Слайд 2ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК РЕСУРС ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Демченко Елена
Михайловна
учитель географии КГУ «Средняя школа № 4»
Слайд 3«Учителю необходимо ориентироваться
в широком спектре современных
инновационных идей,
технологий,
не тратить время на открытие
уже известного»
Селевко Герман
Константинович
Слайд 4«…Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления,
самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»
«Особо обращаюсь к нашей молодежи.
Стратегия-2050 - для вас. Вам участвовать в её реализации и вам пожинать плоды её успеха. Включайтесь в работу, каждый на своём рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!»
Послание Президента народу Казахстана
«Казахстанский путь – 2050:
Единая цель, единые интересы, единое будущее,
Астана», 17 января 2015 года
Слайд 5Что означает «технологизация» учебного процесса для учителя, проектирующего этот процесс?
Что должно изменяться в нем самом и стиле его работы?
Слайд 61. Бездумное обучение в смысле обучения без включения всего интеллектуального
потенциала человека должно просто исчезнуть,
значит учитель должен не только
научиться думать самостоятельно, но и уметь организовывать мыслительную деятельность учащихся.
А это требует дополнительной его подготовки.
Слайд 72. Обучение, построенное только или преимущественно на передаче информации, должно
быть заменено или существенно дополнено обучением деятельностью и в деятельности,
ориентированной как на настоящее, так и на будущее.
Меняется статус учителя: передатчик информации превращается в менеджера учебного процесса.
Слайд 83. Меняется содержание образования: не информация о деятельности плюс немного
деятельности, а деятельность, основанная на информации. При этом в качестве
содержания образования осуществляется жизнедеятельность человека.
Важно отметить, что учитель, не имеющий практического профессионального опыта вряд ли сможет качественно организовывать и учебную деятельность по освоению профессии.
Слайд 94. Изменяются формы взаимодействия учащихся и учителя, а также учащихся
между собой. Поскольку деятельность является содержанием обучения, требуются новые формы
его организационного освоения.
На смену традиционным приходят формы активного, обучения: игры, анализ конкретных ситуаций, синтез, разновидности дискуссий, тренинги, самостоятельная
и исследовательская работа.
Слайд 105. Изменение целей, содержания и форм обучения оказывает существенное влияние
и на характер общения учителя и ученика, на атмосферу их
взаимодействия.
Партнерство, равенство личностей в выборе поступках, ответственности, положительный эмоциональный фон – все это становится доминантой отношений.
Слайд 13
Средства технологизации:
интерактивные учебные пособия;
высокотехнологическое учебное оборудование;
выход в глобальные информационные сети;
доступ
к информации науки, искусства.
Слайд 14Использование ИКТ в
образовательном
процессе
В качестве наглядного пособия.
В качестве игрового материала.
В
качестве тренажера.
В качестве контроля за знаниями и умениями учащихся.
Как средство
дифференцированного обучения.
Как средство разноуровневого обучения.
Как средство развития творческих способностей учащихся.
Как средство развития
учащихся.
Слайд 15Технологизация образовательного процесса как ресурс обновления содержания школьного образования
Учитель новой
формации
Изменение взглядов на педагогическую деятельность
Работа с родителями
Внедрение 7 модулей в
учебный процесс
Слайд 16
«Новые подходы в преподавании и обучении »
«Оценивание для обучения
и оценивание
обучения
«Управление и лидерство в
Обучении»
Цель внедрения 7 модулей: создание благоприятных
условий для успешной учебной деятельности ученика, повышение самооценки, осознание процесса обучения через целеполагание и ориентацию на конечный результат, повышение объективности в оценивании, развитие критического мышления, активного использования ИКТ, развитие индивидуальных способностей, мотивации к обучению, творческих и коммуникативных навыков.
Создание коллаборативной
среды с помощью
видеороликов и физминуток,
Обучение как учиться
Учить мыслить
Критически, наблюдать,
Анализировать,
Аргументировать
выводы
Развивать самоанализ,
применять разные
виды оценивания
Развивать коммуникативные
навыки, речь, умение общаться
Усложненные виды зданий,
Вопросы высокого порядка.
Использование презентаций,
видеороликов, видеофильмов.
Слайд 17Как критическое мышление влияет на процесс обучения?»
Слайд 18умение видеть свои «знания» и «незнания»;
умение работать в группах;
графически оформлять материал;
умение обобщать и систематизировать полученные знания.
Технология критического
мышления предполагает выдвижение собственных позиций по проблеме и умение их защищать. Учащиеся сами выбирают источники информации, анализируют, сравнивают, сопоставляют, дают оценку, прогнозируют.
В процессе применения стратегии КМ вырабатываются следующие учебные умения:
Слайд 20Технология уровневой дифференциации
Усвоение обучающимися учебного материала осуществляется согласно их учебным
достижениям и интеллектуальным способностям посредством разработки уровневых заданий для самостоятельных
работ по каждой изучаемой теме. Организация учебного процесса на основе уровневой дифференциации позволяет углубить процесс мышления и обеспечить индивидуализацию на основе максимально объективной оценки результата обучения.
Слайд 21ЦОРы
Предлагают в настоящее время большое количество тренажеров. Хорошие результаты дают
домашние задания, выполненные с использованием ИКТ. Данные задания не обязательны,
но являются дополнительным стимулом.
Основная моя задача - мотивировать ученика. Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций и флипчартов. Такие задания очень нравятся учащимся разных возрастов с 6 по 11 класс.
Слайд 22Исследовательская
творческая деятельность
Исследуя, мы задаем вопрос и ищем на него
ответ, наметив план действий, наблюдая, и сделав вывод, находим результаты.
Главное для меня – увлечь детей, показать им значимость их работы и вселить уверенность в своих силах.
Вместе с учениками 8 и 9-го класса мы выполнили научно - исследовательскую работу «Воздушная среда кабинета географии» и «География размещения цветковых растений в городе Аксу».
Слайд 23Нетрадиционные
формы
Имеют место уроки в виде лекций, семинаров, уроков -
исследований, учебных пресс-конференций, уроков проектов. Использую, уроки - конкурсы, уроки
- соревнования, «Своя игра», «Как стать миллионером?», «Шоколадная лихорадка», «Знатоки географии». На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре «Мое путешествие в…»
Слайд 24Коллективный способ обучения (КСО)
Сущность КСО выражается в организации учебной деятельности,
при которой обучение осуществляется путем общения в парах сменного состава,
когда каждый учит каждого. Каждый ученик попеременно выполняет функции и обучающегося, и учителя. Динамическая пара – это малая группа из четырех человек, объединяющая учеников, сидящих за двумя соседними партами. Каждый работает с каждым по определенному алгоритму.
Слайд 25Технология модульного обучения
Практика и опыт убеждают, что структурированное по
модулям и дозированное по объему содержание школьного курса наряду с
развивающими рефлексивными педагогическими приемами являются гарантами саморазвития личности, формирования жизненноважных компетенций учащихся. Содержание образования, его средства и методы конструируется в так называемые модули (блоки изучаемых тем), что позволяет учащимся проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме освоения.
Слайд 26Мы живем в SMART-обществе, или, другими словами, – в умном
обществе. Это значит, мы окружены техническими средствами и различными сервисами,
которые должны улучшить все аспекты нашей жизни. Главный аспект SMART-образования – гибкое обучение в интерактивной образовательной среде на основе использования мобильных устройств в свободном доступе, позволяющее расширить границы обучения, причем не только с точки зрения количества обучаемых, но и с точки зрения временных и пространственных показателей: обучение становится доступным везде и всегда.
Слайд 27Все образовательные технологии в сочетании с современными информационными технологиями позволяют
мне активизировать интерес к географии у школьников, создать благоприятный психологический
климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке, достичь хороших результатов в обучении.
Использование технологизации образовательного процесса ведет к обновлению содержания школьного образования. Это способствует формированию следующих компетенций у учащихся:
Слайд 29Развитие учительского
потенциала
Использование новых технологий в
организации подготовки и переподготовки и повышения квалификации учителей.
Внедрение в практику
сетевого взаимодействия, направленного на обновление содержания образования и методическую поддержку.
Слайд 30
Образовательные
результаты
формирование нового стиля мышления (гибкость, открытость осознанность, альтернативность рефлексивность);
развитие
базовых качеств личности (критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность);
формирование
культуры чтения и письма;
формирование умения задавать вопросы, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности учащихся;
запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Слайд 31В 2015 - 2016 учебном году приняла участие в работе
заочного семинара по теме: «Инновационные технологии в образовании», в дистанционной
Республиканской конференции «Инновационные процессы в образовании», в Республиканском конкурсе «Лучший урок» где занимала призовые места и работы были опубликованы в сборниках.