Слайд 2
Дошкольными учреждениями в Китае являются детские сады. Туда принимают детей
в возрасте 3 – 6 лет. Сейчас в стране насчитывается
около 150 тыс. детских садов.
В Китае детские сады делятся на государственные и частные. По мере развития рыночной экономики увеличивается число частных детских садиков.
Слайд 3Семья
Китайская семья чаще строилась и строится на основе своеобразной субординации.
Все конфликты между членами семьи разрешались по принципу главенства старшего
над младшим, родителей над детьми. Единство достигалось не путем компромиссов, а только путем односторонней жертвы младших. Нераздельная семья должна была во всем подчиняться всевластному отцу-патриарху.
В Китае принято отдавать ребёнка бабушкам и дедушкам на воспитание на пару лет, пока он маленький. Эта традиция связана прежде всего с тем, что взрослым китайцам некогда сидеть с детьми – они должны много работать.
Слайд 4Китайский взгляд на воспитание
Китай — перенаселенная страна.
Китайское государство проводит
жесткую политику в области регулирования рождаемости: семье, за редким исключением,
разрешается иметь не больше одного ребенка.
Слайд 5
Ограничение на количество детей в семье сказывается и на отношении
родителей к ребенку. В китайских семьях о единственном ребенке очень
заботятся, балуют его, стараются дать хорошее образование. Дошкольное образование считается важной «прививкой» против детского эгоизма. В Китае считают, что научиться регулировать свои желания, подчинять их ритму группы полезно и правильно. Группа только тогда группа, когда в ней есть дисциплина и порядок. Воспитатели очень хорошо знают об индивидуальных различиях между детьми, но не считают их врожденными.
Слайд 6В детском саду не допускаются драки, плохое поведение, избалованность, отказ
подчиниться требованию старшего. Плохое поведение пресекается в самом начале, при
первых его признаках, например, если воспитатель услышал детский шепот или увидел, что дети ерзают. В ссоры детей надо вмешиваться сразу, не давая им разгореться.
Если ребенок плохо себя ведет, воспитатель должен подойти к нему и показать, что он это заметил. После того как ребенок поймет, в чем он провинился, воспитатель называет его по имени.
Шлепать детей или выводить их из комнаты не разрешается, наказания отсутствуют.
Слайд 7
Зато эффективный путь регулирования поведения — это сравнение и
поощрение. Воспитатели задают детям вопросы о поведении: правильно ли так
делать? Почему неправильно? Что нужно сделать, чтобы было правильно? Кто поступает правильно? Дети должны внимательно слушать слова и запомнить правильный пример. Любое проявление непослушания осуждается — иначе ребенок решит, что его принимают таким, какой он есть, и сохранит плохой характер на всю жизнь. Согласно учению великого китайского философа Конфуция, дети не рождаются с правильным поведением: их характер формируется в опыте, а учитель ответствен за воспитание самоограничения и правильного поведения.
Слайд 8
Воспитатели должны быть последовательными, спокойными и твердыми и никогда не
должны сердиться. Им следует абсолютно ясно давать понять детям, что
от них требуется, а что нельзя делать.
Воспитатели должны уметь предугадывать возможные эксцессы. Поэтому они очень тщательно готовятся к рабочему дню. Главная задача — загрузить детей, полностью их занять. В китайском детском саду у воспитателя и детей нет свободного времени. Свободное времяпровождение считается бесцельным.
Слайд 9
Китайскую систему дошкольного воспитания критикуют за суровость, косность, сверхзарегулированность. Воспитатели
слишком ограничивают и контролируют поведение детей, слишком регламентируют их игру.
Дети на занятиях пассивны, послушны воле взрослого, подчинены дисциплине. Но родители считают, что воспитатели — образованные профессионалы, не имеющие эмоциональной зависимости от детей, и воспитают их лучше, чем родители.
Они верят: что хорошо для Китая, хорошо и для детей. Представления о пользе государства превалируют над частными интересами. И личные способности человека должны быть подчинены требованиям государства. К примеру, развитие музыкальных способностей считается залогом развития других способностей. Но дети, выступающие перед гостями, не демонстрируют себя, а делают благо для школы или детского сада. Такие ценности, как упорство и трудолюбие, относятся к традиционным.