Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 29 г. Тамбов
Учимся управлять
конфликтами
Педагогический проект
Подготовила:
социальный педагог
МАКЕЕНКО ЛАРИСА
НИКОЛАЕВНА
Сентябрь 2009 – март 2010
Слайд 2Аннотация
Проект « Общение без конфликтов» направлен на приобретение подростками важнейших
социальных навыков – умения общаться и разрешать возникающие конфликты конструктивными
способами
Проект в доступной форме через серию занятий, тренингов, ролевых игр вооружает детей социальными знаниями, которые пригодятся им в дальнейшей жизни
Слайд 3Актуальность
Наша жизнь полна конфликтов.
Постоянно возникающие конфликты могут приводить к
стрессу у подростков, поэтому необходимо не только знать, что такое
стресс, но и как с ним справляться.
Пропаганда СМИ жестокого обращения людей друг с другом не способствует формированию у детей адекватных форм поведения. Поэтому особое внимание надо уделить изучению основ конфликтологии.
Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и для участвующих
в них личностей.
Слайд 4Гипотеза
Участие детей в тренингах и ролевых играх
будет способствовать формированию навыков принятия
эффективных решений для выхода из конфликтных ситуаций, что позволит снизить уровень агрессивности,
конфликтности в подростковой среде класса
Слайд 5Цель
Формирование у подростков навыков принятия эффективного
решения выхода из конфликтных ситуаций
Слайд 6Задачи
Развивать у подростков способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими,
овладеть приемами конструктивного разрешения конфликтов.
Сформировать навыки анализа конфликтных ситуаций, мотивов,
интересов, поступков других людей.
Сформировать навыки адекватной самооценки, самовоспитания, саморазвития,
самореализации.
Содействовать снижению эмоциональной
напряженности в классе.
Слайд 7Целевая группа
Учащиеся 9а класса (20 человек) МОУ лицея №
29 г. Тамбова
В качестве целевой группы выступают
подростки, переживающие сложный период в становлении себя как личности и нуждающиеся как в знаниях и навыках по разрешению конфликтов, так и в навыках построения отношений друг с другом
Слайд 8Теоретическое обоснование проекта
Педагогическая философия академика
И.П. Иванова «Педагогика
общей заботы». И.П.Иванов разработал концепцию взаимодействия взрослых и детей, способствующую
разрешению и устранению конфликтных ситуаций. В ней все направлено на создание отношения заботы друг о друге и об окружающем мире.
Педагогическая идея педагога-психолога А.В.Мудрика относительно корректировки содержания общения подростков в случае, если у них не сложилось общение в коллективе и предлагаемые им способы разрешения
конфликтов.
Слайд 9Подготовительный этап
Изучение научно-методической литературы
Изучение опыта коллег
Проведение первичной
диагностики среди
подростков (диагностика конфликтности
тест В.Ф.Ряховского «Самооценка
конфликтности»)
Организация взаимодействия с классным
руководителем, педагогом-психологом,
родителями учащихся
Слайд 10Тест В.Ф Ряховского
«Самооценка конфликтности»
октябрь 2009
Слайд 11Основной этап
В основной этап проекта включены занятия, посвященные
освоению учащимися теоретических знаний,
самодиагностике, а также
элементы психологического тренинга, упражнения,
ролевые игры, анализ ситуаций,
получение обратной связи (рефлексия)
Слайд 13ОЦЕНКА УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ АГРЕССИВНОСТИ( опросник Басса-Дарки)
Слайд 14Виды агрессии
Эмоциональная агрессия
Самоагрессия
Слайд 15Аналитический этап
Обработка и анализ полученных результатов
Трансляция результатов проекта на педагогическую
и родительскую общественность:
ознакомление родителей 9А класса
с
результатами проекта;
выступление с презентацией проекта на МО
классных руководителей лицея;
размещение материалов на сайте лицея
Слайд 16Полученные результаты
За период проведенной работы уменьшилось количество ссор среди одноклассников,
реже возникают споры с высоким отрицательным эмоциональным накалом
Сплотился коллектив, учащиеся
стали уважать себя и других
Во время дискуссий дети отстаивали свое мнение без личных оскорблений наиболее конструктивными способами
В ходе диагностики «Стили разрешения
конфликтов»(тест К.Томаса) были
получены следующие результаты:
Слайд 17Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов»
Слайд 18 февраль 2010 года
октябрь 2009 года
Тест В.Ф. Ряховского
«Самооценка конфликтности»
Слайд 19Выводы
У детей сформировались навыки анализа ситуаций, поступков, выхода из конфликтных
ситуаций.
Мероприятия помогли сформировать навыки самоанализа, самовоспитания, саморазвития
Проект оказался эффективным
и действенным для разрешения конфликтов в подростковой среде.
Подтвердилась гипотеза о том, что участие в тренингах и ролевых играх снизит уровень конфликтности в подростковой среде 9А класса
Цель проекта достигнута
Слайд 20Информационные ресурсы
Андреев В.И. Основы педагогической
конфликтологии. - М., 1995
Баныкина С.В., Степанов Е.И.Конфликты в современной школе:
Изучение и управление
2006. 184 с.
Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. - С.66-80.
Конфликтология. (Сер. «Учебники и учебные пособия».) Р-на- Дону: ФЕНИКС, 2000.- С.52-78.
Королева Е.В., Юрченко П.Г. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2006.
Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986
Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия их коррекции: Учебное пособие. М.: 1998. - С. 6-17.
материалы сайтов:
http://parent.fio.ru/
http://www.history.ru
http://w3.lg.ua/lrmg/pr_prof_konf.html