Слайд 1«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Куркова
О.А.
педагог-психолог
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14
г. Ростова
Слайд 2Инклюзивное образование
(фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования,
который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к
различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Слайд 3 8 принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его
способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет
право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 4 Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние здоровья
которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и
воспитания.
Слайд 5Категории детей с нарушениями развития:
Дети с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие);
Дети
с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с
ЗПР;
Дети с нарушениями интеллектуального развития;
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.
Слайд 6 В нашем МДОУ создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Целями деятельности ПМПк
являются коллективная разработка и планирование системы комплексного сопровождения воспитанников в
рамках дошкольного образовательного процесса.
Слайд 7Задачи ПМПк:
Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в
адаптации, обучении, поведении;
Выявление резервных возможностей развития детей;
Определение характера, продолжительности и
эффективности специальной ( коррекционной) помощи исходя из имеющихся в МДОУ возможностей;
Разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей.
Консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных ситуаций;
Подготовка и ведение документации, отражающих актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния;
Организация взаимодействия педагогов и специалистов дошкольного учреждения, участвующих в деятельности ПМПк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка.
Слайд 8Структура деятельности ПМПк:
Учитель-логопед
Старший
воспитатель
Педагог-психолог
Воспитатель
Мед. сестра
Врач-педиатр
Инструктор по
физ. культуре
Муз. руководитель
Старший
воспитатель
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Старший
воспитатель
Педагог-психолог
Воспитатель
Учитель-логопед
Старший
воспитатель
Педагог-психолог
Врач-педиатр
Воспитатель
Учитель-логопед
Старший
воспитатель
Педагог-психолог
Муз. руководитель
Врач-педиатр
Воспитатель
Учитель-логопед
Старший
воспитатель
Педагог-психолог
Инструктор по
физ. культуре
Муз. руководитель
Врач-педиатр
Воспитатель
Учитель-логопед
Старший
воспитатель
Педагог-психолог
Мед.
сестра
Инструктор по
физ. культуре
Муз. руководитель
Врач-педиатр
Воспитатель
Учитель-логопед
Старший
воспитатель
Педагог-психолог
Слайд 9Направления коррекционно-педагогического сопровождения:
Диагностическое направление;
Проектно-организационное направление;
Коррекционно-развивающее направление;
Консультативное направление;
Информационно-просветительское направление.
Слайд 10В обязанности учителя-логопеда входит информирование специалистов Консилиума об особенностях речевого
развития воспитанника, разработка Программ коррекционно-развивающей работы; ведение документации Консилиума.
Слайд 11В обязанности педагога-психолога входит углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей,
личностных и поведенческих реакций: оказание методической помощи, воспитателям в разработке
коррекционных Программ индивидуального развития ребенка.
Слайд 12В обязанности воспитателя входит информирование специалистов консилиума об особенностях усвоения
программного материала, поведения, общения ребенка, Участвует в разработке программ коррекционно-развивающей
работы, ведения наблюдения за детьми. Воспитатель дает ребенку характеристику, формирует в обобщенном виде смысл трудностей в его воспитании и обучении.
Слайд 13Воспитатель разрабатывает индивидуальный маршрут развития ребенка на основе программы под
редакцией
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,
М.А. Васильева
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Консультирует
родителей по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка на дому.
Слайд 14Медсестра информирует о состоянии здоровья ребенка, его возможностях; по рекомендации
Консилиума обеспечивает его направление на консультацию к специалистам. В ходе
консилиума дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка.
Слайд 15 На заседаниях
ПМПк специалистами и педагогами отслеживается результативность прохождения детьми
программ индивидуального обучения и динамика развития ребенка.
Слайд 16Деятельность консилиума осуществляется в три этапа (можно сказать три заседания):
Подготовительный
(сентябрь, октябрь)
Промежуточный (февраль)
Итоговый (май)
Слайд 17Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития
детей.
Слайд 18Деятельность руководителя МДОУ по обеспечению процесса интеграции детей с ОВЗ
направлена на обеспечение:
Положительного психологического климата в ДОУ;
Достаточного уровня профессиональной подготовленности
педагогических кадров;
Наличия специальных коррекционно-развивающих программ;
Системы стимулирования труда;
Материально-технической базы развития инновационных процессов в ДОУ;
Систематической оценки результатов сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ.