Слайд 1«Система работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса»
Плешакова Ирина Степановна педагог-психолог
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№13»
Г. Балаково Саратовской области
Слайд 2Кредо педагога-психолога:
- внимание каждому обучающемуся, каждый интересен, уникален
- заметить
и помочь в раскрытии индивидуальности
В.А.Сухомлинский писал: "Я не один год
думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой "
Слайд 3Необходимость новых воспитывающих направлений в деятельности педагога - психолога;
Сохранение и
укрепление здоровья обучающихся;
Воспитание подростков;
Сопровождение профессионального самоопределения;
Сотрудничество педагога-психолога с коллегами
и родителями обучающихся.
Направления психолого-педагогического сопровождения:
Слайд 4В условиях модернизации образования предполагается качественное психолого-педагогического сопровождение в решении
актуальных задач воспитания.
В этом направлении необходимо:
обеспечить активное участие педагогов-психологов
в разработке и сопровождении программ воспитания;
осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия классных руководителей, учителей-предметников, социальных педагогов и педагогов-психологов, администрации;
расширить использование в воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, ассертивности, самостоятельности; методов развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям;
создание и поддержка детских и молодежных объединений, волонтерских движений.
Слайд 5 Важным направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление
здоровья детей.
Конкретными задачами работы в данном направлении являются:
- формирование установок
на здоровый образ жизни;
- развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
- профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.
Слайд 6Программы психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса
Региональная программа «Основы Здорового образа жизни»
5-9 класс;
Программа «Этика и культура развития речи» 5 класс
Программа «Познай
себя» 6 класс;
Программа «Мой выбор» 8 класс;
Элективный курс «Предпрофильная диагностика и подготовка учащихся к успешному профессиональному самоопределению» 9 класс;
Программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению здоровья педагогов
Слайд 7Позитивный опыт работы в этом направлении накоплен в МОУ СОШ
№13, которая является опорной школой Ресурсного Центра по здоровьесбережению. Программу
регионального компонента «Основы Здорового образа жизни» ведет педагог-психолог, прошедший специальный курс на базе Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Слайд 8 Сопровождение ребёнка по его жизненному пути - это движение вместе
с ним, рядом с ним иногда - чуть впереди, если
надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребёнок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь.
Слайд 9 Не сам ребёнок, не его умудрённый опытом спутник не могут
существенно влиять на то, что происходит вокруг дороги. Взрослый также
не в состоянии указать ребёнку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрёстках и развилках с ребёнком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача. Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его обучения и видится основная цель школьной психологической практики».