Слайд 1Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности детей.
Подготовила
Бывалина Л.Л.
Слайд 2Развитие индивидуальности проходит 3 этапа:
1. «Я и мир вокруг» (самооткрытие
и самоузнавание) – начальная школа;
2. «Я и мой внутренний мир»
(самопознание, рефлексия, апробация разных сфер проявления) – основная школа;
3. «Я в мире» (самопроектирование, самоопределение) – старшая школа.
Слайд 4Развитие индивидуальности ученика («Колесо воспитания»)
Озарение
Подчинение
Подчинение
Поворот колеса обеспечивает выход наверх
таких педагогических явлений, как «озарение», «соревнование», «преодоление».
Слайд 5Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических
знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в
учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой
(совет школы, родительские комитеты).
Слайд 6В работе с родителями используются различные формы:
Родительские собрания
Общеклассные
и общешкольные конференции
Индивидуальные консультации педагога
Посещения на дому
Родительские
тренинги
Дискуссии
Психологические разминки
Круглые столы
Устные журналы
Практикумы
Родительские вечера
Родительские чтения
Родительские ринги
Слайд 7Формы психолого-педагогического просвещения
Университет педагогических знаний
Лекция
Конференция
Родительские
конференции (общешкольные, классные)
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений
по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя)
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Слайд 8Формы психолого-педагогического просвещения
Содержание индивидуальной консультации:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения,
интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Родительское собрание (форма анализа, осмысления на
основе данных педагогической науки опыта воспитания).
Слайд 9Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей,
а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна
учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей
учащихся.
Слайд 10Если:
– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– ребенка высмеивают, он
становится замкнутым;
– ребенка хвалят, он учится быть благородным;
– ребенка поддерживают,
он учится ценить себя;
– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Слайд 11Направления педагогического обеспечения индивидуальности
Слайд 12Направления педагогического обеспечения индивидуальности
Слайд 13Направления педагогического обеспечения индивидуальности
Слайд 14Проблемы развития индивидуальности
Слабые психолого-педагогические знания и умения родителей
Закрытость педагогов от
родителей, отсутствие партнерских взаимоотношений
Слабая возможность проявить себя у ученика, родителя
Отсутствие
возможности построения индивидуальной образовательной и деятельностной траектории у учащегося
Слайд 15Пути и способы решения проблем
Обеспечить время и информационное сопровождение контактов
школы и семьи
Отношения родителей и педагогов как равноправных участников единого
взросло-детского сообщества.
Делать акценты не на трудностях и просчетах, а успехах и достижениях личностного роста
Тематические встречи в неформальной обстановке
Ведение индивидуальных карт учеников
Создание условий для расширения знаний обучающихся о самих себе, своих возможностях и способностях.
Воспитание интереса к самому себе, формирование собственной культуры самопознания, саморазвития, самовоспитания.
Слайд 16Памятка по обеспечению индивидуального образования для ребенка
Каждый ребенок уникален. Такого
никогда не было и не будет. Но он есть! И
каждое событие его жизни неповторимо. Это — его событие, а школа призвана обеспечить событийную жизнедеятельность детей.
Ребенок не готовится к жизни. Он уже живет — здесь и теперь. Пусть живет настоящей, полной детской жизнью!
Ребенок— это растущий человек, взрослый — уже выросший. Два человека способны понять друг друга.
Ребенок, как и педагог, имеет право быть самим собой.
Ребенок от рождения стремится к самостоятельности. Он хочет быть независимым; уверенным в себе и в других; уметь разбираться во всем; иметь добрые взаимоотношения.
Слайд 17Памятка по обеспечению индивидуального образования для ребенка
Ребенок хочет осуществить свое
право на самоопределение, самореализацию. Школа должна обеспечить это право.
Не бывает
виновных, плохих, трудных детей без виноватых, плохих и трудных взрослых: бывают дети, нуждающиеся в нашей поддержке и помощи.
Если взрослому не к чему придраться, то он придирается к тону ребенка!
Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь и посоветуйтесь с самим ребенком.
Надо сотрудничать с ребенком в атмосфере открытости, свободы и доверия.
Слайд 18 Все формы, все содержание работы педагогов, учителей-предметников
определяется исключительно его отношением к
РЕБЕНКУ КАК ЦЕНТРУ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.