Слайд 1Составила:
Воспитатель: Анохина Л.Н.
ГОУ № 46 «Центр РиМ»
Коррекционная работа
по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения у детей
с ОВЗ» очень важна, так как
Слайд 2Определенный уровень сформированности социально-бытовых умений и навыков помогает детям
с ограниченными возможностями здоровья, интегрироваться в обществе и снимает некоторые
ограничения существования
Слайд 3Процесс обучения следует сделать трехступенчатым:
1. Вначале ребенку объясняют, что он
должен сделать.
2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.
3.
Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.
Слайд 4Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны,
следует:
предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными,
чередовать разнообразные виды деятельности; начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха; сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими; включать в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.
Слайд 5воспитателю всегда следует помнить,
что его действия, направленные на создание
психологического комфорта должны быть обдуманы и тактичны. Излишняя опека и чрезмерная забота
могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей - снисходительное отношение.
Слайд 7 Одним из условий освоения первого этапа социально-бытовой ориентации является овладение
всеми навыками самообслуживания и правил поведения в быту, а именно:•
гигиенические
навыки по соблюдению чистоты тела;
навыки культуры еды;
навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования;
навыки содержания порядка в окружающей обстановке;
навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений
Слайд 8 Предлагается соблюдать следующие обязательные направления коррекционные работы в сфере развития
жизненной компетенции для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:
Развитие
адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослым, чтобы попросить помощи.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
Овладение навыками коммуникации.
Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.
Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Слайд 9Система работы включает несколько этапов:
1. Создание условий, облегчающих выполнение движений
и действий.
2. Постепенное преодоление трудностей.
3. Закрепление сформированных действий в практических ситуациях.
4. Совершенствование новых способностей.
5.
Развитие мотивации в овладении двигательными навыками.
Слайд 10Формирование навыков самообслуживания включает отработку действий с соответствующей помощью. В течение
дня постоянно происходит обучение навыкам самообслуживания и закрепление двигательных навыков, в
процессе режимных моментов, что является одним из условий освоения первого этапа социально-бытовой адаптации, а именно:
гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела;
навыки культуры еды;
навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования;
навыки содержания порядка в окружающей обстановке;
навыки культурного поведения и вежливых
взаимоотношений.
Слайд 11Формирование навыков умывания
Чтобы сформировать хороший навык, очень важно правильно «наращивать»
цепочку действий. Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать
ребенок и что ему еще не под силу, затем разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом.
Следующий шаг - определить оптимальную последовательность обучения. Она должна быть организована таким образом, чтобы самые доступные для конкретного ребенка навыки изучались сначала, а более трудные - позже, причем обучение одному звену должно облегчать обучение последующему.
Слайд 12Формирование навыков одевания
Каждое действие необходимо разбить на шаги. Можно применить как
прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а
все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок - завершает процесс. Количество самостоятельных шагов последовательно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий.
Слайд 13Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела.
Учить детей раскладывать полотенца, сидя
на стуле за столом. Подготавливать принадлежности для умывания, самостоятельно засучивать
рукава, мыть лицо и руки, правильно пользоваться мылом, складывать туалетные принадлежности по окончании умывания, например, нужно положить мыло в мыльницу. При кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде. Учить детей чистить зубы и полоскать рот
Слайд 14Навыки культуры еды.
Формировать навыки аккуратности еды у детей. Приучать детей
садиться за стол в опрятном виде, принимать правильное положение за
столом и сохранять его. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами; пищу брать понемножку, бесшумно, по мере необходимости пользоваться салфеткой. Учить детей самостоятельно пить из чашки и убирать за собой чашку. Обучение самостоятельной еде.
Слайд 15Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений.
Учить детей здороваться и прощаться
со взрослыми; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, воспитывать заботливое отношение
к людям., товарищеские взаимоотношения со взрослыми, побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на его вопросы. Учить соблюдать правила культурного поведения (вытирать при входе ноги, соблюдать аккуратность в туалете, умывальной комнате) Вызывать чувство удовлетворения от чистоты и порядка.
Специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития. Система работы составлена с учетом возрастных и психо-физических особенностей развития . Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений, состоит из разделов, где даны темы занятий, определено содержание практических работ и перечислены основные требования к умениям детей.
Слайд 16Виды помощи при формировании навыков самообслуживания
(Помощь или содействие) ребенку может
быть разной.
Устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.
Демонстрация
- показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.
Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.
Физическая - физические действия, помогающие малышу справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.
Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.
Слайд 17Формы обучения социально-бытовой ориентации
• Предметно-практические занятия
• Экскурсии
• Сюжетно-ролевые игры
• Беседы
• Дидактические
игры
Слайд 18Литература
1.Баряева Л.Б. и др. «Родник» - Программа социокультурного развития детей (для
детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата). – СПб., 1997.
2.Битова А.Л. «Особый
ребенок исследование и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации». Москва, 2000