Слайд 1доклад на тему
«Системно - деятельностный подход
в обучении»
дисциплина: Теории и технологии начального языкового образования
направление подготовки
44.03.01 «Педагогическое
образование»
профиль «Начальное образование»
ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ВОЛГОДОНСКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
подготовила студентка 2 курса
Шабанова З. А.
преподаватель:
канд. соц. наук Лабунская В. И.
Слайд 2Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать,
а тому,
как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие
недоразумения.
Г. Лихтенберг.
Слайд 3«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Б.Шоу
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому – и я научусь.»
Китайская мудрость
Слайд 4Проблемы современных школьников:
бедность словарного запаса,
ограниченность и шаблонность используемых в
речи конструкций,
употребление однозначных слов,
отсутствие навыков логического анализа,
узость
кругозора.
Слайд 5Принцип традиционного урока
“Делай как я – и все будет правильно”
Слайд 6Человек XXI века
Предприимчивость
Самостоятельность
Ответственность
Коммуникабельность
Способность видеть и решать проблемы автономно
Способность постоянно учиться
Самостоятельно
находить и применять нужную информацию
Работать в команде
Слайд 7Системный подход
это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность
взаимосвязанных элементов.
Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество
решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Деятельностный подход
психологические способности человека -это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Системно-деятельностный подход
Слайд 8Д. Дьюи.
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась
благодаря исследованиям
Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.
Основные принципы деятельностного подхода
в обучении:
учёт интересов учащихся;
учение через обучение мысли и действию;
познание и знание-следствие преодоления трудностей;
свободная творческая работа и сотрудничество.
Слайд 9Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей
и их размышлениям по обсуждаемой теме.
Этапы деятельности:
процесс вовлечения в деятельность;
процесс
целеполагания;
процесс проектирования действий;
процесс осуществления действий;
процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
Слайд 10.
Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении - создание условий
для проявления познавательной активности учеников
Слайд 12Способы достижения результата
Применение развивающих технологий, которые способствуют эффективности усвоения знаний
учащимися, формируют у обучающихся интерес к русскому языку и литературе;
проблемное
обучение;
развитие критического мышления;
коллективная система обучения;
дифференцированное обучение;
проектная деятельность;
информационно-коммуникационные
технологии.
Слайд 14Традиционный подход:
Составьте схемы слов
Проверю, как вы справились с заданием
Сегодня на
уроке мы познакомимся с новой буквой, научимся её писать
Системно-деятельностный подход:
Работая
в паре, проведите звуковой анализ с помощью алгоритма
Послушайте друг друга и проверьте по эталону
Посмотрите на схемы и запишите слова письменно
Почему не получается записать?
Чему нужно научиться, чтобы выполнить задание?
Элементы сравнения
Слайд 15Особенности урока в рамках деятельного подхода
Слайд 17Структура урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода:
1.Мотивирование к
учебной деятельности
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
3.Выявление
места и причины затруднения
4.Построение проекта выхода из затруднения
5.Реализация построенного проекта
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8.Включение в систему знаний и повторение
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Слайд 18Этапы урока Организующая роль учителя
Слайд 19 Этапы урока Организующая роль учителя
Слайд 20 Этапы урока Организующая роль учителя
Слайд 21Критерии результативности урока
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции
от учителя к ученику
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное
действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе
Слайд 22Критерии результативности урока
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить
и адресовать вопросы
5. Учитель эффективно (согласно цели урока) сочетает репродуктивную
и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилам и творчески
6. На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся)
Слайд 23Критерии результативности урока
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися,
используя для этого специальные приёмы.
8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение
каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Слайд 24Критерии результативности урока
10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную
позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон
отношений, задаваемый на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Слайд 26 Использованные источники:
Асмолов А.Г. «Системно-деятельностный подход к
разработке стандартов нового поколения».ФГОС. Публикации. 2010.
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева
И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе
Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», – М., 2000.
Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников»,- Уфа,2004
Шубина Т.И. «Деятельностный метод в школе»,-http://festival.1september.ru//
Хуторской А.В. «Системно-деятельностный подход в обучении : Научно-методическое пособие» ,— М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).
http://festival.1september.ru/articles/527236/