Слайд 1Организация
сюжетно-ролевой игры
в детском саду
Педагогический совет – интерактивная игра
(для
педагогов дошкольного учреждения)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного
вида № 79
Г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края
Автор: Голик Ирина Владимировна
заместитель заведующего
по воспитательно-методической работе
Слайд 2“Сюжетно-ролевая игра”
СВОЯ ИГРА
Цель: систематизировать знания педагогов о сюжетно-ролевой игре, совершенствовать
умения педагогов в организации и проведении сюжетно-ролевых игр.
Слайд 3Навигация по слайдам
Смена слайдов презентации производится по щелчку левой кнопки
мыши
Выбор вопроса на поле игры производится щелчком по цифре (стоимости
вопроса), после чего появляется слайд с вопросом.
Для перехода на слайд правильного ответа необходимо щелкнуть по ссылке «Правильный ответ»
Для перехода на поле игры щелкнуть по значку «Домой»
Для вопросов категории «Педагогические ситуации» правильные ответы не предусмотрены.
Слайд 4Правила игры
Педагоги делятся на 3 команды. Обсуждение ведется в командах,
отвечает один.
Игровое поле – слайд № 6, на котором представлены
категории, вопросы и задания разного уровня сложности. Каждый вопрос имеет стоимость в баллах.
Начало игры определяется жеребьёвкой (вытягивание листочка с цифрой 1,2 или 3).
Последовательность выбора заданий определяется в порядке вытянутых листочков с цифрами.
На обдумывание теоретического вопроса дается 1минута, педагогической ситуации – 3 минуты.
Слайд 5Правила игры
При правильном ответе стоимость вопроса засчитывается в копилку команды,
при неверном ответе – баллы снимаются. (Жюри ведёт запись: подсчёт
баллов каждой команды как правильных, так и неправильных). При неполном ответе жюри может снизить оценку.
При неверном ответе может ответить другая команда и заработать баллы.
Попадание на сектор «Кот в мешке» обозначает общее задание для всех команд (время на выполнение задания – 10 минут).
Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов.
Слайд 7
Педагогика игры - 10
Назовите компоненты сюжетно-ролевой игры
Правильный ответ
Слайд 8Компоненты сюжетно-ролевой игры:
роль
сюжет
содержание
игровые действия
игровое употребление
предметов (замещение)
реальные отношения между детьми
Слайд 9
Педагогика игры - 20
Назовите условия для развития игровой деятельности в
детском саду?
Правильный ответ
Слайд 10Условия для развития игровой деятельности в детском саду:
место
время
предметная среда
руководство
взаимодействие с
семьей
Слайд 11
Педагогика игры - 30
Назовите этапы формирования сюжетно-ролевой игры.
Правильный ответ
Слайд 12Этапы формирования сюжетно-ролевой игры:
Предметно-игровые действия
Ролевое действие и взаимодействие
Сюжетосложение
Слайд 13
Педагогика игры - 40
Чем отличается сюжет игры от ее содержания?
Правильный
ответ
Слайд 14Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми
в игре (больница, магазин и др.)
Содержание игры – это воспроизведение
отношений между людьми
Слайд 15Педагогика игры - 50
В чем заключается комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой?
Правильный ответ
Слайд 16Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой:
Ознакомление с окружающим
Обогащение игрового опыта
Организация предметно-игровой среды
Активизирующее
общение воспитателя с детьми
Слайд 17Руководство игрой– 20
Назовите главный принцип организации сюжетно-ролевой игры в
детском саду
Правильный ответ
Слайд 18Основной принцип организации сюжетно-ролевой игры:
Для того чтобы дети овладели
игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.
Слайд 19Руководство игрой– 30
Назовите три позиции педагога при руководстве сюжетно-ролевой
игрой дошкольника.
Правильный ответ
Слайд 20Позиции педагога при руководстве сюжетно-ролевой игрой:
Педагог – партнер, носитель игровых
умений и умений организованного общения в игре.
Педагог – координатор игровых
замыслов и общения детей
Педагог – наблюдатель за играми детей и консультант в случае возникших затруднений
Слайд 22Планирование игры - 30
Задание всем командам
Составьте краткий план комплексного
руководства сюжетно-ролевой игрой
(на отдельных бланках)
Слайд 23Руководство игрой– 50
Назовите прямые и косвенные приемы руководства игрой.
Правильный
ответ
Слайд 24Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены : приемы косвенного
воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в
игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы - непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).
Слайд 25Руководство игрой– 60
Что включает в себя игровая позиция педагога?
Правильный
ответ
Слайд 26Игровая позиция воспитателя включает в себя:
Ярко выраженный интерес воспитателя
к играм детей;
Рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со
стороны и вычленить в ней игровые возможности;
Инфантилизацию как способность устанавливать доверительное отношение с окружающими;
Эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;
Креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.
Слайд 27Педагогическая ситуация – 25
Разобрать педагогические ситуации и внести свои
предложения.
Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет,
радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели.
Что должен сделать педагог? Как научить играть, не разрушая игру соседа?
Слайд 28Педагогическая ситуация – 30
Разобрать педагогические ситуации и внести свои
предложения.
Воспитатель организовал игру «Автобус». Дети сели, купили билеты и поехали.
В ходе игры автобус останавливался на двух остановках, где вышли больше половины детей и стояли смотрели, как оставшиеся дети готовятся на третьей остановке выйти. Через минуту автобус оказался пуст, шофер огорчился, что везти ему некого, а остальные дети разбрелись по группе.
Почему не получилась игра? Как должен был поступить воспитатель?
Слайд 29Педагогическая ситуация – 35
Разобрать педагогические ситуации и внести свои
предложения.
Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие:
и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята.
Как поступить воспитателю в данной ситуации?
Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
Слайд 30Педагогическая ситуация – 40
Разобрать педагогические ситуации и внести свои
предложения.
Воспитатель внесла в группу новый строительный конструктор. Вова (5 лет)
большим удовольствием начал раскладывать детали конструктора.
– Что ты хочешь построить ?– спросил педагог
– Что…что получится ,– ответил Вова.
– Как?
– Буду строить из кубиков и кирпичиков.
Начинает строить. Поставил кубики, на них кирпичики. – Нет, я лучше ракету построю… Укладывает кубики один на другой. Столбик качается. Пытается держать рукой, но вся конструкция рухнула. Он уходит, оставляя груду строительных деталей.
Воспитатель говорит: "Попробуй еще раз". Снова неудача.
Как оценить действия педагога? Что должна сделать воспитатель, прежде чем дать ребенку конструктор?
Слайд 31Педагогическая ситуация – 45
Разобрать педагогические ситуации и внести
свои предложения.
Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие".
"Чур,
я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан", - запротестовали Маша и Кирилл
Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
Слайд 32Психология игры - 10
Назовите особенность сюжетно-ролевой игры, ее отличие от
других видов игр?
Правильный ответ
Слайд 33Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации.
Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Слайд 34Психология игры - 20
Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.
Что такое ведущая деятельность?
Правильный ответ
Слайд 35Ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой:
• происходят главнейшие
изменения (появляются новообразования) в отдельных психических процессах;
• развивается личность ребенка
в целом;
• зарождаются новые формы деятельности.
Слайд 36Психология игры - 30
Назовите новообразования психики ребенка, возникающие в сюжетно-ролевой
игре?
Правильный ответ
Слайд 37Новообразования психики и личности ребенка в игре:
Наглядно-образное мышление
Воображение
Произвольность
поведения
Формирование самосознания. Соподчинение мотивов
Слайд 38Психология игры - 40
Какие виды взаимоотношений между детьми складываются в
игре?
Правильный ответ
Слайд 39В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные.
Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные
взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело.
Слайд 40Психология игры – 50
Правильный ответ
Заполните таблицу. Возраст детей 4 –
5 лет
Слайд 42МОЛОДЦЫ!
ИГРА ОКОНЧЕНА
Список литературы
Слайд 43Список используемых источников
Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетно-ролевых
игр детей. – СПб.: Речь, 2010
Акулова О.В., Солнцева О.В.
Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012