Автор материалов:
Безруких Марьяна
Михайловна
Трудности обучения письму и чтению в начальной школе.
Родительское собрание
в 1 классе
Классный руководитель: Клиот Ольга Борисовна
декабрь, 2011
Слайд 2«Письмо должно быть осмысленно
для ребёнка, должно быть вызвано естественной
потребностью, надобностью, включено в жизненную , необходимую для ребёнка задачу.
Только тогда мы можем быть уверены, что оно будет развиваться у ребёнка не как привычки руки и пальцев.»
Выготский Л.С.
Методические рекомендации для родителей
Слайд 4Внешние факторы
Экологические
Социальные
Социокультурные
Школьные факторы риска
- стресс
- интенсивность учебного процесса
- неадекватность требований
и меток
Слайд 5Смешанные факторы
Первичная неграмотность
Функциональная неграмотность
Особые группы риска
часто болеющие дети
медлительные дети
гиперактивные дети
леворукие
дети
дети из социально неблагополучных семей
Слайд 6Внутренние факторы
Генетические
Нарушения пре- и постнатального развития
Нарушения нейросенсорного развития
дисфункции мозга
несформированность коры
головного мозга
возрастная несформированность познавательного развития
Слайд 7Трудности обучения письму и чтению медлительных детей.
Медлительный ребёнок
– это особенность организации высшей нервной деятельности, определяющие темп и
скорость движений, письма, чтения.
Торопить, подгонять такого ребёнка не только бесполезно, но и вредно.
Отрицательно сказывается ограничение времени на отдых, поскольку не успевает сделать задания на уроках.
Свойственна трудность быстрого переключения на новый вид деятельности.
Слайд 8
Все школьные нагрузки утомительны. После школы лучше быть дома в
спокойной обстановке. Продлёнка – не для медлительных детей.
Особая трудность
«что и как писать» возникает в силу того, что они просто не могут успеть воспринять информацию, успеть переключиться с другой деятельности.
Мы не имеем права требовать от ребёнка читать намного быстрее, чем он может.
Слайд 9Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей.
Гиперактивность –
это повышенная, чрезмерная активность детей, которая сочетается с трудностями концентрации
внимания и импульсивности.
Для того, чтобы родители имели представление о том, какие нарушения поведения ребёнка характеризуют как невнимательность, гиперактивность и импульсивность, приведём классическое описание этих симптомов.
Слайд 10
Симптомы невнимательности:
недостаточно внимателен
к деталям;
с трудом удерживает внимание;
как бы не слушает говорящего;
не может
довести дело до конца;
с трудом организует свою деятельность;
избегает выполнения задания;
теряет предметы;
отвлекается на внешние раздражители;
всё забывает.
Слайд 11
Симптомы гиперактивности:
дрыгает руками или ногами, крутится;
не может усидеть на месте,
когда это требуется;
чрезмерно разговорчив;
носится или лезет куда – либо, когда
это не разрешается;
с трудом может тихо играть;
всегда «заведён», «как будто внутри мотор».
Слайд 12
Симптомы импульсивности:
выпаливает ответы;
чрезмерно разговорчив;
с трудом дожидается своей очереди;
прерывает других;
вмешивается в
чужой разговор.
У гиперактивных детей эти симптомы
постоянны.
Слайд 13
Нарушения концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных
заданий, в том числе письма и чтения.
Удовольствие, удовлетворение являются важным
фактором организации психической деятельности ребёнка, оказывают на него стимулирующее влияние.
Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, трудными и не подкрепляются поощрениями.
Во время занятий им сложно порой справится с заданием не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что испытывают трудности в организации своей деятельности.
Слайд 14
Как помочь гиперактивному ребёнку освоить
письмо и чтение?
Выясните со специалистами,
действительно ли ребёнок гиперактивный.
Научитесь общаться со своим непоседой:
не допускайте грубость, унижение, злость.
3. Не разговаривайте раздражённо, если вас отвлекает ребёнок между делом, просто извинитесь.
4. Ваша речь должна быть чёткой, неторопливой, а задание ясным и однозначным.
5. Не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребёнок слушает вас.
Слайд 15
6. Для привлечения внимания используйте систему жестов, дополнительные средства.
7. Обязательна
работа «глаза в глаза», зрительный контакт помогает сосредоточиться.
8. Избегайте слов
«Неправильно», «Не так», целесообразнее говорить «Попробуем сделать еще раз», «Уже лучше, я знаю, что у тебя всё получится».
9. Не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче, он должен быть уверен, что успех возможен.
10. Необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения, это придаёт им уверенность и стимулирует продолжение работы.
Слайд 16Работа родителей с ребёнком, имеющим школьные проблемы.
Помощь родителей
не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних заданий. Родители
должны знать, как нужно организовать занятие, как взаимодействовать с ребёнком.
Они должны соблюдать основные правила:
Успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются.
Работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах.
Начинать занятия следует с 10 -15 минут.
Начинать занятия с игровых упражнений.
Слайд 17
Не заниматься, если ребёнок очень устал, утомлён или произошли какие
– то особые события.
В занятия должны быть включены задания, которые
ребёнок обязательно сможет выполнить, или достаточно лёгкие, не вызывающие серьёзного напряжения. Это позволит ему настроится на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо всё получилось!», «У тебя сегодня хорошо всё получается», - и т. п.
Во время длительных занятий через 15 минут обязательно должны быть паузы, упражнения на расслабление.
Слайд 18
Успех такой работы во многом зависит от того, сможет ли
ребёнок поверить в свой успех, но сначала в это должны
поверить взрослые, учитель и родители.