Слайд 1Метапредметный
подход в образовании
(в помощь учителю)
Слайд 2Современные учёные, разрабатывающие идеи метапредметного подхода
А.Г. Асмолов, д.пс.н.
А.В. Хуторской, д.п.н.
Ю.В.
Громыко, д.ф.н.
Слайд 3Метапредметные результаты
(по А.Г. Асмолову)
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
Слайд 4Метапредметные результаты
универсальные учебные действия (личностные, познавательные и регулятивные);
межпредметные понятия.
Слайд 5Личностные универсальные учебные действия -
действия, с помощью которых
обучающиеся определяют ценности и смыслы учения:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
-
смыслообразование;
- нравственно-этическая ориентация.
Слайд 6Регулятивные универсальные учебные действия -
действия, с помощью которых
обучающиеся организуют учебную деятельность:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
- саморегуляция.
Слайд 7Познавательные универсальные учебные действия -
действия, с помощью которых
обучающиеся осуществляют процесс познания:
общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.);
- логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.);
- постановка и решение проблемы.
Слайд 8Коммуникативные универсальные учебные действия -
- действия, с помощью которых обучающиеся
налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:
- планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Слайд 9Метапредметы (по А.В. Хуторскому)
«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует
учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его
конкретного проявления».
«Наличие фундаментального образовательного объекта».
Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».
Слайд 10Метапредметы (по Ю.В. Громыко)
Метапредметы – это предметы, отличные от предметов
традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно
НАДпредметности.
Слайд 12Метапредметы
(по Ю.В. Громыко)
Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность
и на то, как она может выстраиваться в соответствии с
двумя позициями.
Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»).
Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.
Слайд 13Метапредмет «Знак»
Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации.
Слайд 14Метапредмет «Знание»
Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями.
Слайд 15Метапредмет «Проблема»
Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции
относительно данного события.
Слайд 16Метапредмет «Задача»
Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и
освоение способов их решения.
Слайд 17Выводы
В современной педагогике существуют три взгляда на метапредметность в образовании.
Метапредметы
могут быть представлены в двух формах: как «связки» между предметами
и как отдельные учебные курсы.
В основе метапредметного подхода положение: знания об объектах не сообщаются ученику в виде готового материала, а добываются каждым учеником.
Слайд 18Особенности метапредметного занятия
Это интегрированное занятие.
Деятельность учащихся организуется не с целью
передачи им знаний, а с целью им передачи способов работы
со знанием.
Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.
Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Слайд 19Примеры метапредметных категорий
Определение и понятие.
Рисунок и схема.
Знание и информация.
Цель и
задача.
Роль и позиция.
Модель и способ.
Содержание и форма.
Знание и незнание.
Порядок и
хаос.
Изменение и развитие.
Простое и сложное.
Слайд 20Литература
Хуторской А.В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя.
- Черноголовка, 1993. - 70 с.
Хуторской А.В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный
интегрированный курс. - Черноголовка, 1994. - 68 с.
Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М., 1998.
Слайд 21Литература
Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по совоению высших образцов
педагогического искусства). – Минск, 2000.
Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак» / Учебное
пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001.
Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001.
Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. – М.. 2005.