Слайд 1Как работать над лингвистическим сочинением?
Рекомендации
Слайд 2Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова
«лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука,
изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Слайд 3Как сформулировано задание С2 в демоверсии 2013 ?
Слайд 4Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его.
Слайд 5Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка,
о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
• о
богатстве, выразительности, точности русской речи;
• о средствах выражения мыслей;
• о роли в русском языке эпитетов, метафор,
олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов,
фразеологизмов и т.п.;
• о взаимосвязи лексики и грамматики;
• о роли синтаксиса в человеческом общении;
• о гибкости русской пунктуационной системы и
функциях знаков препинания и т.д.
Слайд 6Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении:
• написать исходный тезис;
• выразить своё
отношение к нему.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
Слайд 7Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие
слова:
Действительно…
на самом деле…
не могу не согласиться с автором высказывания…
я полностью
согласен с ...
безусловно...
я разделяю точку зрения автора высказывания
я поддерживаю мнение автора
бесспорно мнение автора о том, что ...
и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Слайд 8Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет
ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя
было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Слайд 9Можно обойтись и без цитирования…
Язык – одно из чудес, с
помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель
К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
! Высказывание К.В.Паустовского взято из демоверсии 2013 года.
Слайд 10Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
Обратимся
к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Попытаемся раскрыть значение
тезиса на примерах, взятых из текста ...
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Слайд 11Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
Слайд 12
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
примеров должно быть 2;
примеры
должны быть из указанного текста;
приводя пример, нужно не только назвать
языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Слайд 14Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что
в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных
мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Слайд 15Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
Слайд 17Важные советы
Пишите сочинение разборчиво.
Если вы знаете, что у вас
плохой почерк, не поленитесь написать сочинение печатными буквами, чтобы эксперты,
проверяющие ваше сочинение, могли его понять и правильно оценить.
Возьмите с собой на экзамен хороший)имеющий много слов) орфографический словарь. Им можно пользоваться в течение всего экзамена.
Обязательно проверьте трудные слова по словарю. Обычно вы путаете безударные А-О, и Е-И.
Проверьте знаки препинания ( есть ли вводные слова, сложные предложения, однородные члены предложения, обособленные члены(причастные и деепричастные обороты)
Не забудьте чёрную гелевую или капиллярную ручку. Это очень важно для заполнения бланка теста.
Слайд 18Удачи вам на экзамене
по русскому языку