Слайд 1Педагогический совет
«Личность педагога в современной школе»
Слайд 2Личность – человеческий индивид,
являющийся субъектом сознательной
деятельности, обладающий
совокупностью
социально значимых черт,
свойств и качеств, которые он реализует в
общественной жизни.
Самооценка
Оценка индивида Оценка, которую дает
другими людьми себе сам человек
Слайд 3Личность
Отличается самостоятельностью в поступках
Способна нести ответственность и решать проблемы
Контролирует
поведение, обладает силой воли
Способна изменяться с течением времени
Слайд 4ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА
уровень профессионализма
характер, внутренние качества
общая эрудиция, уровень общей культуры
внешний
облик (стиль, одежда, прическа)
манеры (мимика, жесты, речь)
особая жизненная
позиция
Слайд 5 Все профессии - это заговор специалистов против профанов
Бернард Шоу
Слайд 6
Под профессионализмом понимается особое
свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную
деятельность в
самых
разнообразных условиях.
Профессионализм учителя
Слайд 7Для приобретения профессионализма необходимы
способности
желание и характер
готовность учиться и
совершенствовать свое мастерство
Слайд 8Виды профессиональной компетентности
Специальная (деятельностная) характеризует владение
деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие
специальных знаний, но и умение применить их на практике.
Социальная характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
Личностная характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
Индивидуальная характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
Слайд 9 Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное
явление,
включающее в себя систему теоретических знаний учителя и
способов
их применения в конкретных педагогических ситуациях,
ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его
культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к
смежным областям знания и др.).
Слайд 10 Критерии
профессионализма
педагога
Объективные критерии
определяют, насколько учитель соответствует требованиям избранной профессии.
высокая производительность труда,
количество и качество, надежность продукта труда,
достижение определенного статуса в профессии,
умение решать разнообразные задачи обучения и воспитания.
Субъективные критерии:
насколько профессия педагога соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям,
насколько человек удовлетворен трудом в этой профессии,
устойчивая профессионально-педагогическая направленность,
понимание ценностных оснований профессии,
совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности и др.
Слайд 11Критерии профессионализма педагога
Результативные критерии: достигает ли педагог
желаемых
сегодня обществом результатов в педагогическом труде. Приоритетными результатами труда педагога
являются качественные изменения, сдвиги, «приращения» в психическом (умственном и личностном) развитии учащихся. Педагогу нужно знать показатели развития школьников, уметь диагностировать их наличный и потенциальный уровень, зону ближайшего развития и саморазвития учеников и др.
Процессуальные критерии: использует ли педагог при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы и технологии. Большое значение имеет то, как работал педагог, какие использовал профессиональные знания и умения, личные психологические качества (педагогическое мышление, педагогическую эмпатию), какова психологическая цена результата в виде затраты сил и времени учащегося и учителя и т.п.
Слайд 12Критерии профессионализма педагога
Нормативные критерии: усвоил ли педагог нормы, правила избранной
профессии и умеет ли воспроизводить ее высокие эталоны на уровне
мастерства. Владение нормами профессиональной деятельности и общения, разработанными в науке и апробированными в практике.
Индивидуально-вариативные
критерии проявляются в стремлении человека индивидуализировать свой труд,
- самореализовать в нем свои потребности,
- проявить в нем свою самобытность, развивать себя средствами профессии.
Слайд 13Критерии профессионализма педагога
Критерии наличного уровня: достиг ли педагог достаточно высокого
уровня профессионализма. Педагог имеет наличный, актуальный уровень и личностные ресурсы
профессионального развития.
Прогностические критерии:
имеет ли специалист перспективы работы,
зону своего ближайшего развития,
готов ли он к принятию
профессионального опыта других людей,
проявляет ли профессиональную открытость.
Слайд 14Критерии профессионализма педагога
Критерии творческие: стремится ли педагог выйти за пределы
своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить своим личным творческим вкладом.
Сочетаемость профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельности творческих
поисков важно для педагогического профессионализма.
Критерии социальной активности и конкурентоспособности: умеет ли педагог заинтересовать общество результатами своего
труда, вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг.
Критерии профессиональной приверженности: умеет ли педагог соблюдать честь и достоинство педагогической профессии. Отсутствие замкнутости, корпоративности, противопоставления учительской профессии другим.
Слайд 15Типаж 1.
Вдохновенный, увлекающийся, знающий море всего и ничего определённого.
На уроке может рассказывать о чём угодно, а после уроков
дети должны либо с репетитором, либо с родителями, либо сами до ночи делать уроки. Но, однако, любим - за бесшабашность, за оценки, которые ни с того ни с сего вылетают из рога изобилия, поднимая одного, веселя другого, порождая ложную уверенность у третьего. Его ученики шумят на уроках и в жизни, получают вкус к знанию вообще, но не способны к строгой систематической работе, любят что-либо отчебучивать и боготворят своего кумира.
Слайд 16Типаж 2.
О, как он ежедневно и ежевечернее страдает, думая
о том, что необходимо подготовиться к урокам, что завтра 5
уроков, что нужно быть интересным, что надобно помнить, где что задано, где кого спросить. Но наслоившаяся усталость так и клонит ко сну. Телевизор и чаёк журчат так тепло и приветливо… Жизнь проходит, пролетает, и ничего никогда не будет, и, сомкнув очи, он засыпает. Наутро идёт в школу, пытаясь что-то вспомнить и мучительно боясь, что придут проверять, а урок будет сырой и тягучий, а он где-то в глубине мозга будет молча пришёптывать себе, что вот, мол, возьмусь, подготовлюсь, потрясу всех, стану сильным, новым, и всё будет хорошо. И найду, наконец, другую работу и начну получать не пособие по безработице, а настоящую зарплату.
Слайд 17Типаж 3.
Всё раз и навсегда разобрано по полочкам. Кого спросить
- записано, с кем поговорить – помечено, что задать –
продумано и изложено. Строг и справедлив. К новым веяниям относится спокойно. Всё новое всегда конспектирует. Пользуется авторитетом, спокоен, деловит, ответственен. Даёт детям только точные знания. Поддерживает ровные и строгие отношения с родителями учащихся. К собраниям готовится так же, как и к урокам: точно, ответственно, объективно.
Слайд 18Типаж 4.
Знает детей, готовит из них участников конкурсов по
предмету, вместе с ними допоздна задерживается в школе, привлекая к
своему предмету. Если на урок к учителю приходят проверяющие, ребята всей душой болеют за любимого учителя и стараются быть на высоте. Он любит из библиотеки, с курсов повышения квалификации привозить профессиональные новшества и использовать их в работе. Каждый год составляет новый конспект урока, с удовольствием ходит с детьми на экскурсии и в походы, организовывает научную, поисковую, проектную деятельность учащихся.
Слайд 19Типаж 5.
Для каждой параллели составляет авторскую образовательную программу, тесты,
терминологический диктант, обучающие игры; разрабатывает систему технических средств, средств наглядности:
готовит презентации уроков, предметно-значимые проекты, создаёт собственную систему мотивации к его предмету даже те, кто не хочет учиться, относятся с почтением. Хорошей оценкой у него гордятся. Выпускники запоминают его на всю жизнь.
Слайд 20Типаж 6.
Образная речь, организация учебного процесса в основном через
самостоятельный поиск информации учащимися. Много задаёт, не пользуется школьным учебником,
брезглив по отношению к неуспевающим, на педсоветах требует наказать, отчислить, изменить политику государства. Планов не сдаёт, от классного руководства отказывается вплоть до увольнения. Родителям желчно сообщает о недостатках и проступках их чад, о достоинствах говорит вяло и всегда повторяет забитую истину, что на «5» знает Бог, на «4»- он, а вы, господа, должны радоваться «3». Игнорирует коллективные праздничные события. Родители стараются, чтобы их ребёнок попал к нему в класс, п.ч. знания даёт, нарушать дисциплину не разрешает, и дети, которые у него учатся, как-то подтягиваются, становятся серьёзнее и строже.
Слайд 21Типаж 7.
На уроках похож на дирижёра или певца: постоянно
вслушивается в тембр своего голоса, следит за своими позами. Умеет
всех поддержать, но только словом. Не отягощает свой малопросвещённый ум раздумьями о методическом сопровождении предмета, забывает ставить оценки, любит объяснять новый материал, п.ч. это даёт ему возможность громко и якобы взволнованно поговорить. Труд педагога ему тошен.
Слайд 22Профессиональная зрелость личности учителя
Необходимые умения для
проявления, выражения и саморазвития личности учителя
занимать четкую и действенную
гражданскую позицию,
проявлять педагогические способности (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения; воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели.);
управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не деструктивный, разрушающий характер,
определять особенности своего стиля и использовать природные данные,
воспринимать позитивные возможности учащихся,
осуществлять творческий поиск, переходить от уровня мастерства к собственно новаторскому уровню.