Слайд 1
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Подготовила: Малыхина Г.А.
педагог –психолог
КОУ ВО «Борисоглебский
кадетский корпус»
Слайд 2
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие конфликта
Исследование конфликтов
Понятие предупреждения конфликта
Факторы, влияющими на состояние готовности учителей
к предупреждению конфликтов
Педагогические условия предупреждения конфликтов
Карта конфликтной ситуации
Способы и приёмы
профилактики конфликтов
Упражнение «Снежинки»
Упражнение «Серцебиение»
Упражнение «Смотреть под ноги»
Упражнение «Корни конфликта»
Понятие медиации
Понятие предупреждения конфликта
Алгоритм поведения педагогов
Глоссарий
Список литературы
Слайд 3
ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА
Понятие «конфликт» (от лат. conflictus - столкновение) рассматривается во
многих науках об обществе как стадия развития категории «противоречие», когда
существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности (полярность, антагонизм). Научными исследованиями доказано, что по своей природе образовательная деятельность, как одна из основных сфер человеческого взаимодействия в обществе, в значительной степени подвержена конфликтному противостоянию.
Слайд 4
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ
В психолого-педагогической литературе имеется достаточно большое количество работ (А.Я.Анцупов,
М.М.Рыбакова, И.И.Рыданова, Н.В.Самоукина, и др.), посвященных проблеме конфликтов. Несмотря на
хорошо разработанные методы разрешения конфликтов, следует признать, что не существует единой методики их предупреждения и урегулирования.
Слайд 5
ПОНЯТИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТА
Под «предупреждением конфликтов в образовательной среде школы» понимается
комплекс профилактических социально-педагогических мер по минимизации причин деструктивных конфликтов между
субъектами школы и разрешению конкретных предконфликтных ситуаций.
Слайд 6
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИМИ НА СОСТОЯНИЕ ГОТОВНОСТИ
УЧИТЕЛЕЙ К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОНФЛИКТОВ
Слайд 7
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Слайд 9
СПОСОБЫ И ПРИЁМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ
Слайд 10
УПРАЖНЕНИЕ «СНЕЖИНКИ»
1. Предложите ученикам:
• Взять листок бумаги.
•
Сложить его вдвое.
• Оторвать верхний правый
угол.
• Снова сложить бумагу вдвое.
• Оторвать верхний правый угол.
• Снова сложить бумагу вдвое.
• Оторвать верхний правый угол.
• Снова сложить бумагу вдвое.
• Если можно, оторвать верхний правый угол. Если ученики утверждают, что рвать бумагу стало слишком трудно, скажите, что это совершенно необязательно делать.
• Развернуть листки бумаги.
2. Попросите учеников оглядеться, обращая внимание на то, как по-разному выглядят листки бумаги.
Слайд 11
УПРАЖНЕНИЕ «СЕРДЦЕБИЕНИЕ»
1. Разделите учеников на группы по 6 человек.
2.
Объясните ученикам, что в конфликтных ситуациях наши действия, слова
и эмоции не такие, как обычно. Например, мы кричим на своего друга вместо того, чтобы говорить с ним нормальным тоном.
3. Попросите группы за 10 минут написать как можно больше физических реакций на конфликт.
4. Ученики каждой группы знакомят класс со своими физическими реакциями на конфликт. Один ученик записывает все предложенные реакции на доске.
5. Обсудите различные варианты реакций людей на конфликт. Обсудите также, каким образом физические реакции обостряют конфликт.
Слайд 12
УПРАЖНЕНИЕ «СМОТРЕТЬ ПОД НОГИ»
1. Разделите учеников на пары.
2. Один из
учеников в каждой паре закрывает глаза и опирается на руку
партнера.
Партнер ведет его на прогулку по классу (а, если это возможно, то и за его пределами). Подчеркните, что вести своих партнеров нужно очень внимательно.
3. Минут через 5 скажите ученикам, чтобы они перестали поддерживать своих партнеров. Теперь ученики с закрытыми глазами будут ходить, ориентируясь только на то, что говорит их партнер.
4. Предложите ученикам поменяться ролями и повторить этапы 2 и 3 упражнения.
Слайд 13
УПРАЖНЕНИЕ «КОРНИ КОНФЛИКТА»
1. На листе бумаги напишите большими буквами
слово «конфликт», положите лист на пол посреди класса так, чтобы
он всем был виден.
2. Раздайте ученикам по листу бумаги.
3. Попросите учеников подсчитать число букв в своем имени и разрезать (или разорвать) листы бумаги на соответствующее число частей. Например, если ученика зовут АНДРЕЙ, ему нужно разрезать свой лист на 6 частей.
4. На каждом маленьком листочке бумаги ученики должны написать по слову, которое у них ассоциируется с понятием «конфликт».
5. Ученики по очереди кладут свои листочки со словами на пол вокруг листа, на котором написано «конфликт». Положив свои листочки со словами на пол, ученики должны произнести эти слова вслух. Слова, близкие по значению словам на листках, уже лежащих на полу, нужно размещать рядом с этими листками. Например, если уже есть слово «драка»», листок со словом «потасовка» нужно будет положить рядом. Если захотят, ученики могут объяснить, почему они выбрали именно эти слова.
6. Обсудите с учениками, носят ли идеи, связанные с конфликтом, позитивный или негативный характер. Спросите у них, когда конфликт может быть хорошим. Ответы должны быть конкретными. Попросите привести примеры случаев, когда конфликт принес какую-то пользу.
Слайд 15
ПОНЯТИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТА
Слайд 16
АЛГОРИТМ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА
В школе педагог должен демонстрировать только рабочее настроение.
Отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами, должны оставаться за порогом
образовательного учреждения.
Не нужно избегать конфликтов, необходимо направлять процесс их разрешения в конструктивное русло и стараться не затягивать конфликт.
Нужно одинаково справедливо относиться ко всем учащимся.
Вся деятельность педагога должна быть сосредоточена на процессе обучения и воспитания.
Нельзя унижать учеников, напротив, нужно «поднимать» их до своего уровня.
В отношениях с коллегами нужно демонстрировать только ассертивную форму поведения.
Слайд 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Селиванова Е.А. Роль педагога в возникновении и разрешении
конфликтов в образовательном учреждении // Вестник Костромского государственного университета им.
Н.А. Некрасова. – 2011. – Том 17. - № 1. – С.178-181.
Петушкова О. Г. Предупреждение конфликтных ситуаций : (технология подгот. специалистов к предупреждению пед. конфликтов) / О. Г. Петушкова ; М-во образования Рос. Федерации, Магнитогор. гос. ун-т. - Магнитогорск : Изд-во Магнитогор. гос. ун-та, 2014 (Тип. МаГУ). - 32 с.
Потанин Г.М. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / Г.М. Потанин, А.И. Сахаров. - М.: Просвещение, 2012. – 114 с.
Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 214 с.
Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты / С.Ф. Фролов. - М.: Владос, 2013.- 340 с.