Слайд 2Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического
и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение
условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Актуальность данной темы в том, что современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи.
В связи с таким положением появился термин
«семьи группы риска», которые нуждаются в особой
поддержке.
Слайд 3выявление методов и форм взаимодействия педагогов ДОУ с «семьями группы
риска»
Цель:
Проблема
определение методов и форм эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями
Объект
семья
как система
Предмет
методы и формы
Слайд 4задачи
дать характеристику семье как педагогической системе;
выявить формы и методы
социально – педагогического взаимодействия педагогов ДОУ с семьями;
охарактеризовать основные
подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования.
Слайд 5Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей
со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения
желаемых результатов
Слайд 6Сущность понятия «Семья »
Юридическое понятие
«Семья – объединение чаще всего совместно
проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака,
родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание
в семье»
Социологическое понятие
«Семья – это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью перед обществом за воспроизводство населения»
(Харчев А.Г.
российский социолог )
Слайд 7«семья социального риска»
- семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности
в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех
её членов
(Л. М. Шипицына
ректор Института
специальной педагогики
и психологии )
Слайд 8Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во
многом зависит дальнейшее человека
семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека;
семья
влияет на формирование психологического пола ребенка
Слайд 9семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также
влияет на отношение детей к учебе и во многом определяет
ее успешность
семья имеет важное значение
в овладении человеком социальных
норм, определяющих
исполнение
им семейных ролей
Слайд 10в семье формируются
фундаментальные ценностные
ориентации человека
семья играет большую
роль в процессе социальной адаптации человека
Слайд 11Условная классификация современных родителей
Первая группа – это родители,
очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим
хороший
присмотр и
уход за ребенком;
полноценное развитие;
оздоровление;
обучение и воспитание;
организация интересного досуга
Задача педагога – организовать, так
называемые, «домашние задания», заранее объявлять о намеченных мероприятиях (например, о веселых стартах или субботнике)
Слайд 12 Вторая группа – это родители с удобным рабочим
графиком, неработающими бабушками и дедушками
не хотят лишать ребенка:
полноценного общения;
игр со сверстниками;
развития и обучения.
Задача педагогов – не допустить,
чтобы эта родительская группа
осталась на позиции пассивного
наблюдателя, активизировать их
педагогические умения,
вовлечь в работу детского сада.
Слайд 13Третья группа – это семьи с неработающими мамами
ждут
от детского сада:
интересного общения со сверстниками;
получения навыков поведения в
коллективе;
соблюдения правильного режима дня;
обучения и развития
Задача воспитателя – выделить из этой
родительской группы энергичных мам,
которые станут членами родительских
комитетов и активными помощниками
воспитателей. На эту родительскую
группу воспитателю необходимо
опираться в подготовке родительских
собраний, проведении праздников,
конкурсов, выставок и т.п.
Слайд 14В планировании содержания работы с родителями играет роль и приоритетное
направление ДОУ
Слайд 15Формы общения педагога с родителями в ДОУ
традиционные
коллективные
индивидуальные
наглядно-информационные
групповые родительские собрания, конференции,
«Круглые столы» и др.
педагогические беседы с родителями
аудио-видеофрагменты организации различных видов
деятельности, режимных моментов, занятий; фотовыставки, стенды, ширмы, папки-передвижки
Слайд 16Нетрадиционные формы общения с родителями
Автор Т.В. Кротова
(преподаватель факультета дошкольной
педагогики МПГУ)
Слайд 18Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного
контакта педагога с родителями, ежедневное информирование родителей
о том, как
ребенок провел
день, чему научился,
каких успехов достиг.
Слайд 19Принципы взаимодействия педагога с родителями
Доброжелательный стиль общения.
Индивидуальный подход.
Сотрудничество, а не
наставничество
Тщательная подготовка
Динамичность
Слайд 21 Причины отсутствия взаимодействия ДОУ с семьей
недостаточное знание специфики семейного
воспитания;
неумение анализировать
уровень педагогической
культуры родителей
и особенности воспитания детей;
неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Слайд 22Включение родителей в деятельность ДОУ
Участие их в:
организации
образовательного процесса;
создание творческих групп, которые активно делятся своим опытом;
организации современной
социально – развивающей среды в группах;
оказания дополнительных услуг;
разработке планирования разных видов на всех уровнях:
общедошкольных планов;
самостоятельной деятельности детей;
совместной деятельности детей;
разработке собственных курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми;
привлечение родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ.
Слайд 23Заключение
Мне очень хотелось бы, чтоб
и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка
– это источник общественного опыта. Здесь он
находит примеры для подражания
и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,
то должны решать эту проблему
«всем миром»: детский сад, семья,
общественность.