Слайд 1Тема: «Роль оценки в учебном процессе, в мотивации учебной деятельности
учащихся»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики
Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
Психолого-педагогический факультет
Кафедра дошкольного и начального образования
Выполнила:
студентка 3 курса группы 3Н
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Култаева Диана Бекмуратовна
Слайд 2Актуальность
В начале XXI века в русле общего процесса модернизации
российского образования вполне закономерно возник вопрос о необходимости модификации существующей
пятибалльной шкалы отметок.
Несомненно, что при окончательном введение ЕГЭ, образовательных стандартов, профильного обучения подходы к шкале отметок принятые сейчас должны быть существенно изменены.
Недостаточное изучение роли оценки в мотивации учебной деятельности учащихся начальных классов определяет актуальность выбранной нами темы.
Слайд 3Объектом исследования
являются учащиеся начальных классов.
Предмет:
мотивационная роль оценки в
учебной деятельности .
Слайд 4Задачи исследования:
1.Изучить возрастные характеристики учащихся начальных классов при определении учебной
мотивации у младших школьников.
2. Рассмотреть понятие «оценки» и ее роль
в учебном процессе.
3. Дать характеристику восприятию учащихся начальных классов оценки в их учебной деятельности
4. Подобрать методики для изучения влияния оценки в учебном процессе и мотивацию учебной деятельности учащихся начальных классов.
5. Разработать методические рекомендации по повышению уровня мотивации учебной деятельности учащихся начальных классов
Слайд 5Понятие «оценки» и ее роль в учебном процессе
Оценка -
это определение и выражение в балах (отметка), а также в
оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и нравственного воспитания учащихся. Но достижимо это только тогда, когда оценка будет иметь высокий престиж вообще и особенно в создании учащихся. К сожалению в настоящее время вследствие ряда неправильных приемов пользования оценкой и престиж значительно снизился. Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения.
Слайд 6Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника
и учебной среды. ученик превращается в равноправного участника процесса обучения.
Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.
Слайд 7Восприятие младшими школьниками оценки в их учебной деятельности
В начальной
школе одной из значимых проблем для педагога является проблема учебной
мотивации, в силу своих возрастных особенностей учащиеся часто отвлекаются, не следят за объяснениями учителя, не прилагают необходимых усилий для выполнения заданий. Мотивация – это и есть тот процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Слайд 8Можно прийти к выводу, что сильным ученикам отметка мешает трудиться
в полную меру их сил и способностей, задерживает их развитие,
приучает получать похвалу, награду «5» и «4» не за труд, не за усилия. Всё это развращает учеников, воспитывает лень, стремление получать результаты легко.
Слайд 9Возрастные характеристики учащихся начальных классов при определении учебной мотивации у
школьников
Принято выделять три периода:
Младший школьный возраст
(7-10 лет, учащиеся начальных классов),
Средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов),
Старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Этот этап развития характеризуется тем, что ребенок впервые включается в новую социально-значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих.
Слайд 10Мотивация младших школьников имеет ряд негативных характеристик, препятствующих обучению. Так,
интересы младших школьников недостаточно действенны, неустойчивы, т.е. ситуативны, быстро удовлетворяются
и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают у него утомление).
В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.
Слайд 11Практическое исследование влияния оценки на мотивацию учебной деятельности учащихся начальных
классов
Методики изучения влияния оценки в учебном процессе на мотивацию учебной
деятельности учащихся начальных классов:
Методика «Направленность на отметку»
Методика предложена Е.П. Ильиным и Н.А.Курдюковой.
Целью данной методики является выявление степени у учащегося направленности на отметку.
Методика " Направленность на приобретение знаний"
Цель: выявить степень мотивации у учащихся на приобретение знаний.
Слайд 12Выводы
Оценка как основной инструмент оценивания ребенка в школе отменяет
задачу развития умений самооценивания. Отсутствие у учащихся возможности самостоятельно осуществлять
учебные действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки разрушает целостность процесса становления и развития учебной деятельности.
Новая система оценки предполагает поиск иных способов обеспечения оценочных действий учителя и учащихся. В учебном процессе должны присутствовать три основные линии контрольно-оценочной деятельности:
1) контрольно-оценочная деятельность самого педагога;
2) формирование умения школьников осуществлять содержательную оценку в условиях коллективно-распределенной учебной деятельности;
3) формирование контрольно-оценочного компонента в самостоятельной учебной деятельности школьников (самоконтроль и самооценка).