Слайд 1Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения
Слайд 2Психолого-педагогическое сопровождение
Предпрофильное обучение
(9 класс)
Профильное обучение
(10 - 11
класс)
Слайд 3Профильное обучение обусловлено несколькими принципами:
реализация профильности ставит выпускника основной
школы перед необходимостью ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении
профилирующего направления.
педагоги и психологи должны не только помочь школьнику осуществить выбор профиля, но и сформировать собственную аргументированную позицию по этому вопросу.
Слайд 4Предпрофильная подготовка – это система работы образовательного учреждения, обеспечивающая учащимся
основной школы ответственный выбор предварительного самоопределения в отношении будущей профилирующей
деятельности.
Слайд 5КОМПРОМИСС
между
ИНТЕРЕСЫ ШКОЛЬНИКА
(т.е. «ХОЧУ»)
СПОСОБНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
(т.е. «МОГУ»)
Слайд 6Комплексная модель
психолого-педагогического сопровождения
требует:
не просто поддержать школьника в его профессиональном
выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору.
Слайд 7Каковы пути, средства и психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной
траектории профессионализации?
Слайд 8Программа
психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения
«Я выбираю профессию»
(36 часов)
Слайд 9Цель программы:
1. Содействовать актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения
учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе
жизненного и профессионального пути.
2. Оказать помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессиональной деятельности.
3. Совершенствовать коммуникативные навыки учащихся
Слайд 10Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение уровня психологической
компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, способствовать
межличностному росту;
2. Создание условий для раскрытия творческого потенциала: формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;
3. Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики; определение социальных установок и помощь в их формировании;
4. Определение мотивации выбора и ее структуры; формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
5. Определение выраженности и структуры способностей;
Слайд 11Центральное место в программе занимают:
практические и лабораторные работы
заполнение
рабочих тетрадей по курсу
рекомендации по эффективному построению своего жизненного
пути и выбору своей будущей профессии
межличностному общения в быту, с партнерами по бизнесу, коллегами по работе
Слайд 12Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена в условиях профилизации образования –
это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и
социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях.
Слайд 13Психолого-педагогическое сопровождение профильных классов
подготовительный цикл
(9 класс)
заключительный цикл
(11 класс)
адаптационный цикл
(10 класс)
Слайд 14Психолого-педагогическое сопровождение 10 классов (профильный цикл)
Слайд 15Основная цель:
способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации
обучения.
Слайд 16Задачи:
совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале
учебного года;
отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов
дезадаптации;
психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.
Слайд 17Психолого-педагогическое сопровождение 11 классов (заключительный цикл)
Слайд 18Основная цель:
помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной
готовности
Слайд 19Задачи:
определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности;
проведение развивающей
работы с учащимися;
психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных
проблемах будущего выпускника школы
Слайд 20Развивающий курс «Новая жизнь»
Цель данного курса – помочь старшеклассникам в
определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в
профессиональном и личностном самоопределении
Слайд 21Курс состоит из 6 занятий:
1.“Моя линия жизни”. Занятие направлено на
развитие временной перспективы.
2.“На пути к цели” - здесь отрабатываются навыки
преодоления препятствий на пути к достижению целей.
3.“У меня все получится”. На занятии формируются приемы уверенного поведения.
4. “Нет проблем!” - дальнейшая отработка приемов уверенного поведения.
5.“Поговорим о жизненных ценностях”. Основная цель занятия – осмысление старшеклассниками своих жизненных ценностей.
6.“Пожелай мне доброго пути”. Главная цель здесь – получение обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий.
Слайд 22Модель психолого-педагогического сопровождения профильной школы
Психологическое сопровождение профильной школы
Предпрофильная подготовка
Профильное обучение
Портфолио
Элективные
куры
Курсы по выбору
Профильные предметы
Слайд 23Предпрофильная подготовка
Родители
1. Собрание по теме: “Модернизация образования в старшей
школе”
2. Работа с сопротивлениями родителей
3. Информирование о системе
профильного обучения.
4. Семинар по теме “Особенности подросткового и юношеского возраста. Психологическая поддержка в ситуации выбора профиля обучения”.
5. Анкетирование по ППиПО.
6. Привлечение родителей к организации социальных практик.
Педагоги
1. Освоение механизмов работы с портфолио. Смена установок на систему оценки достижений ребенка.
2. Помощь в организации и проведении мероприятий по информированию родителей.
3. Консультирование по возрастным и психологическим особенностям ребенка.
Учащиеся
1. Проведение ориентационных курсов по выбору профессии.
2. Изучение интересов, способностей, склонностей.
3. Изучение образовательных потребностей.
4. Консультирование по освоению алгоритма выбора.
5. Помощь в написании резюме, автобиографии и планов на будущее.
6. Посещение программы “Я выбираю профессию”
7. Консультации по построению ИПО (индивидуального профиля обучения)
Слайд 24Профильное обучение
Родители
1. Просвещение о профиле или ИПО (профильные предметы
и элективные курсы).
2. Информирование о профессиональных учебных заведениях и
уровнях профобразования, перспективных отраслях с учетом развития рынка труда.
3. Ознакомление с итогами профдиагностической работы с учащимися.
4. Поиск альтернатив (консультации, беседы).
Педагоги
1. Психологическая экспертиза по реализации компетентностного подхода на занятиях по профилю и элективных курсах.
2. Консультирование по профессиональному самоопределению школьников.
3. Консультирование по построению индивидуальных образовательных программ учащихся.
4. Консультирование по освоению новых педагогических технологий.
Учащиеся
1. Поиск альтернатив в выборе профиля.
2. Помощь в профессиональном самоопределении.
3. Изучение индивидуальных склонностей, способностей, интересов.
4. Изучение профессиональных и образовательных потребностей.
5. Проведение тренинга “Личностного роста”
6. Элективные курсы
Анализ и коррекция ИПО.
Слайд 26Цель - отслеживание различий в личностных особенностях учащихся разных профилей
Слайд 27У учащихся параллели 9-х классов были изучены:
Структура интеллекта тестом Амтхауэра;
Диагностика
предпочитаемых сфер деятельности;
Анкетирование учащихся по вопросам планирования профессионального будущего;
Анкетирование родителей
по вопросам планирования профессионального будущего
Слайд 28Использование полученных данных распределялось по следующим направлениям:
Предоставление информации
администрации при комплектовании профильных классов;
Проведение индивидуальных и семейных консультаций
по проблематике выбора профиля обучения;
Психолого-педагогическая оценка потенциала скомплектованных профильных классов.
Слайд 29Результаты адаптационного периода (анкетирование 10-х классов)
Слайд 31Изучение установок родителей на профильное обучение
Слайд 36Психологические портреты различных профилей обучения
Слайд 3711 «А» класс:
I подгруппа – физико-математический профиль
II подгруппа – химико-биологический
профиль
Слайд 38I подгруппа
физико-математический профиль
Отличаются выдвижением на первый план экстремальной
личностной направленности – сочетанием конвенциональности поведения со скрытой потребностью в
признании со стороны окружающих;
Фактор самоактуализации выявляет важность преодоления психологических защит для построения адекватного и доброжелательного общения;
Повышение позитивной «Я – концепции», контактности и коммуникабельности учащихся происходит за счет обесценивания гуманистических ценностей;
Наименее значимыми факторами выступают реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм;
Слайд 39В направлении указанных поведенческих тенденций отсутствует полная удовлетворенность собой и
имеется тенденция к дальнейшему самосовершенствованию;
Выявляется проблема скрытой контролируемой агрессивности,
которую учащиеся преобразуют в отстаивание собственной позиции и попытку построения доминантного поведения;
Учащиеся удовлетворены сложившимся стабильным стилем межличностного взаимодействия, который предполагает ориентацию на мнение значимых окружающих, сотрудничество и допущение ведомой позиции.
Слайд 40II подгруппа
Химико-биологический профиль
Учащиеся наиболее направлены на самоактуализацию;
Для них
характерна устойчивость стремлений к самостоятельности мышления и оригинальности идей в
сочетании со склонностью к компромиссам, конгруэнтностью и ответственностью в контактах с окружающими;
Внутренняя потребность в уверенности, независимости подавлена, и компенсаторные усилия направлены на повышение своего социального статуса;
Слайд 4111 «Б» класс:
Социально-гуманитарный профиль
Слайд 42Отличаются наибольшей актуализацией креативности и контактности, выраженной не только способностью
к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими, но и
стремлением к нивелированию социальных стереотипов, способности к адекватному самовыражению в общении;
Самоактуализация представлена наиболее полно и гармонично;
Наличие амбивалентности внутриличностных мотивов: мотив самоактуализации (в силу своей незрелости) вступает в противоречие с мотивом лидерского самоутверждения и установления отношений сотрудничества в группе;
Слайд 43Учащиеся удовлетворены сложившимся стабильным стилем межличностного взаимодействия, демонстрирующим устойчивость стремлений
к самостоятельности мышления и оригинальность идей в сочетании с легкостью
вживания в разные социальные роли, эмоциональной вовлеченностью и доброжелательностью;
В то же время у отдельных учащихся с повышением интеллектуального уровня отмечается ослабление предрасположенности к взаимно полезным и приятным контактам, уход от лидерства, усиление реалистичной базы суждений и скептицизма.
Слайд 44Результат:
Выбор профиля обучения в большинстве случаев не обусловлен осознанной направленностью
на профессию, механизмы личностного и профессионального самоопределения отличаются незрелостью;
Явление самоактуализации
у учащихся профильных 11-х классов наполнено процессами, направленными преимущественно на постижение собственной индивидуальности и самопрезентацию в ущерб познанию социальных процессов и поиску своего места среди них, выявляя диссонанс между внутриличностным поиском, самопознанием и демонстрируемым образом себя, личностью для себя и личностью для других;
Слайд 45В классе гуманитарного направления приоритетным являются индивидуально-личностное развитие и оригинальность
мышления, а для учащихся математической и биологической направленности более важна
комфортная и поддерживающая социальная ситуация;
Анализ желаний учащихся 11-х профильных классов о том, на какую специальности они пойдут учиться в дальнейшем выявляет неполную реализацию профильного выбора при продолжении обучения, особенно в классе гуманитарного направления