Слайд 1 Работа над текстом.
Основные способы сжатия текста (компрессии)
Презентация
выполнена с использованием текста на крымскотатарском языке
Слайд 2 Что хотят проверить на уроке, предлагая вам работу с
текстом?
Учителю важно знать:
умеете ли вы правильно воспринимать информацию,
содержащуюся в тексте;
отбирать в исходном тексте основное, главное;
сокращать текст разными способами;
грамотно, логично излагать свои мысли.
Слайд 3 Основные правила работы над текстом
При первом чтении:
Внимательно прочитайте
текст, чтобы понять его содержание.
Определите тему текста (о чем
текст?), идею (чему учит текст?).
Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при изложении.
Запомните последовательность событий, рассуждений.
Слайд 4
Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части.
Пишите
названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Слайд 5После второго чтения
Выберите способы компрессии для каждого абзаца текста.
Используя их, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.
Помните: необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом.
Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
Проверьте связь между частями текста, наличие авторского замысла.
Слайд 6 Принципы составления плана
Выделив в абзацах опорные слова и
словосочетания, получите назывной план.
Поставив вопрос к каждому абзацу, получите
вопросный план.
Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
Слайд 7 Содержательная обработка прослушанного текста
Языковая обработка прослушанного текста.
Умение
извлекать главную информацию из текста .
Умение лаконично передавать извлечённую информацию
в письменной речи .
Слайд 9 При исключении необходимо:
Выделить главное с точки зрения основной
мысли текста.
Убрать ненужные подробности и детали.
Объединить полученное, используя
основные средства связи между предложениями.
Слайд 10Исключение вводных слов; однородных членов предложения;
повторов; однотипных примеров;
риторических
вопросов и восклицаний;
цитат;
деталей, которые не влияют на ход
авторской мысли;
пояснений, рассуждений, описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Слайд 11 Обобщение
или объединение парцеллированных предложений;
ряда предложений, связанных одной
мыслью;
частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
Слайд 12 При объединении
необходимо найти в
тексте мелкие, единичные факты;
найти в них общее;
объединить эти
факты на основе общего;
сформулировать получившееся предложение.
Замена
однородных
членов обобщающим словом; сложного предложения простым;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
прямой речи косвенной;
части текста одним предложением;
части предложения местоимением и т.д.
Слайд 14
При замене необходимо найти слова, смысловые части или предложения,
которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением
и т.д.; сформулировать получившееся предложение.
Возможны:
Сочетание исключения и обобщения (объединения) .
Сочетание исключения и замены.
Сочетание
замены, исключения и объединения.
Слайд 16«Къайтарма» ансамбли
Эр йигит озь адынен анълыдыр, дегенлер.(1)
Онынъ киби, эр бир миллетнинъ де санатында ойле бир музыка,
я оюн, яхут йыр бар ки, онынъ ады айтылгъанда, насыл миллетке менсюп экенлигини бильмек мумкюн.(2) Меселя, «молдаванеску» сёзюни эшиткенде, я да шу ава чалынгъанда, ич бир янълышсыз бу молдованларнынъ энъ мешур оюны экенлигини анълайсынъ.(3)
Слайд 17Оны акъикъатен молдован санатынынъ эмблемасы, демек мумкюн.(4) Бунынъ киби мисаллер
чокъ: кавказлыларнынъ «лезгинка»сы, украинлернинъ «гопак»ы, русларнынъ «барыня»сы ве иляхре.(5) «Къайтарманы»
да бизим оюн ве музыка санатымызнынъ эмблемасы, деп эсап этмек мумкюн.(6)Шунынъ ичюн 1957 сенеси мейдангъа кетирильген татар халкъ оюн ве йыр ансамблине «Къайтарма» намы берильди.(7)
Слайд 18О, чокъ йыллар девамында санатымызнынъ инкишафына буюк хызметлер этип, хакъымызнынъ
ифтихары олды.(8)
Ташкент шеэринде тешкиль этильген
ансамбльнинъ теркибине эсасен санатымызнынъ ветеранлары кирдилер ве оларнынъ этрафына топлангъан яшлыкъ
иле ансамбль аля халкъкъа хызмет этмекте.(9) Бу ансамбль намлы композиторымыз Ильяс Бахшыш ёлбашчылыгъында тешкиль этильди ве он беш йыл девамында онынъ
Слайд 19талантлы реберлиги алтында осьти, гурьленди ве токъталып къалгъан санатымызгъа янъыдан
кучьлю сильтем берди.(10)
(169 сёз) С.Эреджеповадан.
Следует:
текст разделить на абзацы;
вычленить существенную информацию;
используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;
объединить получившийся текст;
отредактировать его, если в этом есть необходимость.
Слайд 21Сжатый текст
Эр йигит озь адынен анълыдыр, дегенлер. Эр бир миллетнинъ
санада озюне хас тимсаллери бар. «Молдаванеску», «лезгинка», «гопак», «барыня» авалары
чалынгъанда, оларнынъ насыл миллетке менсюп олгъаныны анълаймыз.(54-26)
Бизим миллетимизнинъ оюн ве музыка эмблемасы – «Къайтарма». Ансамбльнинъ намы да бундан берильди.
Слайд 22
« Къайтарма» - бу халкъымызнынъ эм хызметчиси, эм ифтихары.
Ансамбльнинъ теркибинде санатымызнынъ ветеранлары ве яш истидатлар хызмет этелер. Оны
Ташкентте намлы композиторымыз (бестекярымыз) Ильяс Бахшыш тешкиль этти ве ёлбашчылыкъ япты. Он беш йыл девамында ансамбль осьти, гурьленди ве токъталып къалгъан санытымызгъа кучьлю сильтем берди.(44 - 31) 73 сёз.
Слайд 23Таким образом,
Следует: текст разделить на абзацы;
вычленить существенную информацию;
используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;
объединить
получившийся текст;
отредактировать его, если в этом есть необходимость.
Слайд 24ЗАПОМНИТЕ !!!
Что нельзя удалять из текста?
Нельзя удалять:
авторский тезис;
аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли;
вывод автора.