Слайд 1
Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет
Слайд 2Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность.
Ее
характеристики: результативность, обязательность, произвольность.
Слайд 3
Основные психологические новообразования младшего школьника
1. «внутренняя позиция» - новый уровень
самосознания
2. словесно-логическое мышление
3. рефлексия (интеллектуальная , личностная)
5. внутренний план действий
(планирование в уме, умение анализировать)
4. произвольность психических процессов, поведения, деятельности
Слайд 4Младший школьный возраст сензитивный (благоприятный) для:
формирования познавательного отношения к миру
навыков
учебной деятельности
организованности и саморегуляции
формирования этических и моральных норм
критичности мышления
Слайд 5КРИЗИС 7 ЛЕТ
новый возрастной период
изменение социальной ситуации развития
Появление «внутренней позиции»
рождение
социального «Я»
статус «ученик»
переоценка ценностей
перестройка потребностей и побуждений
Слайд 6РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
МЫШЛЕНИЕ становится доминирующей функцией
Завершается переход от наглядно-образного к
словесно-логическому мышлению
В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления)
Слайд 7РЕФЛЕКСИЯ
зарождаются два аспекта рефлексии
Интеллектуальная рефлексия – способность к осознанию
содержания своих действий, своей интеллектуальной деятельности (способствует развитию теоретического мышления)
Личностная
рефлексия - способность к осознанию своих поступков и отношений, образа собственного «Я»
Слайд 8Внимание
преобладает непроизвольное внимание
внимание активизируется, но еще не стабильно
развитие внимания: от
концентрации в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания
формируется произвольное внимание
(благодаря волевым усилиям и высокой мотивации)
педагогу необходимо использовать особенности непроизвольного внимания и развивать произвольное
Слайд 9ВОСПРИЯТИЕ
характеризуется непроизвольностью
слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства)
нарастает ориентация на сенсорные
эталоны формы, цвета, времени
процесс узнавания, различения, становится деятельностью наблюдения
становится синтезирующим
и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом
Слайд 10ПАМЯТЬ
Развивается произвольность памяти
Развивается осмысленность памяти (опирается на приемы логической обработки
материала)
Педагогу необходимо донести идею необходимости активной работы с запоминаемым материалом
и его определенной организации
Слайд 11РЕЧЬ
Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов.
Потребность в общении
младших школьников определяет развитие речи
Контекстная речь (связная, осмысленная)– показатель
уровня развития ребенка.
Слайд 12Воображение
Воображение в своем развитии
проходит две стадии:
первая – воссоздающее
(репродуктивное)
вторая – продуктивное.
В первом классе воображение опирается на конкретные
предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии
Слайд 13РАЗВИТИЕ ВОЛИ
В дошкольном возрасте выполнение ведущей деятельности ребенка – игры
– совершается без обязательных волевых усилий
ЧАСТО учебные действия, непосредственно потребностями
ребенка не являются и требуют применения волевых усилий
Произвольность действий, формируется в процессе обучения, становится новообразованием
совершенствуется волевой акт (за счет постановки более сложных целей), формируются волевые качества личности
Слайд 14САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ -
волевая черта характера
Чем младше школьники, тем хуже они умеют
действовать самостоятельно
младшие школьники подражают другим, поэтому окружающие люди должны показывать
им положительные примеры поведения
Слайд 15Волевые черты личности младшего школьника
Выдержка. Проявляется сначала в умении подчиняться
требованиям взрослых. Позже возникает умение сдерживаться, подчиняясь режиму и распорядку
Импульсивность
- отрицательная черта. К III классу она встречается у детей все реже
Настойчивость. Развивается к III классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебе даже при больших трудностях
Слайд 16Развитие личности
В учебной деятельности формируются:
ответственность
рефлексия способствует самостоятельному установлению границ своих
возможностей
внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата)
произвольность,
самоконтроль - ребенок овладевает своим поведением
Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе
Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные
Слайд 17Мотивационная сфера
Мотивационная сфера – ядро личности
мотив получения высоких отметок, среди
социальных мотивов учения, занимает главное место
Важный аспект познавательной мотивации –
учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования
Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей
Слайд 18Мотивы учения
познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами
самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования);
социальные (ответственность, понимание социальной
значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
узколичные – получить хорошую отметку, заслужить похвалу
Слайд 19РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ
Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей –
центральная в младшем школьном возрасте
Оценка успеваемости в начале школьного обучения,
по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка
У неуспевающих и крайне слабых учеников самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается к 4 классу
Слайд 20РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ
У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает
чувство собственной неполноценности и даже безнадежности
Снижает остроту этих переживаний компенсаторная
мотивация — направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий
Слайд 21РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ
Школа и семья – внешние факторы развития самосознания.
рефлексия создает
новые возможности для формирования самооценки достижений и личностных качеств.
Самооценка
становится в целом более адекватной и дифференцированной, суждения о себе – более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия.
Слайд 22
Эмоциональная сфера
младшего школьника
чувства и эмоции начинают определять не столько
игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, сколько
процесс и результат учебной деятельности
осознания младшим школьником своих чувств и понимания чужих чувств ограничены
ученики, для которых характерна эмоциональная стабильность, склонны сохранять положительные отношения к учебе
у слабоуспевающих с высоким уровнем тревожности, повышенной чувствительностью и моторно-расторможенных, несдержанных, в большинстве случаев наблюдается отрицательное отношение к учителю и школьным занятиям
Слайд 23Страхи ребенка
в дошкольном возрасте преобладали инстинктивные страхи, связанные с
инстинктом самосохранения
в подростковом - превалируют социальные страхи
младший школьный возраст -
это своеобразный перекресток, на котором перекрещиваются инстинктивные и социальные страхи
Слайд 24ВОЗРАСТНАЯ НОРМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
В целом общее настроение младшего школьника:
ЖИЗНЕРАДОСТНОЕ
БОДРОЕ
ВЕСЕЛОЕ
Слайд 25РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
Младший школьный возраст – сензитивный период для усвоения
моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и
правил к их повседневному выполнению)
Слайд 26РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он
выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он
ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать . Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду.
Стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других, затем на авторитет. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний
осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление