Слайд 1Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения.
«Школа - это тот
социальный институт,
где каждый ребенок должен раскрыться
как уникальная,
неповторимая
индивидуальность»
(Якиманская И. С.).
Слайд 2Задачи:
1. Выявить сущностные характеристики нового качества образования и особенности
его достижения в условиях школы.
2. Выявить уровень готовности всех
субъектов образовательного процесса к достижению нового качества образования.
3. Наметить пути достижения нового качества образования в соответствии с особенностями и традициями учебно-воспитательного процесса в школе.
Слайд 3Качество образования -«важнейший показатель успеха школы, важнейшая системообразующая задача и
направление деятельности внутришкольного управления; совокупность существенных свойств и характеристик результатов
образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. Качество образования — соотношение цели и результата, меры достижения целей, притом, что цели (результаты) заданы операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика».
М. М. Поташник
Слайд 4Образование во всем мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности.
Что следует понимать под образованием?
Традиционно образование рассматривается как создание человека
по образу и подобию. Оно, исходя из отмеченного, становится способом создания своего образа личности. А это означает то, что невозможно представлять образование только лишь в аспекте вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими его адаптацию в современной культуре.
Слайд 5Истинное современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» человека.
Образование как единство обучения и воспитания призвано обеспечить построение учеником
живого знания, знания личностно значимого. Цель образования, структура, технологии зависят от главных особенностей начавшегося столетия. Каковы же эти особенности XXI века?
Слайд 6По данным прогнозов в начале века будут углубляться и расширяться
кризисные явления - и, прежде всего, всеобъемлющий энергетический кризис, что
потребует активного поиска учеными новых источников энергии, а также расширения уже известных месторождений и способов получения энергии. Этот процесс не может не вызвать борьбы за передел мира, с одной стороны, и, с другой - потребует объединения усилий ученых всего мира для поиска новых источников энергии.
Слайд 7Вторым кризисным явлением, носящим глобальный характер, будет угрожающе быстрое развитие
экологического кризиса во всех и особенно индустриально развитых странах, обострение
проблемы водных ресурсов и особенно питьевой воды.
Слайд 8Третий кризис - глобальное изменение климата, усиление действия стрессовых факторов
среды на человека и биоресурсы, что потребует больших резервов энергетических
и материально-технических ресурсов во всех странах мира на преодоление отрицательных последствий этих явлений.
Слайд 9Четвертый кризис связан с увеличением минимум в 2 раза численности
населения на земном шаре. Это, в свою очередь, приведет к
перенаселению ранее освоенных территорий, нехватке продовольствия. Отсюда обоснованным становится стремление к освоению новых территорий и наукоемких технологий производства.
Слайд 10Один из сложнейших факторов положения человека в сегодняшней цивилизации –
взрыв потребления (и это несмотря на сложные экономические проблемы в
России). С одной стороны – это очень благотворный для человека момент. По иерархии потребностей (по закону возвышения) та энергия человека, которая шла на бытовые нужды, теперь может переключиться на более глубокие духовные потребности. Но зачастую человек считает, что насыщение бытовых нужд - вершина человеческой жизни, тогда эта энергия не переключается на более высокие потребности. Поэтому нынешний культ потребления пищевого, вещевого, зрелищного глубоко эгоизирует мир потребностей. Он превращает человека-созидателя в человека-потребителя.
Это новая глобальная угроза для человечества, и она опасна для молодых поколений, которые растут пленниками потребленческого культа.
Слайд 11Еще одна угроза таится в почти повальной невротизации. Крупная доля
наших душевных сил уходит на защитные переживания, на повышенную заботу
о себе. На заботу о других людях у нас остается гораздо меньше душевных сил. Современный человек делается всё более «Я» - центричным, замкнутым на сe6e.
Угрозу представляет и положение ученика в школе и ребенка в семье - положение одиночки. Успех соседа - не часть моего успеха, моя неудача - не часть его неудачи - на таком отгораживании основано положение ученика в школе. Чтобы быть хорошим учеником, совсем не надо быть хорошим человеком.
Слайд 12«Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека. Чтобы воспитать другого
человека, нужно изменить общество». Э. Фромм
Современное образование в этой
связи оказывается самым активным участником процесса выхода из планетарных кризисов.
Слайд 13Противоречие между общим и частным.
Тенденции глобализации, всемирной интеграции в различных
областях культуры чреваты потерей индивидуальности как для отдельных людей, так
и для национаьных культур. Умение устанавливать связь между традициями, адаптировать новое без ущерба для сохранения своей индивидуальности, своих корней, и принципов, без потери своей независимости (равно как и признание соответствующих прав за другими людьми и странами) достигается только при соответствующем уровне образования.
Слайд 14Противоречие между ростом информации и способностью человека усвоить ее.
Темпы
развития информационных технологий, объем новой инфориации, буквально обрушивающийся на современного
человека, настолько велики,темп жизни настолько ускоряется с каждым годом, что охватить и усвоить все новое, что открывается в различных областях человеческих знаний, становится просто невозможно, если мы при этом хотим сохранить умственное и нравственное здоровье.
Слайд 15Противоречие между рыночной экономикой и социально ориентированным рыночным обществом.
В подавляющем
большинстве стран рынок и его законы все более доминируют в
жизни общества. Забота о благе каждого человека, его потребностях и раскрытии его потенциальных возможностей уходят на второй план, оказываются подчинены интересам отрасли, предприятия и т.д. Зачастую реформы проводятся революционными методами. Трудно не согласиться с выводами О.Н.Смолина о том, что революция как отрицание представляет феномен маятника, и чем сильнее он через некоторое время уйдет вправо. Те страны, где размах колебаний меньше, быстрее движутся по пути прогресса.
Слайд 16Главная задача образования: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его
генетически детерминированных способностей (возможностей), развивать у людей рациональное критическое мышление,
вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации.
Слайд 17Воспитание должно быть нацелено на самовоспитание высокой гражданской позиции, высоких
нравственных качеств, на содействие формированию у людей устойчивого естественнонаучного взгляда
на природу и общество, на свое место в жизни, свою роль в обществе и государстве.
Слайд 18Каковы же цели современного образования?
Стратегия современного образования заключается в том,
чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить талант и
весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.
Наиболее перспективной в развитии образования являете концепция образования на протяжении всей жизни человека. Сущностными характеристиками этой концепции являются:
· гибкость;
· разнообразие;
· доступность во времени и пространстве.
Слайд 19К реализации концепции образования на протяжении всей жизни школа должна
готовить учащихся уже сейчас. С этой целью необходимо развивать образовательный
процесс, опираясь на следующие основания:
· научиться познавать;
· научиться делать;
· научиться жить вместе;
· научиться жить в ладу с самим собою.
Слайд 20Понятие «научиться учиться» включает в себя:
· интеллектуальную культуру;
·
культуру самоорганизации;
· информационную культуру;
· исследовательскую культуру.
Слайд 21Чтобы жить, развиваться и быть удовлетворенным от своей основной деятельности,
нужно стать профессионалом в избранной области. В условиях жесткой конкуренции
рынка свое место может «удержать» только профессионал. А для этого каждый должен:
· формировать у себя потребность к постоянному познанию;
· уметь эту потребность удовлетворять собственными силами;
· иметь широкую компетентность, связанную с умением решать проблемы;
· уметь работать в разных социальных и производственных условиях.
Слайд 22Воспитание лидера сегодня становится одной из важных целей образования. При
этом в виду имеется лидер, способный к сопереживанию другому человеку,
стремящийся к принятию другого и оказанию ему помощи.
Слайд 23Важно научиться жить вместе, воспитывая в себе принятие и понимание
другого человека, отношение к нему как к ценности. Для современных
условий необходимо уже в школе способствовать воспитанию у школьников стремлений и умений жить вместе в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире. В этой связи исключительно важным является разбудить и поддерживать у детей чувство понимания взаимозависимости в мире, развивать у них коммуникативность, умения предупреждать и снимать конфликты.
Слайд 24Еще одна основа развития образовательного процесса состоит в том, чтобы
научиться жить, обеспечивая расцвет собственной личности. Чтобы научиться познавать, нужно
хотеть познавать, поэтому необходимо создавать в школе условия для саморазвития у учащихся мотивации в познании, духовных потребностей, собственной индивидуальности: памяти, мышления, эстетических чувств, физических возможностей.
Сейчас важнейшей задачей является помощь учащимся в самопознании, ибо только таким путем ученик может построить траекторию своего развития.
Слайд 25«Школа - это тот социальный институт,
где каждый ребенок должен
раскрыться
как уникальная,
неповторимая индивидуальность»
(Якиманская И. С.).
Слайд 26Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
-
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
-
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Слайд 27Работа в группах
Предлагаю всем участникам обсудить в группах и выразить
в ходе заседания круглого стола свой взгляд на цели и
результат современного образования.
1. Определите цели, которые стоят перед школой?
2. Что вы подразумеваете под результатом образования?
3. Каковы пути и условия достижения этих результатов?
4. С какими проблемами вы можете столкнуться, стремясь достичь желаемый результат?