будущих результатов»,
«идеальное предвидение результата деятельности».
«идеальное представление о
результате деятельности, полученное в сознании субъекта при взаимодействии с действительностью»( П.И. Пидкасистый). Поставить цель—значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. «цель–сознательный образ ожидаемого результата или осознанный желаемый результат (О.К.Тихомиров);
Несколько шире определяет «цель» Д.Г. Левитес , как «прогнозируемый результат деятельности; предметная проекция, будущего; психическое явление - субъективный образ желаемого».
Из чего следует, что цели образования (дидактические- субъективный образ учителя о результатах ) – это проектирование результатов процесса обучения.
Если цели - проектирование результатов обучения, то они являются системообразующим фактором потому, что они является главными. Какие цели процесса обучения, воспитания и развития школьников спроектировать, такие и результаты биологического образования можно получить.
Хорошо понятая и обозначенная цель «наводит» на соответствующий результат того, кто ее сформулировал. В методической науке (педагогических технологиях) принято выстраивать траекторию движения к цели через комплекс решаемых задач.
Задача - ступень в общем движении к цели, частное достижение результатов деятельности, часть цели, ее слагаемое без которого не выстраивается желаемый результат. Цели обучения реализуются в учебном процессе.
2. Факторы, определяющие цели современного школьного биологического образования.
Как социальное явление школьное образование зависит от целей. Которые зависят от многих факторов:
1.ценностей, на которые ориентируются цивилизации и общества;
2. уровень развития государства и общества и государственная образовательная политики;
3. уровня развития культуры и систем образования;
4. уровень и тенденции развития науки биологии;
5. стандарт среднего общего ( полного) образования по биологии;
6. практика и опыт методики обучения биологии.