Слайд 1
Работа с одаренными и талантливыми детьми
в рамках профессионального сообщества
учителей
Амарова Д.В.
учитель первого
(продвинутого) уровня
Слайд 2Результаты работы с одаренными детьми
по СШ имени Каныш Сатпаева
Если брать
анализ школы по работе с одаренными детьми за 2013 –
2014 учебный год , то видно , что процент участия детей в конкурсах творческого характера достаточно низок :
всего в школе – 1700 учащихся .
Из них :
- в (районных, областных ) олимпиадах участвуют 172 ученика;
- научно – практических конференциях МАН, Дарын – 10 учеников;
- интеллектуальных конкурсах различного направления – 70 учеников.
Слайд 3 Выявление барьеров в работе с одаренными детьми
Директор: поддержка, консультация;
участие на «Круглом столе», отслеживание результатов .
Лидер
Коучинг:
«Основы среднесрочного планирования» : определение понятийного блока, цели обучения для каждого урока, совместное планирование серии последовательных уроков.
Коуч : Ибрагимова Л.М.
Ментор : Кретова О.М.
Завуч по ВР: Сакалова М.Т.
предоставление документации,
консультирование
Психолог: помощь в диагностировании,
обработке данных анкетирования
Менторинг: «Организация групповой формы работы
на уроке» и содействие внедрению в практику учителей.
Менти – Алиева Г.Н.: внедрение на уроках групповой формы работы с целью развития навыков работы в группах сменного состава.
Габдылгереева З.Н.: Урок самопознания. Исследовательский урок, за которым инициативная группа ведет наблюдение в формате
Lesson study.
Дыгаева И.М. : Урок географии:
«Экономический потенциал современного Казахстана»: Обучение через диалог:
исследовательская беседа .
Матрузиева Ж.О.: Урок алгебры:"Линейные уравнения с двумя переменными». Формативное оценивание, использование критериев
оценивания , взаимооценивание, резюмирование.
Дескрипторы,
листы самооценивания
Слайд 4Повышение профессионального мастерства
Защита проекта
на первом занятии инициативной группы.
Обучение в
процессе коучинга.
Проведение
анкетирования
среди учащихся.
Интервьюирование
учащихся.
Урок № 1 из серии
последовательных
уроков.
Коучинг по эффективной организации
групповой работы.
Индивидуальный коучинг .
Совместное
Планирование.
Показательный урок по формативному оцениванию
Учитель С. Категория 2.
Педстаж 9 лет. Креативность,
стремление к совершенствованию
Урок № 3 из серии последовательных уроков.
Индивидуальный коучинг по формативному оцениванию.
Участие в
Lesson study
« Круглый стол » :
«Успешное преподавание и успешный учитель».
Учитель –
Коуч
Учитель
Учитель
Учитель
Слайд 5 Почему необходимы сетевые сообщества?
Тип обмена информацией, используемый в
образовательных сетевых сообществах, очень часто приводит к облагораживанию и приданию
формы процессу и содержанию опыта учителей, ежедневности их работы, зачастую незаметной со стороны, но связывающей тех, кто погружен в нее.
Энн Либерман
Слайд 6АНКЕТА
Выявление барьеров в работе с одаренными детьми
(Напротив вопроса поставьте «птичку»)
В
каком направлении деятельности вы испытываете трудности?
- диагностика;
- индивидуальная работа с
одаренным ребёнком;
- работа с родителями;
- нормативные документы;
- планирование уроков с учетом работы с одаренными детьми;
- другое (напишите)
Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?
- недостаток теоретических знаний;
- недостаточная методическая помощь со стороны руководства;
- недостаток педагогического опыта;
- нехватка методической литературы.
Испытываете ли Вы затруднения в общении с:
родителями, детьми, руководством?
- ДА Да Да
- Нет Нет Нет
- Не знаю Не знаю Не знаю
В какой методической помощи вы нуждаетесь?
- в прослушивании лекций по педагогике, психологии;
- в методических консультациях по отдельным разделам;
- в просмотре открытых уроков у опытных учителей;
- в знакомстве с передовым педагогическим опытом в данной области.
Ваши рекомендации по организации и проведению работы с одаренными
детьми в нашей школе.
Спасибо!
Слайд 7КАК РАЗВИВАЮТСЯ СООБЩЕСТВА?
Следующие характеристики являются центральными в развитии сообществ:
Цель
и направление
Сообщества развиваются, когда группа людей видит необходимость в объединении.
Центр проекта качества мог служить движущей силой для реформы Национальной Школы при поддержке Министерства Образования.
Развитие сотрудничества и профессионального интереса
Объединение людей идеей, что их мнение и участие имеют значение, помогает строить доверительные отношения. Изначально отношения формируются через личные встречи, беседы и деятельность, создающие возможности обучения и поддержки. Сотрудничество развивает навыки ведения переговоров, общения и приспособления, необходимые для претворения проектов преобразования в практическую реальность.
Отношения и деятельность
Деятельность сообщества сочетает восприятие мнения специалистов и коллег. Со временем работа группы выходит на первое место и культура «специалистов» уже не играет основной роль.
«Работа» сообщества становится поддерживающей силой. Она дает право голоса людям, которые являются как пользователями, так и создателями знаний, в группе, действительно представляющей их, а также более широкое видение профессии.
Лидерство как межкультурный обмен
Руководство сообществами ориентировано на распределение ресурсов и специалистов, создание «общественных пространств» для совместного обучения и работы, формирование структур, поощряющих сотрудничество как норму деятельности, и развитие предприимчивости в определении важных средств, предложений или идей для разработки группой.
ЭФФЕКТИВНАЯ
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Какие эффективные виды совместной деятельности можно использовать для того, чтобы сотрудники, вовлечённые в сетевое сообщество, совместно работали и обучались ?
Обучающие сетевые сообщества создают возможности для полноценного и перспективного обучения взрослых посредством непрерывной совместной деятельности и совместных исследований. Они позволяют новым методикам распространяться за пределы отдельных школ, что даёт учителям и другим сотрудникам школ возможность обучаться и совместно работать, в целях изучения и совершенствования педагогических методик. Структурированное взаимодействие между сотрудниками разных школ является наиболее эффективным видом деятельности внутри сообщества, ориентированным на обучение в сетевом сообществе, которое может длиться в течение многих недель или даже месяцев.
Эффективная совместная деятельность включает:
• группы, осуществляющие совместные исследования
• совместные мероприятия по повышению квалификации (например, дни объединённых групп)
• структурированные визиты учителей одной школы в другую школу (ознакомительный визит в рамках сообщества)
• совместный инструктаж и наставничество (например, группа по исследованию уроков)
• совместные рабочие группы (например, группа по работе над проектом, группа по планированию)
Все виды обучения, происходящие внутри сетевого сообщества, должны осуществляться «от имени» всех школ, задействованных в сетевом сообществе. То есть, когда определенная группа взрослых людей работает над развитием новых навыков или умений, она это делает, для того, что бы поделиться своими результатами со всеми школами сетевого сообщества, чтобы другие тоже могли извлечь из этого пользу.
Слайд 9Для чего нужны совместные исследования внутри сетевых сообществ?
В
обучающих сетевых сообществах методисты осознано берут на себя обязательства по
совместной работе для внедрения инноваций, проведения экспериментов и решения проблем от имени своих коллег. Чтобы сделать это, им нужна методология - способ совместной работы, являющийся гибким и адаптируемым к задачам и условиям, но вместе с тем достаточно структурированный для того, чтобы существовать в суровых условиях сегодняшней школы, таких как, например, непредсказуемый ход совещаний, смена приоритетов, распределение ресурсов и штатных единиц. Совместные исследования внутри сетевых сообществ доказали, что являются эффективным средством для достижения этой цели.
Исследование является одним из фундаментальных принципов обучающих сообществ (Эрл и Катц, 2005 г.). Основная идея – исследование, основанное на практике – обучение, управляемое фактами и данными. Исследования в сообществах включают также разработку подходов к совместным исследованиям, которые формируют интеллектуальные данные сообщества и развивают коллективные знания о профессиональной деятельности и руководстве процессом обучения. В сообществах участвующих в совместном создании новых знаний посредством совместной работы, исследовательские проекты являются одним из наиболее распространенных способов распространения инновационных педагогических методик между школами (Чёрч и др., 2006 г.). Совместные исследования сообществ доказали, что являются эффективным инструментом в развитии сотрудничества и осуществлении изменений, способствуя эффективному обмену опытом обучения между странами и школами.
Следует отметить, что использование совместных исследований в деятельности обучающих сообществ часто «замаскированно». Обучающие сообщества по разному называют свой подход к совместному исследованию – метод позитивной оценки ситуации (позитивное исследование), практическое исследование, исследовательские группы, группы обучения через практику, группы ведущих исследователей, группы ведущих разработчиков. Иногда координационные группы сообщества или форумы директоров школ выполняют функции групп совместного исследования от имени сообщества.
Такие группы разделяют общие ценности и убеждение в том, что совместная работа и приверженность совместной разработке обучающих методик являются основными отличительными особенностями совместных исследований сетевых сообществ.
Слайд 10Программа работы c одаренными детьми профессионального сообщества STERK
по СШ имени
Каныш Сатпаева
Цель: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей,
ранней диагностики интеллектуальной одарённости;
усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;
исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по- своему.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Слайд 11 1. Выявление одаренных детей
Выявление одаренных детей начинается с первого
посещения психолога при поступлении в 1 класс и в дальнейшем
в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Слайд 12 2. Принципы работы педагога с
одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3.Цели работы с одаренными детьми
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья
одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также
просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на
качественный скачек в развитии из способностей;
развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.
Слайд 13Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – при
выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий
потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития.
II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Создание клубов по интересам, сообществ учащихся различных направлений.
ЯРМАРКА ТАЛАНТОВ
Слайд 14Условия успешной работы
с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым
членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к
проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений по новой Программе.
Слайд 15 Ученик
Руководящая
группа
Рук.МО
Администрация
Выход на ВУЗы.
Связь с рецензентами по различным секциям.
Выход на МО района.
профессиональных
Профессиональное сообщество STERK
ЛИДЕР
Организация
выхода на другие школы.
Ментор.
Коуч
Совершенствование
навыков
Управление и контроль
СМИ, электронная переписка, организация визитов для обучения
Координирующая
Группа развития
Коучинг, менторинг
планирование
Младшее звено:
Абрамова А.Ю.
Среднее звено:
Дыгаева И.М.
Старшее звено:
Матрузиева Ж.О.
Учителя-
подо
печные
Профориентация
Рецензирование
Районные мастер
– классы , семинары,
«круглые столы».
Цель: Выявление одаренных детей и создание условий для развития у детей творческого потенциала.
Рост числа педагогов, владеющих новыми подходами в обучении одаренных
и талантливых детей.
Выход на районные, областные,
республиканские научно – практические конференции Дарын, МАН, участие
в конкурсах творческого характера.
Выявление барьеров по различным
аспектам работы с одаренными детьми.
Ожидаемые результаты
Регулирование
Слайд 16Работа профессионального сообщества STERK
Семинар
Работа в группах
Анкетирование
Информационный уголок
Взаимопосещение
Работа в группах учителей
Сотрудничество
с ВУЗами.
Лекция в институте
магистратуры и
докторантуры
Кочинг
Рефлексия учащихся
Коучинг
Семинар
Участие в Lesson study
Слайд 17Проектная деятельность учащихся на уроке
Исследовательский проект:
Тайны слова
Групповая форма работы
Разработка презентации
Разработка
проекта
Физразминка
Защита проекта
Экспертная группа
Презентация авторской книги