Слайд 1Готов ли
ваш ребенок
к школе?
Практические рекомендации для родителей
Слайд 2Уважаемые родители!
Если Ваш ребёнок скоро станет
первоклассником, а вы переживаете,
готов
ли он к школьному обучению, то
эти рекомендации должны помочь Вам
в
оценке его достижений, позволят
выявить проблемные моменты и
наметить пути коррекции.
Оценка развития познания
Владеет ли ребенок основными
понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
базового опыта
Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в
магазин, в сберкассу?
Был ли малыш в библиотеке?
Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
Может ли ребенок назвать и
обозначить основные окружающие его предметы?
Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
Четко ли ребенок выговаривает слова?
Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?
Слайд 6 Оценка уровня эмоционального развития
Выглядит
ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
Сформировался ли у
ребенка образ себя как человека, который многое может?
Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Слайд 7 Оценка физического развития
Хорошо ли ребенок
слышит?
Хорошо ли он видит?
Способен ли он посидеть спокойно
в течение некоторого времени?
Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)
Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?
Слайд 8Зрительное различение
Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди
картинку, непохожую на остальные)?
Может ли ребенок различать буквы и
короткие слова ( кот/год, б/п…)?
Слайд 9 Зрительная память
Может ли ребенок
заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х
картинок, а затем одну убрать?
Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
восприятие
Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
Понимает ли
он, что читают слева направо?
Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.
Слайд 11 Уровень слуховых способностей
Может ли ребенок рифмовать
слова?
Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Слайд 12 Оценка умения общаться
Включается ли ребенок в
игру других детей, делится ли с ними?
Соблюдает ли он
очередность, когда этого требует ситуация?
Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Слайд 13 Умение подчиняться и действовать
по правилам,
контролировать свои действия
Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить,
«черное» и «белое» не называть».
Поиграйте в нее с ребенком.
Задавайте простые вопросы:
«Ты любишь шоколад?»,
«Какого цвета мороженое?».
Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет»,
не называя черного и белого цветов.
Вопросов не должно быть больше 10.
Если отвечает почти без ошибок,
значит, уровень самоконтроля достаточно высок.
Слайд 14 Уровень развития речи
Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7 предложений) рассказ
либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).
Слайд 15 Уровень развития фонематического слуха
Поиграйте в игру «Назови лишнее
слово».
Вы выбираете какое-то слово, например, «гора»,
и повторяете его
несколько раз,
а потом вместо него говорите другое, похожее.
Задача ребенка –
услышать и назвать это другое слово.
Например, взрослый говорит
(проговаривая по одному слову в секунду):
Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос
Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.
«Назови звуки»
Взрослый просит малыша назвать
первый и последний звуки
в словах «свет»
(оба звука согласные), «корма»
(первый звук – согласный,
последний – гласный),
«индюк» (первый звук – гласный,
последний – согласный),
«езда» (оба звука гласные).
Если ребенок часто ошибается
и не замечает своих ошибок,
его фонематический слух пока не развит.
Слайд 17 Умеет ли выполнять логические
операции: устанавливать
причинно-следственные связи,
выделять главное?
Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...», «Прошел дождь, поэтому...».
«Четвертый лишний»
позволит выявить умение выделять
существенные признаки
предлагают ряды из
4 картинок.
В каждом случае малыш должен убрать одну,
на его взгляд, лишнюю.
Например: стол, стул, диван, окно.
Игра «Аналогии»
поможет определить,
насколько у ребенка сформированы
основы словесно-логического мышления
Ему называют три слова. Два первых – пара.
Требуется подобрать аналогичную пару к
третьему слову. Например: «день – ночь, лето
– ... (зима)»; «часы – время, градусник – ...
(температура)», «глаз – зрение, ухо – ... (слух)».
Норма: не больше 1–2 ошибок.
Слайд 19Достаточно ли развиты тонкая моторика
(работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная
координация?
Без этих навыков ребенка не обучить письму.
Обратите внимание,
как малыш владеет
карандашом, ручкой, ножницами, насколько
успешно перерисовывает узоры, вырезает
геометрические фигуры.