Слайд 1МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ЖУРНАЛИСТСКИХ ДИСЦИПЛИН»
ОРЕНБУРГ,
3 - 5 ОКТЯБРЯ
2011 Г.
Медиаинформационная грамотность - новая грамотность XXI века
Слайд 2Перспективы по трудоустройству выпускников факультетов журналистики
60% выпускников – журналисты в
газетах, журналах, информационных агентствах, на телевидении, радио, в сетевых СМИ;
специалисты информационно-рекламных служб, в интернет-среде; это редакторы в издательствах, пресс-атташе или имиджмейкеры при политических деятелях, в партиях и общественных организациях; сотрудники рекламных, маркетинговых и PR-служб предприятий и фирм, учреждений культуры, туристических фирм, в сфере образования, аналитических центров, бизнес-структур.
В последнее время возник интерес к специалистам, спрос на которых в период кризиса был снижен, к примеру менеджеры по внутрикорпоративным коммуникациям, ИТ-директора, менеджеры по связям с общественностью и другие специалисты сферы медиа.
Слайд 3Новое направление в системе факультетов журналистики
40% - другие отрасли, не
связанные с медийной сферой.
Многие из них могут стать успешными специалистами
в области массового медиаобразования
Слайд 4Причины переосмысления журналистского образования
Процессы конвергации в сфере масс-медиа, сетевизация сознания
и технологий, дигитализация контента
Трансформация функций журналиста и аудитории
Острая потребность
в специалистах в области медиа и информации в школах, гимназиях, колледжах, учреждениях дополнительного образования, а также во всех иных сферах и отраслях
В целом актуализация в обществе значимости медиаинформационной грамотности и медиаинформационной культуры
Слайд 5Медиа и информация в мире
Научная полемика по поводу медиа и
информационной культуры общества в этот году ознаменовалась важным событием. В
рамках I Международного форума по медийной и информационной грамотности (Марокко, 2011) специалисты в области информационной и медиаграмотности предприняли попытку услышать друг друга. Попытка оказалась успешной.
Слайд 6I Международный Форум по медийной
и информационной
грамотности
Интеграция медиа и информационных концептов и стала предметом обсуждения I Международного Форума по медийной и информационной грамотности, который состоялся с 15 по 17 июня 2011 года в Марокко (г. Фес) при поддержке ЮНЕСКО.
В Форуме приняло участие более 200 представителей из 43-х стран мира.
Слайд 7I Международный Форум по медийной
и информационной
грамотности
Участники Форума обратились ко всем главам мировых государств, к учреждениям ООН, и в частности, ЮНЕСКО, другим международным и региональным учреждениям, неправительственным организациям, преподавателям журналистики, специалистам в сфере медиа и информации, политикам и представителям гражданского общества с призывом «объединить усилия и содействовать развитию медийной и информационной грамотности, укреплению регионального, межрегионального и глобального сотрудничества по этому вопросу».
Слайд 8Фесская Декларация
о медийной и информационной грамотности
Итогом работы Форума стала
Фесская Декларация о медийной и информационной грамотности, в которой участники
продемонстрировали свою убежденность в том, что «медиаинформационная грамотность является основным правом человека в информационном обществе. Цифровая эпоха и конвергенция коммуникационных технологий неотъемлемо связаны с медийной и информационной грамотностью, которая необходима для достижения устойчивого развития, укрепления мира, расширения межкультурного знания, углубления диалога и взаимопонимания».
Слайд 9Фесская Декларация
о медийной и информационной грамотности
Участники Первого международного форума
по МИГ приглашают все заинтересованные стороны по всему миру:
включить изучение
принципов МИГ в образовательные программы, как в формальные, так и в неформальные, для того, чтобы: (I) обеспечить право каждого гражданина на это новое образование, (II) извлекать пользу из эффекта мультипликации преподавателей для обучения критическому мышлению и анализу, (III) предоставить, как педагогам, так и учащимся, право обладать компетенциями в области MИГ, чтобы построить общество медийной и информационной грамотности, подготовить почву для информационного общества;
считать производство и распространение контента, собранного пользователями информации, особенно молодежью, частью общей системы МИГ;
Слайд 10Фесская Декларация
о медийной и информационной грамотности
развернуть сети ЮНЕСКО по
медийной и информационной грамотности и межкультурному диалогу для привлечения других
университетов, представляющих все регионы мира. А также поощрять создание национальных, региональных и международных институтов, центров по медийной и информационной грамотности во всех регионах для поддержки инициатив в сфере МИГ во всем мире;
убедить руководителей образования в том, что медиа и информационная этика должны входить во все учебные планы; выступать за моральные ценности в сфере коммуникации, информации и медиа-производства.
Слайд 11Медиаобразование в России
В России сформировалась научная школа «Медиаобразование и медиаграмотность»
под руководством А.В.Федорова , доктора педагогических наук, профессора Таганрогского государственного
педагогического института им. А.П. Чехова
Школа более 20 лет занимается систематизацией и анализом теоретических и методических концепций медиаобразования в России и за рубежом. В ее составе такие ученые-исследователи как А.А.Новикова, И.В. Челышева, И.А. Каруна, А.А. Левицкая, Е.В. Мурюкина и др. Усилия научной школы А.В. Федорова сконцентрированы на актуальной проблеме подготовки будущих медиапедагогов.
Слайд 12Медиаобразование и медиакомпетентность
В рамках научной школы А.В. Федорова разработаны медиаобразовательные
программы для студентов, преподавателей вузов, школьных учителей. Они базируются на
понятии медиакомпетентности, как новой парадигмы результата образования. Медиакомпетентности, по мнению авторов, являются ключевыми компетентностями для характеристики уровня развития личности.
Слайд 13Информационная культура личности
Ведущим исследователем в области информационной грамотности в России
является доктор педагогических наук, профессор Кемеровского государственного университета культуры и
искусств Н.И. Гендина. Под ее руководством в НИИ информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств разработана концепция информационной культуры личности, осуществляется анализ международных стандартов информационной грамотности.
Слайд 14Информационная грамотность
Понятие «информационная культура личности» является емким и полностью включает
в свой состав понятие «информационная грамотность», отличаясь от него такими
компонентами, как информационное мировоззрение, способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях.
Слайд 15Журналистская модель медиаобразования
В 2008 году И.В. Жилавской была предложена, описана
и защищена журналистская модель медиаобразования, основанная на медиаактивности редакций СМИ,
а также выдвинута идея продуктивности концепции медиаграмотности по отношению к медиааудитории, которая сегодня становится не только глобальным потребителем, но и массовым производителем информационного продукта.
Медиаобразовательный потенциал журналистики исследовали также С.Г. Корконосенко, А.П. Короченский, И.А. Фатеева, С.Л. Страшнов, А.Р. Кантор и другие исследователи масс-медиа.
Слайд 16МИГ – новая грамотность XXI века
Принципиальный разворот в понимании принципиального
единства медиа и информации, который нашел подтверждение на международном уровне,
означает, что в ближайшее время ученым и специалистам в области медиа и информации придется пересмотреть некоторые концепции и подходы к тому, что мы именуем информационной и медиаграмотностью, и осмыслить новое понятие – «медиаинформационная грамотность» (МИГ) – как новую грамотность XXI века.
Факультеты журналистики в этой работе должны занять ведущую позицию.
Слайд 17Кафедры журналистики и медиаобразования
С 1 сентября 2011 года на факультете
журналистики Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова открыта Кафедра
журналистики и медиаобразования.
В учебные планы бакалавриата КЖМ вошли такие дисциплины как «Основы медиакультуры» и «Медиаобразовательные технологии СМИ».
На кафедре разработаны программы дополнительного образования «Менеджмент детских и молодежных СМИ», «СМИ в системе молодежной политики».
Одним из новых медиаобразовательных проектов кафедры стала Осенняя школа журналистики «Глобальная деревня».
Слайд 18Челябинский государственный университет
В Кафедру журналистики и медиаобразования преобразована кафедра журналистики
в Челябинском госуниверситете. Это логическое завершение процесса расширения тематики научной
и учебной деятельности кафедры от сугубо профессионального медиаобразования в сторону массового. Сегодня в учебном поручении кафедры не только медиадисциплины для студентов факультета журналистики, но и курс «Основы медиакомпетентности» для немедийных факультетов университета.
Слайд 19Школа журналистики «Глобальная деревня»
«Глобальная деревня», так называется уникальный проект МГГУ
им. М.А. Шолохова, направленный на формирование профессиональных компетенций в области
медиа и коммуникаций студентов факультетов журналистики и экологии.
В первые выходные сентября впервые в истории университета первокурсники двух факультетов под руководством своих преподавателей отправились на Осеннюю школу экологической журналистики «Глобальная деревня» в деревню Лазинки Калужской области. Этот эксперимент должен стать новым направлением в системе обучения журналистов.
Слайд 20Модель медиаинформационного пространства
В МГГУ им. М.А. Шолохова на Кафедре
журналистики и медиаобразования реализуется проект «Разработка универсальной модели медиаинформационного пространства
школы».
В рамках этого проекта разработана авторская образовательная программа, с помощью которой будет осуществлена подготовка учителей и учеников к созданию в школах медиаинформационных центров (МИ-центров). Программа направлена на повышение квалификации преподавателей средних школ в области медиаинформационных технологий, а также повышение уровня медиаинформационной грамотности школьников.
В проекте принимают участие в качестве экспериментальных площадок шесть школ Северо-Западного округа Москвы.