выполнения задания по первому критерию
(К1) учитывается, что ответ может быть признан верным в том
случае, если указаны годы жизни с точностью до части века или до десятилетий
Указание точных лет жизни от выпускников не требуется.
Слайд 8Требования к оцениванию задания ( К1)
Возможны также ситуации, когда время
жизни исторического деятеля в явном виде не указано. Если при
этом выпускником правильно приведены даты событий, связанным с выбранным деятелем, что свидетельствует о знании его времени жизни, то такой ответ засчитывается.
Слайд 9Требования к оцениванию задания К1
Также возможна ситуация, когда вместо лет
жизни выпускник указал годы (или период) правления, активной государственной (военной
и т.п.) деятельности. Если эти даты указаны верно, то такой ответ также должен быть засчитан как правильный по критерию К1.
Слайд 10Требования к оцениванию задания К2
По второму критерию (К2) оцениваются формулировка
и характеристика основных направлений деятельности.
Эти направления могут быть сформулированы с
различной степенью детализации. Например, речь может идти как о внутренней и внешней политике, так и о реформах государственного управления, реформах просвещения, крестьянской реформе, дипломатии, войнах
Количество направлений деятельности, достаточных для её характеристики, может быть различным, но всегда не менее двух.
Слайд 11Под характеристикой основных направлений деятельности следует понимать
изложение основных фактов, связанных
с каждым из направлений деятельности (этими фактами могут быть войны,
сражения, реформы, государственные документы, произведения искусства, научные открытия и др.),
использование необходимых терминов,
раскрытие причинно-следственных, пространственных и временных связей.
Если изложенных выпускником фактов недостаточно для характеристики какого-либо направления деятельности исторической личности или выпускник привел лишь частные факты, не затронув наиболее важных, не раскрыл основные понятия, причинно-следственные связи и т. п., то при оценивании задания это может быть учтено как верное указание самого направления деятельности, но не засчитана его характеристика.
Слайд 12Требования к оцениванию задания К1
При оценивании выполнения задания по третьему
критерию (КЗ) учитываются результаты деятельности по направлениям
Выпускник может выделить
характеристику результатов как отдельную часть ответа, а может раскрыть результаты при характеристике направлений деятельности.
Если выпускник из нескольких направлений деятельности исторической личности охарактеризовал только одно и правильно охарактеризовал результаты деятельности только по этому направлению то по линии «характеристика результатов деятельности» данный ответ оценивается 1 баллом из 2-х возможных.
на оценку задания влияют фактические ошибки, сделанные выпускником. Ошибки могут существенно искажать смысл ответа и свидетельствовать о непонимании выпускником особенностей эпохи, в которую жил исторический деятель.
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником, не являются основанием для снижения оценки. Не является обязательным требованием литературное оформление ответа
Слайд 13Основой любого научного сочинения является логическая пара «тезис-аргументы»
Один аргумент —
это всего лишь отдельный пример, иллюстрация. Тезис может быть признан
обоснованным, когда приведены несколько аргументов.
историческое сочинение приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление
основная часть: тезис, аргументы; тезис, аргументы; тезис, аргументы и т. д.
заключение.
Слайд 14Работа с черновиком
на черновике в свободной форме выписать все, что
может понадобиться: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы,
имена, события.
Записать все нужное интересное, что будет иметь отношение к теме.
Далее нужно будет привести все это в порядок, выстроить аргументы, факты, теоретические положения, термины в логической последовательности.
Самые ответственные части работы- вступление и заключение.
Вступление содержит хронологические рамки активной деятельности исторической личности. Заключением должна
стать яркая мысль, которая резюмирует рассуждения.
Слайд 15Алгоритм характеристики исторического деятеля
определить время деятельности исторической личности;
кратко охарактеризовать
социальное происхождение;
выделить цели, задачи и особенности деятельности, представительство интересов социальных
групп;
определить личные качества и степень их влияния на деятельность исторической личности;
назвать основные направления деятельности, проблемы, события, достижения)
Слайд 16Алгоритм характеристики исторического деятеля
раскрыть и оценить средства, способы, методы, формы,
которые использовались для достижения целей, соответствие их требованиям времени для
осуществления поставленных задач на каждом направлении. Если необходимо показать связи и противоречия личности- в деятельности, между его целями и средствами достижения, с другими людьми;
привести основные итоги и результаты деятельности на каждом направлении ( в социальной, духовной, политической. экономической сферах); причины успеха и неудач.
Слайд 17Алгоритм характеристики исторического деятеля
Оценить роль и значение в истории (влияние
исторической личности и её деятельности на дальнейший ход событий. Можно
дать обобщенную характеристику перечисленным результатам, указать альтернативные оценки данного исторического деятеля, существующие в исторической науке, выразить свое отношение к результатам деятельности данной исторической личности (восхищение или неодобрение каких то его поступков; возможна оценка с точки зрения общественного блага, позиций гуманизма или понимания прогресса.
Слайд 18Заключение
Обучение приемам работы с подобным типом заданий требует значительного времени,
поэтому данное направление подготовки к экзамену рекомендуется отрабатывать в течении
обучения в 10-11 классах, по мере прохождения тем исторического курса .
Задание С6-это ценный инструмент измерения уровня исторической подготовки учащихся.Систематическое применение этой формы работы на уроках и во внеучебное время будет способствовать достижению целей и задач, поставленных перед современным школьным историческим образованием.