Слайд 1Благотворительность
на Руси
в 16-17 веках
Слайд 2Благотворительность в России имеет исторические корни, которые связаны со становлением
и развитием Российского государства.
Началом благотворительной деятельности в России принято считать
988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим».
Слайд 3 В 16 веке началась
история
общественной
благотворительности
в России.
Слайд 4С конца XVI века прославился своей благотворительностью Коневский Рождественский мужской
монастырь, имевший бесплатную гостиницу для путешественников и странноприимный дом для
богомольцев.
В Николаевско-Пешношском монастыре оказывалось бесплатное лечение в больнице, имелся гостиный двор.
Иосифо-Волоколамский монастырь, имел странноприимный дом, гостиницу, больницу, богадельню и церковноприходскую школу на 18 мальчиков.
Слайд 5Особым примером
христианского милосердия
служит жизнь святителя Макария, архиепископа Великого Новгорода и Пскова ,в
1595 году он отдал все деньги на выкуп пленных у крымских татар.
Слайд 6Царь Иван IV (Грозный) начал процесс, направленный на узаконивание благотворительности
в рамках государственной политики. Были изданы специальные законы, направленные на
оказание помощи нуждающимся.
Слайд 7Впервые
на Стоглавом
соборе 1551 года
Иван IV сказал о
необходимости
строить
в каждом городе
богадельни и
больницы
Слайд 81601 год в стране начался страшный голод
Царь Борис Годунов
запретил винокурение и пивоварение, изъятые запасы хлеба продавались по низкой
цене.
Слайд 9 Широко развернулась благотворительная деятельность при династии Романовых.
Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему
приказу открытие сиротских домов. У его преемника, Алексея Михайловича в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.
Слайд 10 Видным московским благотворителем был близкий советник царя
Алексея Михайловича – Федор Ртищев. Он первым в России предпринял
попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654–1656 годы) Ртищев создавал больницы для раненых солдат. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена.
Слайд 11По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых
и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где
лечили или содержали до конца жизни. Все это Федор Ртищев организовывал в основном на собственные деньги.
Слайд 12В царствование молодого Федора Алексеевича((1676-1682), был издан указ об открытии
домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам.
В
1682 году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже 10.
Слайд 13Петр I уделял много внимания устройству больниц, богаделен, разного рода
приютов. На воевод была возложена обязанность «приступить к устроению больниц,
богаделен, сиротских домов, домов смирительных и домов прядильных для людей праздношатающихся и им подобных».
Слайд 14Он предписывает помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, выдавать
престарелым и инвалидам из казны специальные «кормовые деньги», а состоятельных
граждан призывает вкладывать «милостные» средства и продукты непосредственно в богадельни и госпитали.
Слайд 15Для славян поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта были традиционными
чертами характера во все времена.
Слайд 16Сегодня в народе вновь утверждается
понятие духовности и нравственности.
Возрождаются вековые традиции
благотворительности
Слайд 17Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, потому что она способствует формированию
в людях чувств благородства, душевной щедрости и солидарности, поднимает в
них творческую активность, делает их настоящими гражданами своей страны