Слайд 1Семинар
«Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса»
Слайд 2Знакомство с научно-методическими, психологическими подходами к понятию личности школьника и
школьного воспитания
Осознание и осмысление членами педагогического коллектива основных направлений школьного
воспитания
Освоение эффективных методов взаимодействия с учащимися.
Повышение уровня методической подготовки педагогов в вопросах планирования, организации и осуществления воспитания учащихся в школе.
ЦЕЛЬ
З
А
Д
А
Ч
И
Слайд 3Обучение и воспитание… Эти понятия еще со времен Я.А. Коменского
стоят в одном ряду неразлучной парой:
учебно-воспитательный процесс,
их связывают
сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и
неоднозначных.
Чаще обращаются
к процессу обучения
школьников,
рассматривая
закономерности
этого процесса,
принципы организации.
Слайд 4Процесс воспитания школьников за последние время претерпел существенные изменения.
В
период социально-экономической перестройки общества, когда происходит переоценка системы общественных отношений,
когда жестокие войны, межнациональные конфликты, рост преступности и наркомании и многие другие социальные явления поставили под сомнение многие педагогические идеи и принципы,
школа вынуждена противопоставлять истинные ценности – ложным, гуманистические идеи – варварским, доброе – жестокому.
Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющая личностное «я».
Слайд 5 Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения, особенно
в воспитательной работе. Основным элементом школьного образования является урок, он
зеркально отражает
проблемы воспитания в школе,
отношения в семье,
влияние социума,
несет на себе отпечаток личности учителя.
На уроке ребенок
учится работать,
он учится анализировать явления,
он вступает во взаимоотношения с людьми и коллективом,
он утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности,
он с разных сторон изучает прекрасный и сложный мир, прикасаясь к науке, морали, искусству.
И, наверное, если мы сможем переступить через заформализованность и консерватизм, начнем больше внимания уделять воспитанию школьника, в центр своей деятельности поставим ученика и будем строить все свои усилия во имя его развития, то и процесс обучения будет более эффективный и результативный.
Слайд 6В обыденной речи мы часто употребляем понятие личность: Говоря о
личности вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство
внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей) и т.п.
Термин «личность» (person) взят из греческого языка, где обозначал маску, а позже – роль артиста.
Само происхождение понятия уже вкладывает
в него особое содержание –
взгляд на человека со стороны,
его включенность в систему
общечеловеческих отношений.
Ребенок, рождаясь, становится
индивидом, имеющим огромные
потенциальные возможности;
как он их реализует, какой
личностью станет, зависит от
общества и его культуры, системы
воспитания и обучения.
Итак, индивидом рождаются,
личностью становятся.
Слайд 7Существуют различные подходы к описанию и пониманию личности.
В частности,
личность
определяется тем,
что она знает,
что она ценит,
что и
как она созидает,
с кем и как она общается,
каковы ее
эстетические
потребности
и как она их
удовлетворяет.
Слайд 9
Познавательный потенциал – определяется объемом и количеством информации, которой располагает
ученик. Включает психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности ученика.
Личность
ученика можно охарактеризовать
пятью основными потенциалами .
Слайд 10
Морально-нравственный потенциал –
определяется приобретенными нравственно-этическими нормами, жизненными
целями, убеждениями,
устремлениями.
Реализуется в
мировоззрении,
мироустремлениях,
мироощущении.
Слайд 11
Творческий потенциал –
определяется умениями и
навыками, способностью
к действию.
Реализуется в
деятельности
и общении.
Слайд 12Коммуникативный потенциал – определяется
общительностью,
характером
и прочностью
контактов
с
другими людьми.
Выражается
в разнообразии
социальных ролей,
которые играет личность.
Слайд 13Эстетический потенциал – определяется
содержанием
и интенсивностью
потребностей
в прекрасном.
Реализуется
в творчестве
и в «потреблении»
произведений искусства.