Слайд 1Что такое современный урок?
Требования к современному уроку.
*
- и я забуду.
Покажи мне
– и я запомню.
Дай мне действовать самому
– и я научусь.»
Китайская
мудрость
Слайд 3 Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные
последствия;
отличаться мобильностью;
быть способны к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Слайд 4А теперь немного покритикуем традиционный урок…
Что такое «БЕСЕДА»???
Что такое фронтальный
опрос…? (4 минут 49 секунд)
Почему источник нового всегда учитель…?
Что же
надо понять…
Надо понять, что урок современный отличается прежде всего организацией учебной … образовательной деятельности .
Слайд 5Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается
опыт. Идёт социализация учащегося…
Только в процессе деятельности
могут появиться открытия и может ощущаться радость от них и создаваться мотивация к дальнейшей деятельности.
Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течение 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать).
Слайд 6Сравнительные особенности традиционного и современного образовательного процесса.
1.
Цель
Формирование
знаний, умений и навыков
Развитие личности
2.
Интегральная характеристика
«Школа памяти»
«Школа развития»
3.
Преобладающий тип и
характер взаимоотношений
Субъект - объектный
Субъект - субъектный
4.
Девиз педагога
«Делай как я»
«Не навреди»
5.
Характер и стиль взаимодействия
авторитарность
демократичность
6.
монологичность, закрытость
диалогичность, открытость, рефлексивность
Формы организации
Фронтальные,
индивидуальные
Групповые,
коллективные
Характеристики образовательных процессов.
Слайд 7«Формула обучения»
Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником:
Ведущий принцип
Методы обучения
Характеристики образовательных процессов.
7.
Иллюстративно-объяснительные
информационные
Проблемные:
проблемного изложения
частично-поисковый, эвристический
исследовательский
8.
«продавливания»
«выращивания»
9.
Репродуктивный, воспроизводящий
Продуктивный, Творческий,
Проблемный
10.
Знания – репродуктивная деятельность
Проблемная деятельность - рефлексия - знания
Слайд 8Позиция ученика
Функции учителя
Способы усвоения
Характеристики образовательных процессов.
11.
Заучивание, деятельность по алгоритму
Поисковая
мыслительная деятельность, рефлексия
12.
носитель информации, хранитель норм и традиций,
Организатор сотрудничества,
Консультант,
пропагандист предметно – дисциплинарных знаний
Управляющий поисковой работой учащихся, консультант
13.
отсутствие мотива к личностному росту
наличие интереса к деятельности
Пассивность,
Активность,
отсутствие интереса,
наличие мотива к самосовершенствованию,
Слайд 9ориентация в обучении
Критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность
учащегося в образовательном пространстве
Целевой установкой этой школы является
формирование у
учащихся знаний, умений, навыков.
Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим.
результат работы
Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации.
В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти».
Слайд 10школа
"памяти"
"развития"
обучение
Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого.
Частным
случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как:
синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр.
Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений в коллективе, группе.
Школа "памяти" строится на традиционных основах:
классно-урочной системе обучения, преобладающем объяснительно-иллюстративном методе преподавания,
фронтальной форме организации учебного пространства,
контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках.
Слайд 11ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
1. Целеполагание.
2. Мотивация.
3. Практическая значимость знаний и
умений.
4. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым учащимся.
5. Интегративность знаний,
отработка общеучебных умений и навыков.
6. Построение каждого этапа урока по схеме:
задача – деятельность учащихся по выполнению задачи –
итог деятельности – контроль уровня выполнения.
7. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока.
8. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися
в процессе работы с различными источниками информации.
9. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику
говорить и осваивать нормы работы в коллективе.
10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля.
11. Качественная положительная оценка деятельности учащихся.
12. Рефлексия.
13. Минимализация и вариативность домашнего задания.
14. Организация психологического комфорта на уроке.
Слайд 13Проектирование урока
Цели
Содержание
Средства
Взаимодействие
Результат
Слайд 14Разработка проекта урока
постановка целей,
уточнение типа урока,
отбор содержания урока,
выбор методов обучения,
определение
структуры урока
Слайд 15Образовательные: (научить, усвоить…).
Развивающие: (развивать, овладеть, понимать взаимосвязь…).
Воспитательные: (воспитывать, формировать…).
Социализации личности:
(приспособление к меняющимся требованиям общества и обособление – сохранение индивидуальности).
ЦЕЛИ
УРОКА (намеченный учителем совместно с учеником путь к конкретному результату)
Задание № 1. Перечислите цели урока.
Слайд 16 Цели урока могут быть заданы:
- через изучаемое содержание:
«Изучить проблемы становления рыночной экономики в России во второй
половине XIX - XX века». Такой способ постановки цели не позволяет судить ни о глубине изучения, ни о личностных приращениях ученика.
- через процессы интеллектуального, эмоционального и т.п. развития ученика: «формировать умения анализа», «развивать память», «развивать логическое мышление. Цель поставлена очень широко, поэтому достичь ее на одном уроке невозможно;
- через учебную деятельность ученика: «сбор краеведческого материала о Гражданской войне». Такая цель, так же как и в предыдущих случаях не отражает результата.
Слайд 17Цель урока должна
соответствовать общему направлению образовательной деятельности:
развитию компетенций учащихся,
их
личностным, универсальным метапредметным и предметным результатам, которые заложены в ФГОС.
Слайд 18Цели уроков
Урок «открытия»нового знания.
Деятельностная цель - формирование у учащихся умений
реализации новых способов действия.
Содержательная цель - расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за
счет включения в нее новых элементов
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 19Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и
способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение
обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Слайд 22Буду знать;
Буду уметь;
Приобрету навык;
Смогу поразмыслить;
Задумаюсь о …
Смогу сделать
Целеполагание от ученика
Слайд 23Узнаю;
Вспомню;
Повторю;
Научусь ;
Закреплю:
Поупражняюсь;
Поразмыслю;
Покажу
Микроцели :
Слайд 24КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
СООТНЕСЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА И КОМПЕТЕНЦИЙ
Задание № 2. Перечислите
ключевые компетентности.
Слайд 26умение читать;
осознанное чтение;
писать;
грамотное письмо;
считать;
грамотный счет;
познание;
интеллектуальные (мыслительные) действия;
практические действия;
исследовательские действия
1. Учебно-познавательная компетентность
(ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ОБУЧАЮЩИЕ ЦЕЛИ) :
Слайд 272. Социально-коммуникативная компетентность (РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ):
работать в группе;
осуществление групповой
коммуникации;
умение общаться;
публичное выступление;
диалог;
письменная коммуникация.
Слайд 28
3. Проблемно - регулятивная компетентность (ОБУЧАЮЩИЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ):
Умение ставить вопросы;
выявление проблемы;
постановка проблемы;
разрешение проблемы;
приводить в систему собственную
деятельность;
целеполагание и планирование деятельности;
применение технологий;
планирование ресурсов;
оценка процесса деятельности;
оценка результата (продукта) деятельности;
оценка собственного продвижения (рефлексия)
Слайд 294. Информационно-аналитическая компетентность (ОБУЧАЮЩИЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ):
умение добывать информацию;
отбор источников
информации;
планирование информационного поиска;
извлечение информации;
анализировать информацию;
обработка информации;
преобразование информации и ее представление
Слайд 305. Культурно-личностная компетентность (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ):
культура письменной речи;
оформление письменной работы;
культура устной речи;
устная речь;
культура учебной деятельности;
самоорганизация деятельности;
культура продукта деятельности;
продукт труда;
отношение (мотивация, интерес) оценка проблемы;
самооценка;
осуществление самоанализа;
саморазвитие; постановка целей и задач по самообразованию.
Слайд 31ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ЯЗЫКОВАЯ
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ
КОММУНИКАТИВНАЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ
Задание № 4. Дайте характеристику данных компетенций.
Слайд 32Языковая компетенция
Знания о языке как знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и функционировании;
Освоение основных норм русского литературного языка;
соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм;
Практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем;
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Слайд 33Лингвистическая компетенция
Знания о лингвистике как науке, ее основных разделах и
базовых понятиях;
Умение пользоваться различными видами лингвистических словарей;
Формирование способности к анализу
и оценке языковых явлений и фактов;
Готовность использовать имеющийся минимум знаний о языке для самоконтроля и совершенствования речи.
Слайд 34Культуроведческая компетенция
Осознание родного языка как формы выражения национальной культуры;
Понимание взаимосвязи
языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;
Освоение норм русского
речевого этикета, культуры межнационального общения;
Способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Слайд 35Коммуникативная компетенция
Владение всеми видами речевой деятельности;
Умение строить продуктивное речевое взаимодействие;
Адекватно
воспринимать устную и письменную речь;
Точно, правильно, логично и выразительно излагать
свою точку зрения по поставленной проблеме;
Соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.
Слайд 36Информационная компетенция
Умение находить информацию в текстах, литературных источниках, сети Интернет,
справочной литературе и т.п.;
Самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать
полученную информацию с позиции решаемой задачи;
Использовать полученную информацию в своей деятельности;
Представлять полученную информацию в различных формах и на различных носителях.
Слайд 38Дидактические особенности урока
Изменение на уроке позиции учителя.
Индивидуализация учебного процесса.
Активизация познавательной
деятельности учащихся.
Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности.
Организация различных видов
самостоятельной работы.
Совместная интерактивная образовательная деятельность педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока.
Использование интерактивных технологий.
Использовать базы данных и лабораторные комплексы с удаленным доступом.
Слайд 39Основные типы уроков
Задание № 6. Перечислите основные типы уроков
1.
Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа,
учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Слайд 40МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – компонент методической системы, отвечающий на вопрос как
учить? Это дидактическая категория, дающая теоретическое представление о системе способов
взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, в ходе которой осуществляется организация и регулирование деятельности учащихся.
Слайд 41Задание № 7. Перечислите методы обучения.
Слайд 42По источнику получения знаний:
- словесные (лекция, беседа, рассказ…)
- практические (упражнения…
)
- наглядные (иллюстрирование…)
2. По уровню активности познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный (беседа,
чтение, сообщение…)
- репродуктивный (анализ, построение по моделям…)
- проблемное изложение материала
- эвристический (творческий пересказ, устное рисование…)
- исследовательский.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Слайд 433. По функциям:
- методы устного изложения знаний учителем и активизации
познавательной деятельности учащихся (объяснение, рассказ, иллюстрирование…)
- методы закрепления изучаемого материала
(беседа, работа с учебником…)
- методы самостоятельной работы учащихся по усвоению нового материала (выполнение упражнений)
- методы работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (конструирование, трансформация текста, изложение, высказывание)
-методы проверки и оценки знаний (контрольные работы, тестирование)
Слайд 44
Задание № 8. Перечислите инновационные методы обучения.
4. Инновационные методы обучения:
метод
проектов,
портфолио ученика,
модульное обучение,
дистанционное обучение,
обучение с применением
мультимедийных средств и другие).
Слайд 45
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Задание № 9. Что необходимо учесть
при применении ИКТ .
Необходимо учесть:
Соблюдение здоровьесберегающих технологий;
Дизайн презентации: цвет,
шрифт текста, иллюстрации, схемы и т.п.;
Анимация, спецэффекты;
Звуковое сопровождение.
Слайд 46Структурные компоненты современного урока
Слайд 47I.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
«Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
• У учащихся должна возникнуть
положительная эмоциональная направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)
ФГОС
Слайд 48II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового
знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5
минут;
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
ФГОС
Слайд 49Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
предъявить противоречивые факты, теории;
обнажить
житейское представление и предъявить научный факт;
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
Слайд 50III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего
мы ещё не знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса,
на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
• 4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.
ФГОС
Слайд 51Продуктивные задания – главное средство достижения
результата образования
ФГОС
Слайд 52IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
Этап
изучения новых знаний и способов действий
Цель: решение УЗ (устных задач)
и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин;
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.
Для лучшего их запоминания, там, где это возможно,
используется приём перевода правил на язык образов.
ФГОС
Слайд 53V. Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание
нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
• Способы:
фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
ФГОС
Слайд 54VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.
Самоанализ и самоконтроль
Этап применения знаний и способов действий
Цель: каждый для себя должен
сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
ФГОС
Слайд 55VII. Включение нового знания
в систему знаний и повторение.
• 7-8
минут;
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те,
которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются
игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования.
Это создаёт положительный эмоциональный фон,
способствует развитию у детей интереса к урокам.
ФГОС
Слайд 56VIII.Рефлексия деятельности (итог урока 9 минуты 58 секунд)
Цель: осознание учащимися
своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего
класса.
• 2-3 минуты;
Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
В процессе первичного закрепления примеры решаются с
комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи .
ФГОС
Слайд 57Обучите своих учеников алгоритму самооценивания.
1-й шаг. В чём заключалось задание?
Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг.
Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?
6-й шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?
Слайд 59Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Слайд 60При проведении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
•
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется
право выбора);
• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Слайд 61
Учитель должен помнить о том, что на уроке:
Ученик сам формирует
понятия, необходимые для решения задач;
Это происходит лишь при построении
урока с учетом системно-деятельностного подхода;
При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
Слайд 62Критерии эффективности современного урока
Обучение через открытие
Самоопределение обучаемого к выполнению той
или иной образовательной деятельности.
Наличие дискуссий, обсуждений
Развитие личности
Способность ученика проектировать предстоящую
деятельность
Демократичность, открытость
Осознание учеником деятельности
Моделирование затруднений и поиск путей их решения.
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения
Педагог управляет деятельностью учащегося.
Слайд 63Современный урок
Задание № 10. Разработайте урок в соответствии с требованиями
ФГОС
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Постановка учебной задачи.
IV. «Открытие нового знания»
V. Первичное закрепление.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Слайд 64 Задание № 11. Проанализируйте урок с точки зрения компетентностного
подхода
Каковы задачи изучаемого раздела с точки зрения формирования ключевых и
предметных компетенций учащихся?
Какое место занимает урок в общей системе уроков данного содержательного раздела?
Каковы цели и задачи урока? Работу по формированию каких именно компетенций предполагалось осуществить на уроке?
Были ли задачи по формированию компетенций фронтальными или адресными (групповыми, персональными)?
Какие формы и методы были подобраны для решения задач формирования той или иной компетенции?
Какие компетентностные формы/методы работы использовались на уроке в целом и каково было их соотношение с некомпетентностными формами/методами?
Слайд 65 7. Как обосновывается использование некомпетентностных методов?
8. Как оценивалось проявление тех
или иных компетенций у учащихся? Доводилась ли эта оценка до
их сведения?
9. Какое содержание учебного материала в рамках изучаемой темы использовалось в целях формирования той или иной компетенции? Какие особенности материала позволяли его для этого использовать?
10.В какой степени достигнуты задачи по формированию компетенций? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему?
11. Заметно ли продвижение класса в целом или отдельных учащихся в плане развития компетенций на уроке по сравнению с предыдущими этапами обучения? По каким признакам об этом можно судить?
12. Какими должны быть дальнейшие шаги по развитию компетенций у учащихся данного класса на уроках по данному предмету?
Слайд 66Основные критерии для осмысления и оценки наблюдаемого на уроке
Результативность работы
каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД;
Формирование у обучаемых
самостоятельного, творческого мышления, инициативы, желания учиться;
Эффективность урока в реализации задач духовно-нравственного воспитания;
Деятельность учителя по развитию деятельности ученика.
Слайд 67Схема анализа урока
Учитель:____________. Класс:___. Предмет:__________. Тема:______________________
Фрагменты урока: виды деятельности
учащихся, задания и т.д.
Использование технологий деятельностного типа:
Проблемный диалог
(проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.).
Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения).
Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.).
Слайд 68Какие результаты продемонстрированы в виде универсальных учебных действий (указать группу
и конкретные виды действий):
Регулятивные: определять цель и составлять план,
действовать по плану, оценивать результат.
Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать её (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах.
Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать.
Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей (подробнее – см. табл. УУД).
Что в следующий раз можно сделать лучше?
Проблемы в развитии:
- универсальных учебных действий;
- предметных умений.
Другие проблемы взаимодействия учителя и учеников, проявившиеся в данном фрагменте урока.
1. …
Слайд 69Задание № 12. Разработайте экспертную карту современного урока с учетом
требований ФГОС
Слайд 71Задание № 13. Проведите экспертизу своего урока с учетом требований
ФГОС
Слайд 72Учитель! Он всегда в дороге,
В заботах, поиске, тревоге,
И никогда покоя
нет!
Он сам себя всех строже судит,
Он весь земной, он рвётся
в высь,
Не счесть пожалуй сколько судеб
С его судьбой переплелись!
Д.С.Лихачёв.
Слайд 73Источники информации
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли : пособие для учителя / Под ред.
А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.
Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23. - Библиогр.: с. 23.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7