Слайд 1Мониторинг учебного процесса
Школа 572
Слайд 2«Если вы убеждены, что новые идеи вам не нужны, то
вероятно, вы просто заблуждаетесь»
(Эдвард де Боно)
Слайд 3«Корни» мониторинга
Впервые мониторинг был использован в почвоведении, затем в экологии
и других смежных науках.
В экологии понятие мониторинг определяется как непрерывное
слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам.
В настоящее время он используется и в технических, и в социальных науках, и в различных сферах практической деятельности.
Слайд 4Основные сферы, проявляющие интерес к мониторингу как способу научного исследования
Экология
Биология
Социология
Педагогика
Экономика
Психология
Теория управления
Слайд 5Мониторинг в образовании -
это система сбора, обработки,
хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее
элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Слайд 6Составные части мониторинга
Получение и накопление информации
Обработка результатов
Анализ
Прогноз
Чем больше
информации,
тем полнее
анализ
результатов.
Слайд 7Виды мониторинга
Динамический - исследование данных о динамике развития того или
иного объекта, явления или показателя.
Конкурентный - изучение результатов идентичного
обследования других образовательных систем.
Сравнительный – сравнение результатов идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня.
Комплексный, когда используется несколько оснований для экспертизы.
Информационный – структуризация, накопление и распространение информации.
Базовый (фоновый) – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления.
Проблемный – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления.
Управленческий – отслеживание и оценка эффективности, последствий и вторичных эффектов, принятых в области управления решения.
Слайд 8Классификация по иерархии систем управления
школьный
районный
областной (региональный)
федеральный
Слайд 9Принципы проведения мониторинга
Целостность
Оперативность
Приоритет управления
Принцип соответствия (целей мониторинга средствам его организации)
Научность
Прогностичность
(нацеленность на прогноз)
Непротиворечивость
Разнообразие
Слайд 10Объекты мониторинга:
изучение реальных учебных возможностей школьника;
изучение качества знаний по предметам;
выявление
типичных дидактических причин слабой успеваемости школьников;
выявление удовлетворенности учащихся образовательным процессом;
изучение
характера внутришкольного общения;
анализ типологии дидактических средств, используемых учителем;
рациональность режима функционирования школы;
характеристика педагогического мастерства учителя.
Слайд 11Уровни мониторинга образовательного процесса
I группа – мониторинг уровня
ЗУН обучающихся («цель – результат»);
II группа – мониторинг, связанный с
непосредственным накоплением и структуризацией информации;
III группа – системы мониторинга, построенные с использованием модели «вход – выход»;
IV группа – системы мониторинга на уровне ОУ.
Слайд 12 I группа
Объект мониторинга - результативность учебно-воспитательного процесса.
Методы, направления исследования:
тестирование (тестовые задания и КИМы итоговой аттестации),
- анализ уровня
обученности и обучаемости учащегося,
- информационная карта текущей успеваемости и посещаемости учащегося.
Слайд 13 II группа
Объект мониторинга - накопление и структуризация информации о
преподавателях, материально-технической оснащенности учебного процесса.
Методы, направления исследования:
- педагогические кадры, их
квалификация;
- общие показатели, материально-техническая база;
- комплексно-методическое обеспечение учебного процесса;
- результативность образовательного процесса;
- результативность воспитательного процесса;
- инновационная и методическая деятельность;
- мониторинг качества функционирования ОУ (расписание и т.п.).
Слайд 14 III группа
Объект мониторинга - модель «вход-выход» .
Методы, направления исследования:
-
психолого-педагогические характеристики учащихся;
- уровень обученности и обучаемости;
изучение развития у
учащихся ключевых компетенций (карта наблюдения и оценки);
модель выпускника школы (начальной, основной и средней),
поступление в высшие и средние профессиональные учебные заведения,
проблема трудоустройства.
Слайд 15 IV группа
Объект мониторинга – образовательное учреждение.
Методы, направления исследования:
- анализ урока;
- рейтинговая оценка деятельности учителя, классного руководителя,
руководителя ДО, руководителя методического объединения;
- положение о лучшем учителе, руководителе методического объединения, классном руководителе и т.д. (результаты деятельности и система поощрения);
- изучение потребностей всех участников образовательного процесса.
Слайд 16По результатам мониторинга
предпринимаются попытки ответить на вопросы
об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие
на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания.
Слайд 17По результатам мониторинга
Мониторинг как педагогическая технология позволяет не только
систематизировать информацию, но и может стать механизмом материального поощрения педагогов,
работающих эффективно в режиме развития.
Высокие показатели педагогической деятельности могут также служить основанием для повышения квалификации учителя.
Слайд 18Недостатки
Использование устаревших, некорректных методик для оценки состояния образовательных систем, попытки
совместить разнородные методики.
Отсутствие стандартов на уровне обработки результатов; каждая система
мониторинга использует средства и методы, не совместимые с другими.
Преувеличение значения тестирования, особенно компьютерного варианта, и незначительная оценка социальных результатов.
Использование инструментария, особенно психологического, не по назначению.
Некорректные выводы.
Слайд 19Создание теоретической модели системы педагогического мониторинга – первый шаг на
пути управления качеством образования.
Принцип системности в проведении педагогического
мониторинга может быть реализован только при условии разработки циклограмм.
Слайд 20Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ
Слайд 21Мониторинг результативности учебного процесса
Слайд 23Мониторинг на уровне МО
Методическое объединение учителей биологии, химии, географии, физической
культуры и ОБЖ школы 572
Слайд 32Модель мониторинга учебного процесса на уровне предмета -
процедура отслеживания результатов обучения преподаваемого предмета через организацию системы контроля,
сбора, обработки информации, представляющей собой совокупность показателей для анализа, прогноза и моделирования учебного процесса, направленного на достижение поставленных целей.
Слайд 33Этапы мониторинга на уровне предмета
Подготовительный
Практический
Аналитический
Слайд 341 этап мониторинга - подготовительный
Постановка целей и задач
Моделирование оптимального учебного
процесса (выделение модулей, информационное обеспечение, разработка тренировочных упражнений, организация педагогической
и учебной деятельности).
Слайд 352 этап мониторинга - практический
Осуществляется реализация смоделированного учебного процесса.
Мониторинг
осуществляется при отслеживании промежуточных состояний учебного процесса.
Слайд 363 этап мониторинга - аналитический
На основе анализа результатов
мониторинга разрабатываются рекомендации для учащихся (продолжение обучения на более высоком
уровне, готовность к сдаче экзамена, зачета, и т.д.) и для учителя, которые направлены на коррекцию конкретизации целей по предмету и исходной организации учебного процесса.
Слайд 38Мониторинг нам поможет!
"Истина в конце концов не остается
скрытой."
(Леонардо да Винчи)