Разделы презентаций


Структура обучающего модуля на печатной основе

Содержание

на печатной основеПроектированиеобучающего модуляПермь 2009Г. С. ВараксинГосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов«Пермский краевой институт повышения квалификацииработников образования»Методическое пособие

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1



Методическое пособие
на печатной основе
Проектирование
обучающего модуля
Г. С. Вараксин

Методическое пособиена печатной основеПроектированиеобучающего модуляГ. С. Вараксин

Слайд 2на печатной основе
Проектирование
обучающего модуля
Пермь 2009
Г. С. Вараксин
Государственное образовательное учреждение
дополнительного

профессионального образования специалистов
«Пермский краевой институт повышения квалификации
работников образования»
Методическое пособие

на печатной основеПроектированиеобучающего модуляПермь 2009Г. С. ВараксинГосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов«Пермский краевой институт повышения квалификацииработников

Слайд 3ББК 74. 202. 4
В 18

В 18

Вараксин Г. С. Проектирование обучающего модуля на печатной

основе. Методическое пособие. Пермь: ПКИПКРО, 2009 – 36 с.


Методическое пособие содержит сжатое схематичное изложение учебного материала в форме структурированного конспекта. В пособии представлен системный подход к проектированию раздаточных информационно-методических и дидактических материалов на печатной основе, совместимых с технологией модульного обучения.
Основное назначение пособия – систематизация знаний и умений слушателей курсов профессиональной подготовки и повышения квалификации работников образования. Схемы, приведенные в пособии, играют роль опорных конспектов, которые могут помочь участникам учебного процесса в освоении основных понятий и алгоритмов практических действий.

© Г. С. Вараксин, 2009
© Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2009

ББК 74. 202. 4    В 18В 18   Вараксин Г. С. Проектирование обучающего

Слайд 4
Проектирование обучающего модуля на печатной основе
ПМ

Информационно-методическое и программное обеспечение модульного

обучения
3

Проектирование обучающего модуля на печатной основеПМИнформационно-методическое и программное обеспечение модульного обучения3

Слайд 5

Структура обучающего модуля
4
ПМ 1


Блок управления
учебным процессом
КЛ
МСА_Н
МСА_У
Контроль
знаний
Контроль
умений
Дерево понятий
Дерево

умений


Теоретический информационный блок
Практический информационный блок
ПТ
ПЗ


ОК


ОК
СЛ
?
?

Блок усвоения понятий
Блок

формирования умений



ТК

КВ

ЗД

МТК

КЛА

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

Структура обучающего модуля4ПМ 1Блок  управления учебным  процессомКЛМСА_НМСА_УКонтрользнанийКонтрольуменийДерево понятийДерево уменийТеоретический информационный  блокПрактический  информационный

Слайд 6

Структура обучающего модуля (краткое описание)

5
Для организации учебного процесса в режиме

модульного обучения предлагается идея разработки обучающего модуля в виде системы

обучающих информационно – методических и дидактических материалов на печатной основе (дерево понятий – ДП, дерево умений – ДУ, информационные опорные карты – ОК, глоссарий – СЛ, пакет тренировочных контрольных вопросов – КВ, тренировочные кроссворды – КР, тренировочные тесты – ПТ, пакеты задач - ЗД и тренировочных упражнений – УП, лабораторные работы - ЛБ) Учебный комплекс реализует кейсовую учебную технологию и предназначен для использования в режиме активного самообучения. Данный модуль включает в свой состав кроме информационных учебных компонентов также систему управления учебным процессом - БУ и блок контроля знаний и умений (контрольные тесты – ПТ, пакет контрольных вопросов – КВ. пакет контрольных задач – ЗД, лабораторные работы – ЛБ, контрольные практические задания – ПЗ). Эффективная учебная деятельность на основ применения модуля, построенного на этих принципах, складывается из следующих видов учебных действий:
системное восприятие учебной информации в режиме самостоятельного чтения;
выделение учебных понятий;
самоконтроль уровня знаний на основе использования тренировочных тестовых заданий;
действия по обработке информации (графическое кодирование учебного текста, формулирование контрольных вопросов и разработка тестовых заданий);
выполнение тренировочных упражнений;
внешний контроль уровня знаний учащихся по результатам выполнения промежуточных и итоговых тестовых заданий;
внешний контроль умений по результатам выполнения практических работ прикладного характера.
В систему управления встроены вариативные пошаговые инструкции для организации самостоятельных учебных действий (маршрутная технологическая карта – МТК, операционные технологические карты – ТК) и необходимые инструменты для самоконтроля (контрольный лист – КЛ) и системного анализа учебного процесса (матрица системного анализа – МСА). Блок управления обеспечивает непрерывный мониторинг учебного цикла на уровне учащегося и преподавателя. Для реализации этих возможностей в составе системы управления предусмотрены специальные учетные формы на печатной основе. Вариативность курса обеспечивается гибкостью встроенной системы управления.

Обучающим модулем называется система инструментальных средств и образовательных ресурсов, построенная на основе автономной части учебного материала, моделирующая деятельность педагога и включающая в себя необходимый набор компонентов, обеспечивающих полный учебный цикл на основе организации самостоятельных активных учебных действий.

ПМ 1. Структура обучающего модуля (стр. 4)

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

Структура обучающего модуля (краткое описание)5Для организации учебного процесса в режиме модульного обучения предлагается идея разработки обучающего модуля

Слайд 7

Алгоритм проектирование обучающего модуля
6
ПМ 2

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной

основе (стр. 3)


ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

И
М
Т

БК
ДУ
ДП
СЛ
МП
СК
ДМ
КВ
ПТ
КР
ПЧ
ЗД
УП
КВ
ПТ
КР
ПЧ
СЛ

?

W W W
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Модульные

единицы

Обучающий модуль

БЛОК УПРАВЛЕНИЯ



Знания

Умения

ПТ

КВ

ЗД

ЛБ

ПЗ

КЛ

МСА


ОК

ДК

УЭ

СЛ


МТК

КЛА

УЧЕБНАЯ СРЕДА

Алгоритм проектирование обучающего модуля6ПМ 2ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)ПОИСК ИНФОРМАЦИИТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕИМТБКДУДПСЛМПСКДМКВПТКРПЧЗДУПКВПТКРПЧСЛ?◉W W WКОНТРОЛЬ

Слайд 8

Техническое задание
ПМ 2.1

7
ПМ 2. Алгоритм проектирования обучающего модуля (стр. 6)
ПМ.

Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
Подготовка каталога

информационных ресурсов (БК) по результатам поиска.
Выделение из информационных массивов понятий, терминов, ключевых слов. Подготовка глоссария (СЛ).
Выделение из информационных массивов необходимых процедурных знаний – алгоритмов выполнения практических действий.
Структурирование понятий и учебных элементов. Оформление графа понятий (ДП).
Структурирование умений. Оформление графа умений (ДУ).
Структурирование учебных материалов. Оформление графа, отражающего структуру обучающего модуля (ДМ).
Подготовка структурированного учебно-методического пособия (МП) по теме обучающего модуля на основе ДМ.
Графическое кодирование учебной информации. Подготовка иерархической структуры опорных информационных когнитивных карт (СК).

Документы, разработанные на стадии подготовки технического задания, полностью определяют систему учебных целей учебного проекта. Когнитивные информационные карты являются основой для проектирования учебной среды в виде пакета модульных единиц (каждой схеме соответствует модульная единица). Структура учебного курса – это иерархический граф, в котором каждый элемент его является опорной информационной картой. В основе такого представления учебной информации лежит системный подход, что означает следующее:
каждая когнитивная карта включает в себя ограниченное количество объектов для изучения – это уровень системы в учебном цикле;
каждая опорная схема является элементарным учебным элементом в момент изучения данной карты и является частью надсистемы – информационной карты более высокого уровня;
каждый объект системы (опорной карты) можно рассмотреть более детально в качестве одной из подсистем, подготовив соответствующие информационные карты более низкого уровня.

Проектирование учебных материалов начинается с поиска учебной информации из различных источников (учебная литература, ресурсы на CD и DVD, Интернет).
Техническое задание – подготовка пакета исходных ресурсов перед началом проектирования компонентов обучающего модуля. Это наиболее сложная и ответственная часть проектных работ, требующая высокой квалификации разработчика. На стадии подготовки технического задания необходимо выполнение следующих действий по отношению к исходной учебной информации:

Техническое заданиеПМ 2.17ПМ 2. Алгоритм проектирования обучающего модуля (стр. 6)ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр.

Слайд 9

БК – каталог информационных ресурсов
8
ПМ 2.1.1

Каталог информационных

ресурсов – это совокупность таблиц, предусмотренных для записи ссылок на

различные информационные источники. Такие таблицы можно подготовить в приложении Word (альтернативный вариант). Для подготовки каталога информационных ресурсов предлагаются учетные формы, созданные с помощью программы MS Excel. Аргументы в пользу данного приложения следующие:
электронные таблицы можно использовать в режиме баз данных (возможности сортировки, фильтрации информации). Чем больше записей в таблице, тем более проявляется это преимущество;
табличную информацию из книги Excel несложно конвертировать в формат программы Word;
вывод на печать производится из программы Excel, при этом возможности настройки параметров печати в этом приложении гораздо шире, чем в программе Word.

?


ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ПМ 2.1. Техническое задание (стр. 7)

БК – каталог информационных ресурсов8ПМ 2.1.1   Каталог информационных ресурсов – это совокупность таблиц, предусмотренных для

Слайд 10

СЛ – глоссарий
ПМ 2.1.2

Глоссарий (терминологический словарь)

– это список ключевых понятий, терминов, учебных элементов, представленный в

таблице. Необходимо различать новые и опорные учебные элементы.
Новые учебные элементы – это понятия, которые объясняются в текущем учебном процессе и увеличивают объем знаний.
Опорные учебные элементы – это термины, слова, необходимые для понимания новых учебных элементов – прошлый учебный материал, межпредметные связи. Опорные понятия являются основой для подготовки тестовых заданий, необходимых для организации входного контроля.

Целесообразно оформить глоссарий в среде Word. Для подготовки этого документа предлагается соответствующий табличный бланк.

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ПМ 2.1. Техническое задание (стр. 7)

9

СЛ – глоссарийПМ 2.1.2    Глоссарий (терминологический словарь) – это список ключевых понятий, терминов, учебных

Слайд 11

ДП – дерево понятий
10
ПМ 2.1.3

ДП
1.1
01
02
03
Учебный элемент 1
Учебный элемент

1.1
Учебный элемент 1.2
1.2.1
1
1.2
1.2.2
04
Учебный элемент 1.2.1
05
Учебный элемент 1.2.2
ПМ.

Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ПМ 2.1. Техническое задание (стр. 7)

На основе текстового варианта структуры учебных элементов можно дополнительно подготовить дерево понятий в виде графической схемы с помощью приложения PowerPoint.


Дерево (граф) понятий определяет структурированный массив учебных элементов, изучение которых необходимо для последующего перехода к тренировочным и лабораторным учебным действиям с целью формирования умений.
На основе этого графа разрабатываются компоненты информационного блока в составе обучающего модуля. Рекомендуется начать разработку документа «Дерево понятий» в приложении Word, используя режим «Структура».

ДП – дерево понятий 10ПМ 2.1.3ДП1.1010203Учебный элемент 1 Учебный элемент 1.1 Учебный элемент 1.21.2.111.21.2.204 Учебный элемент 1.2.105

Слайд 12

Дерево умений
ПМ 2.1.4

11
ДУ
1.1
01
02
03
Алгоритм 1
Алгоритм 1.1
Алгоритм 2
2.1
1
2
2.2
04
Алгоритм 2.1
05

Алгоритм 2.2
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
ПМ

2.1. Техническое задание (стр. 7)

На основе текстового варианта структуры алгоритмов учебных действий можно дополнительно подготовить дерево умений в виде графической схемы с помощью приложения PowerPoint.

Дерево (граф) умений определяет структурированный массив алгоритмов учебных и практических действий. В этом графе должен быть обеспечен принцип формирования сложных (комплексных) алгоритмов на основе усвоенных простых. Все элементарные алгоритмы сворачиваются в процедуры, которые входят в состав более сложных алгоритмов.
На основе этого графа разрабатываются компоненты информационного блока в составе обучающего модуля Рекомендуется начать разработку документа «Дерево умений» в приложении Word, используя режим «Структура».


Дерево уменийПМ 2.1.411ДУ1.1010203Алгоритм 1 Алгоритм 1.1 Алгоритм 22.1122.204 Алгоритм 2.105 Алгоритм 2.2ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной

Слайд 13

ДМ – иерархический граф обучающего модуля
12
ПМ 2.1.5

ДМ
1.1
01
02
03
Модульная единица 1

Модульная единица 1.1
Модульная единица 1.2
1.2.1
1
1.2
1.3
04
Модульная единица 1.2.1
05
Модульная

единица 1.3

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ПМ 2.1. Техническое задание (стр. 7)

На основе текстового варианта структуры учебных материалов можно дополнительно подготовить документ «Структура модуля» в виде графической схемы с помощью приложения PowerPoint.

Структура модуля (или учебного курса) – это иерархический граф, в котором каждый элемент является ярлыком опорного конспекта (когнитивной информационной карты. В основе такого структурированного представления информации лежит системный подход к организации учебного процесса. Каждая интеллект-карта в составе модуля выполняет функции графического кода фрагмента учебной информации и является основой для организации учебных действий.
На основе этого графа разрабатываются компоненты информационного блока в составе обучающего модуля. Рекомендуется начать разработку документа «Структура обучающего модуля» в приложении Word, используя режим «Структура».


ДМ – иерархический граф обучающего модуля12ПМ 2.1.5ДМ1.1010203 Модульная единица 1 Модульная единица 1.1 Модульная единица 1.21.2.111.21.304 Модульная

Слайд 14

МП – учебно-методическое пособие
ПМ 2.1.6

Учебно-методическое пособие разрабатывается

на основе дерева (графа) обучающего модуля (ДМ). В этом графе

в режиме «Структура» уже определена иерархическая структура модуля, составленная из заголовков, определяющих названия модульных единиц. Имеется в виду, что каждой модульной единице соответствует когнитивная опорная графическая схема. Под каждым заголовком в структуре модуля можно поместить соответствующий учебный материал в текстовой или графической форме. Учебную информацию можно ввести с помощью клавиатуры или мыши. Если в режиме поиска удалось найти цифровые ресурсы по теме соответствующей модульной единицы, можно скопировать фрагменты этой информации через буфер обмена. Чтобы включить режим понижения до обычного текста, необходимо выбрать на панели инструментов «Структура» соответствующую кнопку (изображение двойной стрелки зеленого цвета).
В таком текстовом документе все стили заголовков стандартизованы программой MS Word, возможна автоматическая генерация оглавления после внесения любых изменений в текст учебного пособия. Кроме того, появляется возможность изучения структурированного документа в электронном виде в режиме справочника, для чего необходимо включить функцию «Схема документа» через пункт меню «Вид».


Кнопка включения режима
понижения до обычного текста

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ПМ 2.1. Техническое задание (стр. 7)

Представление документа в электронном виде
в режиме справочника

13

МП – учебно-методическое пособиеПМ 2.1.6   Учебно-методическое пособие разрабатывается на основе дерева (графа) обучающего модуля (ДМ).

Слайд 15

СК – структурированный конспект
14
ПМ 2.1.7

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной

основе (стр. 3)
ПМ 2.1. Техническое задание (стр. 7)
Структурированный конспект –

это пакет когнитивных опорных информационных карт – графических образов, оформленных с помощью инструментов векторной графики. Для разработки этого документа предлагается набор стандартных фреймов, подготовленных в программе MS Power Point. Каждая схема по содержанию соответствует одной модульной единице. Состав модульных единиц определен в документе «Дерево модуля» (ДМ).

Когнитивные информационные карты могут включать в себя различные информационные объекты: структурированный текст, графические изображения, фотографии, таблицы, элементы деловой графики, блок-схемы, определения понятий. Возможно сочетание различных видов объектов на одной карте. Если графический когнитивный образ пока еще не определен для кодирования учебного материала модульной единицы, для некоторых карт временно допускается краткое текстовое описание в форме конспекта.

СК – структурированный конспект14ПМ 2.1.7ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)ПМ 2.1. Техническое задание (стр.

Слайд 16

Учебная среда
ПМ 2.2

15
Модульная единица (МЕ 1)
Чт
Пр
Тр

КВ
ПТ
КР
ПЧ
ЗД
УП
КВ
ПТ
КР
ПЧ
СЛ

ОК
ДК
УЭ
СЛ
УЧЕБНАЯ СРЕДА

. . . .

. . . . . . .
Учебная среда

– это пакет информацион-но-методических и дидактических учеб-ных раздаточных материалов в составе обучающего модуля, структурированный в виде модульных единиц. Система мо-дульных единиц представляет собой иерар-хическую структуру. Каждая модульная еди-ница разрабатываются на основе графичес-кого кода – когнитивной опорной инфор-мационной карты (ОК). Учебная среда, построенная из модульных единиц, обес-печивает полный учебный цикл на основе организации самостоятельных учебных действий (восприятие учебной информации, обработка информации с целью усвоения знаний, тренировочные действия для форми-рования базовых умений). Для реализации эффективного учебного процесса в режиме самообразования в состав модульных единиц входят все необходимые ресурсы и учебные модели на печатной основе (информа-ционные карты в графическом и вербальном коде, тренировочные тесты, кроссворды, пакеты контрольных вопросов, упражнения, алгоритмы решения задач и пр.)

ПМ 2. Алгоритм проектирования обучающего модуля (стр. 6)

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

Учебная средаПМ 2.215Модульная единица (МЕ 1)ЧтПрТрКВПТКРПЧЗДУПКВПТКРПЧСЛОКДКУЭСЛУЧЕБНАЯ СРЕДА. . . . . . . . . . .

Слайд 17

ОК – когнитивная опорная схема
16
ПМ 2.2.1

Когнитивная опорная

информационная карта (логическая схема, опорный конспект) в составе модульной единицы

– это творческий результат графического кодирования текстовой учебной информации, представляющей сведения о понятиях, терминах, учебных элементах, фактах, принципах, законах, алгоритмах. Графическое кодирование построено на следующих принципах:
пространственная (структурная) запись смысла исходного текста (идея этого приема заключается в выборе ключевых данных, определении связей между этими данными и представления полученной системы в наглядном виде путем изображения блок- схемы алгоритма, структурной схемы, иерархического графа, таблицы или фрейма);
визуализация учебного материала (интенсивное использование чертежей, рисунков, принципиальных схем, средств деловой графики);
кодирование информации (замена фраз текста различными символами, запись логических цепочек, раскрывающих причинно-следственные связи между объектами в системах - использование мнемонических приемов);
блочное (модульное) представление учебной информации.


Для оформление когнитивных информационных графических карт рекомендуется использовать панель инструментов «Рисование» в среде PowerPoint.
Можно использовать встроенные средства создания блок-схем и диаграмм.

ПМ 2.2. Учебная среда (стр. 15)

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ОК – когнитивная опорная схема16ПМ 2.2.1   Когнитивная опорная информационная карта (логическая схема, опорный конспект) в

Слайд 18

ДК_УЭ_СЛ – дешифровка информационной схемы
ПМ 2.2.1.1

17

Название модульной единицы (когнитивной схемы)
УЭ_Учебные

элементы
СЛ_Опорные термины (терминологический словарь)
ДК_УЭ_СЛ – это

специальный бланк, предназначенный для полного информационного описания (дешифровки) когнитивной опорной карты. В этом бланке предусмотрено три табличные формы для представления следующей информации: краткое описание информационной карты (учебный материал), краткое описание (дешифровка) информационных объектов в составе схемы с дефинициями, дополнительная информация – дефиниции опорных терминов и учебных элементов. Такой документ является приложением к информационной опорной карте и совмещает функции учебника и терминологического словаря.

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ПМ 2.2.1. ОК – когнитивная опорная схема (стр. 16)

ДК_УЭ_СЛ – дешифровка информационной схемыПМ 2.2.1.117Название модульной единицы (когнитивной схемы)УЭ_Учебные элементыСЛ_Опорные термины (терминологический словарь)

Слайд 19

КВ – контрольные вопросы
18
ПМ 2.2.2

Контрольные

вопросы открытого типа – очень эффективное средство для активизации учебного

процесса и повышения уровня знаний учащихся. Такие вопросы требуют развернутого ответа и могут применяться в устной форме (собеседование с преподавателем или режим тренировки с партнером) и в письменной форме. Базой для формулирования контрольных вопросов является учебный материал в учебной среде. Контрольные вопросы дают возможность оценить уровень знаний и выявить слабые места на разных уровнях усвоения: мобильность знания, гибкость метода, критичность мышления. Это определяется тем, как сформулирован контрольный вопрос.
1. Мобильность знания (кто . . . , что . . ., когда . . . , где . . ., в чем суть . . ., какова главная идея . . . , назовите ключевые слова . . ., дайте определение . . ., запишите формулу . . ., опишите свойства . . ., перескажите . . ., найдите по справочнику . . .).
2. Гибкость метода (как . . ., почему. . ., зачем . . ., из чего состоит . . ., как соотносится . . ., какая разница между . . ., сконструируйте . . ., приведите пример . . ., решите разными способами . . ., составьте опорный конспект . . .).
3. Критичность мышления (найдите ошибку . . ., в чем причина . . ., каковы критерии . . ., в чем преимущества (недостатки) . . ., постройте прогноз, приведите аргументы за/против . . .).
Для подготовки пакета контрольных вопросов предлагается специальный бланк, который могут использовать учащиеся при выполнении заданий типа: «Сформулируйте несколько контрольных вопросов по результатам изучения информационной карты». Рекомендуется готовить контрольные вопросы в двух вариантах: первый вариант − в виде бланка для развернутых ответов учащихся в режиме тренировки (с пустым полем «Ответы»), второй вариант – поле «Ответы» заполнено преподавателем, и такой пакет контрольных вопросов выполняет функцию шаблона для оценивания результатов самостоятельной работы учащихся.

Указание уровня усвоения (1, 2 или 3)

Нормативы:
кол – во баллов за правильный ответ

ПМ 2.2. Учебная среда (стр. 15)

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

КВ – контрольные вопросы18ПМ 2.2.2     Контрольные вопросы открытого типа – очень эффективное средство

Слайд 20

ПТ – программированный тест
ПМ 2.2.3

19
Программированные

тесты – это форма контроля знаний, к которой относятся тестовые

задания закрытого типа (выбор правильного ответа из списка, сортировка, подбор пар). Такие тесты имеют шаблоны правильных ответов, поэтому контроль несложно организовать на основе применения технических средств и автоматизировать процесс проверки учебных результатов.
В учебной среде программированные тесты применяются в тренировочном режиме, что означает следующее:
во время тестирования учащийся имеет возможность обращаться к любым источникам учебной информации;
время тренировочного тестирования не ограничено;
самоанализ результатов тестирования проводит сам учащийся на основе шаблонов с правильными ответами.


Для компьютерного оформления тестовых вопросов на печатной основе предлагается конструктор тестов, который позволяет быстро сформи-ровать формы (бланки) для ввода различных вариантов заданий.

Номер тестового задания

Ячейка для ввода тестового вопроса

( - ) Норматив:
количество баллов (риск)
за неправильный ответ

( + ) Норматив:
количество баллов за правильный ответ

ПМ 2.2. Учебная среда (стр. 15)

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

Конструктор тестов
на печатной основе
Предлагаются базовые варианты компоновки полей с ответами:
4 коротких ответа в одну строчку
4 ответа в две строки
4 длинных ответа в четыре строки
Другое количество ответов ( 2 – 8 )

ПТ – программированный тестПМ 2.2.319     Программированные тесты – это форма контроля знаний, к

Слайд 21

КР − кроссворд
20
ПМ 2.2.4

Кроссворды являются традиционными тестовыми

заданиями с элементами игры и позволяют быстро проверить знания учащихся

на уровне понятий, ключевых терминов, учебных элементов. Информационной базой для разработки кроссвордов является глоссарий (терминологический словарь). Для быстрого оформления соответствующих печатных бланков-заданий предлагается шаблон-конструктор в формате приложения Word.
Разработка и компьютерное оформления кроссворда по учебной программе курса − это один из вариантов творческого задания для учащихся.





















































































Библиотека
элементов (ячеек)
кроссворда

ПМ 2.2. Учебная среда (стр. 15)

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

КР − кроссворд20ПМ 2.2.4   Кроссворды являются традиционными тестовыми заданиями с элементами игры и позволяют быстро

Слайд 22

ПЧ – поле чудес
ПМ 2.2.5

21
Тестовые вопросы типа

«Поле чудес» используются в тренировочном режиме для усвоения понятий. Задание

заключается в том, что текстовый ответ на вопрос вводится в пустые ячейки по буквам (количество ячеек в строке ввода определятся длиной слова). Для подготовки тестовых заданий типа «Поле чудес» можно использовать специальный бланк в формате приложения MS Word.

Примеры тестовых вопросов типа «Поле чудес»

ПМ 2.2. Учебная среда (стр. 15)

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ПЧ – поле чудесПМ 2.2.521   Тестовые вопросы типа «Поле чудес» используются в тренировочном режиме для

Слайд 23

ЗД – решение задач
22
ПМ 2.2.6


По многим учебным темам из школьных курсов (математика,

физика, химия, информатика, экономика и пр.) необходимо уметь решать задачи. Для формирования этих навыков у учащихся в учебной среде обучающего модуля должны быть предусмотрены соответствующие учебные модели и ресурсы. Предлагается фрейм – один из вариантов тренировочной модели. В этом бланке можно в режиме тренировки или контроля оформить решение задач из любой предметной области.




Условие задачи

Алгоритм решения задачи

Числовой ответ

ПМ 2.2. Учебная среда (стр. 15)

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)




Дано:

Найти:

ЗД – решение задач 22ПМ 2.2.6       По многим учебным темам из

Слайд 24

УП − упражнения
ПМ 2.2.7

23
Упражнение – это выполнение

элементарных практических действий с целью формирования базовых умений на уровне

осознанной компетентности. Для организации таких тренировочных действий предварительно должны быть подготовлены учебные модели с записью алгоритмов выполнения упражнений. Упражнения могут быть выполнены с помощью компьютерных тренажеров или на основе использования технических средств и инструментов. Упражнения можно подготовить на печатных бланках. Выбор средств для выполнения упражнений определяется предметной областью. Возможны различные варианты инструментальной поддержки и обеспечения данного вида учебной деятельности: специальные бланки, фреймы на печатной основе с записью алгоритмов выполнения упражнений, компьютерные интерактивные программы-тренажеры, лабораторное оборудование, материалы и инструменты с операционными технологическими картами и пр.
Упражнение – это выполнение учебного задания по образцу по готовому алгоритму, подготовленному преподавателем. Предлагаются несколько вариантов типовых бланков для организации упражнений:
фрейм, в котором предусмотрено две зоны: место для описания алгоритма учебных действий и рабочее поле для выполнения задания;
специальный фрейм в виде технологической цепочки из пустых ячеек, предназначенных для записи результатов выполнения элементарных шагов в цикле выполнения упражнения.
Учебные ресурсы в виде фреймов являются инструментальными средствами для организации самостоятельной работы учащихся и формирования умений решения типовых задач и выполнения упражнений. Работа с фреймами – это учебная деятельность на воспроизведение алгоритмов в режиме тренировки. Фрейм – задание является бланком, в котором предусмотрены необходимые ячейки для ввода текстовой и числовой информации в процессе выполнения упражнения. Структура фрейма должна максимально соответствовать технологическому циклу выполнения самостоятельной работы.
Можно построить интересные учебные модели организации тренировочных и контрольных действий на основе реализации синтеза каких-либо систем из простых объектов, как из деталей детского конструктора. Так можно собирать различные схемы (структурные, принципиальные, блок-схемы, графы), сложные химические формулы, графические векторные изображения, кроссворды, технические системы и пр. Можно на этой основе разработать много развивающих комбинаторных графических игр и тренировочных учебных заданий. Кроме рабочего поля для выполнения учебных действий необходимо дополнительно подготовить наборы объектов-аппликаций.

ПМ 2.2. Учебная среда (стр. 15)

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

УП − упражненияПМ 2.2.723   Упражнение – это выполнение элементарных практических действий с целью формирования базовых

Слайд 25

ЛБ – лабораторные работы
24
ПМ 2.3.8

Лабораторная работа

– это комплекс учебных действий на основе применения технических средств

с целью формирования базовых умений (процедурных знаний) в процессе исследования какой-либо информационной или натурной модели с учебной целью. Для организации лабораторных работ необходимы учебно-методические материалы, включающие в себя детальное описание алгоритмов учебных действий.
Лабораторные работы построены на выполнении комплексных алгоритмов и являются более сложными тренировочными заданиями, чем упражнения. После выполнения лабораторной работы учащиеся должны подготовить отчет. Отчет является документом, на основании которого преподаватель оценивает знания и умения участников учебного процесса. Предлагается следующая типовая форма отчета:
Название лабораторной работы
Фамилия, имя, отчество учащегося
Группа
Цель работы
Инструментарий (оборудование и ПО)
Алгоритм учебных действий (технологическая карта)
Результаты выполнения лабораторной работы
Выводы

ПМ 2.2. Учебная среда (стр. 15)

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ЛБ – лабораторные работы24ПМ 2.3.8    Лабораторная работа – это комплекс учебных действий на основе

Слайд 26

Блок контроля знаний и умений
ПМ 2.3

25
Блок контроля

знаний, встроенный в обучающий модуль, включает в себя следующие материалы

на печатной основе: вариативный пакет контрольных тестовых заданий закрытого типа (ПТ) и контрольные вопросы открытого типа (КВ). Дополнительно можно использовать контрольные кроссворды на бланках (КР). Для подготовки контрольных тестовых заданий на печатной основе предусмотрены соответствующие бланки, шаблоны, фреймы. Для организации текущего и итогового контрольного тестирования требуется выполнить несколько условий:
время на выполнение контрольных тестовых заданий должно быть ограничено;
необходимо исключить возможность получения помощи из различных источников информации;
учащемуся должен быть предоставлен индивидуальный вариант контрольного тестового задания.

Блок контроля умений предназначен для проверки процедурных (алгоритмических) знаний учащегося в соответствии с деревом умений. Такой контроль можно проводить дистанционно, так как смысл этого учебного действия заключается в выполнении сложного комплексного практического задания. При этом нет ограничений на время выполнения работы и можно обращаться при этом за помощью к различным источникам информации (в первую очередь к информационно-методическим материалам дистанционного курса). Задания должны быть подготовлены преподавателем таким образом, чтобы они были связаны с жизнью и практическими ситуациями, моделирующими различные виды деятельности. Блок контроля умений, встроенный в обучающий модуль, может включать в себя следующие контролирующие материалы: вариативный пакет задач расчетного типа (ЗД), контрольные практические задания прикладного характера (ПЗ). Для подготовки контрольных практических заданий на печатной основе предусмотрены соответствующие бланки, шаблоны, фреймы на печатной основе.

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ПМ 2. Алгоритм проектирования обучающего модуля (стр. 6)

Блок контроля знаний и уменийПМ 2.325   Блок контроля знаний, встроенный в обучающий модуль, включает в

Слайд 27

ПТ – контрольный тест
26
ПМ 2.3.1


В матрице контроля результат тестирования определяется

в виде алгебраической суммы баллов, в которой учитываются как положительные,

так и отрицательные баллы. В каждом вопросе заложена определенная степень риска, которую учащиеся могут учитывать.

Word – конструктор тестов

Для подготовки контрольных тестов закрытого типа на печатной основе используется конструктор тестов (см. ПМ 2.2.3). В конструкторе представлены фрагменты табличных форм вопросов и различных вариантов ответов. Формирование готовой формы для теста производится с помощью буфера обмена из этих фрагментов. У контрольных тестов закрытого типа есть большой недостаток – это возможность получения положительного результата путем угадывания (заполнения бланка случайным образом – наугад). Предлагается новая версия организации тестового контроля, которая исключает этот недостаток. Для этого подготовлена специальная форма – матрица контроля, включающая в себя дополнительные элементы: указание цены вопроса в зависимости от сложности задания и задание степени риска в виде количества отрицательных баллов за неправильный ответ.

ПМ 2.3. Блок контроля знаний и умений (стр. 25)

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ПТ – контрольный тест26ПМ 2.3.1В матрице контроля результат тестирования определяется в виде алгебраической суммы баллов, в которой

Слайд 28

КВ – пакет контрольных вопросов
ПМ 2.3.2

27

Контрольные вопросы открытого типа – это очень эффективное средство

для организации тренировочных действий (см. ПМ 2.2.2 – стр. 18). В блоке контроля знаний пакет контрольных вопросов дает возможность результативно проверить уровень компетентности учащихся. В модульном обучении рекомендуется готовить вариативные пакеты контрольных заданий. Предлагаются следующие варианты организации пакетов:
комбинированный пакет контрольных вопросов (для каждой модульной единицы необходимо подготовить по три задания различного уровня сложности – для каждого уровня усвоения);
пакет контрольных вопросов – минимальный уровень усвоения (для слабых учащихся);
пакет контрольных вопросов – базовый уровень усвоения (для учащихся со средними способностями);
пакет контрольных вопросов – углубленный уровень усвоения (для сильных учащихся).
Контрольные вопросы открытого типа дают возможность организовать проверку уровня компетентности разными способами:
контрольное тестирование на основе использования пакетов контрольных вопросов на печатной основе (в этом варианте учащиеся дают письменные ответы в специальных бланках, подготовленных преподавателем – см. стр. 18);
контрольное тестирование в режиме устного собеседования учащегося с преподавателем на основе подготовленных вариантов пакетов контрольных вопросов.
Контрольные вопросы открытого типа дают возможность организовать проверку знаний и умений на разных уровнях усвоения. Уровень усвоения определяется тем, как сформулированы контрольные вопросы. Для каждого уровня усвоения (мобильность знания, гибкость метода, критичность мышления) предлагаются различные примеры речевых конструкций (см. стр. 18). К контрольным вопросам второго уровня усвоения (гибкость метода) относятся также вопросы типа «примеры из жизни» (приведите примеры того, как вы использовали . . . , если бы вы . . . , что бы вы . . . , приведите примеры из своей жизни. . . , приведите, основываясь на жизненном опыте, по . . . примера каждого . . . , приведите пример того, как .. . влияет на . . . и опишите, как вы будете применять эту информацию в собственной жизни).

ПМ 2.3. Блок контроля знаний и умений (стр. 25)

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

КВ – пакет контрольных вопросовПМ 2.3.227      Контрольные вопросы открытого типа – это

Слайд 29

ПЗ – контрольное практическое задание
28
ПМ 2.3.3

Контрольное практическое

задание - это комплексная задача, требующая самостоятельных действий в типичных

ситуациях на основе усвоенных элементарных алгоритмов и процедур после окончания цикла тренировки в процессе последовательного выполнения упражнений и лабораторных работ.
Контрольные задания должны быть подготовлены преподавателем таким образом, чтобы они были связаны с жизнью и практическими ситуациями, моделирующими различные виды деятельности. Еще одно важное требование – практические задания могут быть выполнены только при условии достижения определенного уровня знаний и умений у учащегося. В качестве образца в составе задания используется фотография (скриншот) объекта, полученного в результате выполнения практического задания. Результат выполнения практического задания проверяется преподавателем (тьютором) на соответствие образцу.
В зависимости от предметной области и содержания учебного курса могут быть подготовлены различные контрольные практические задания (выполнение задания на программирование в курсе «Информатика и ИКТ», изготовление материальных объектов в курсе «Технология», подготовка документов в среде приложения из пакета MS Office и пр.)
Практическое компьютерное задание может быть подготовлено в виде фрейма, включающего в себя следующие компоненты:
графическое изображение выполненного задания (или скриншот), используемое в качестве образца;
текстовое описание задания с указанием необходимых требований и критериев оценки качества контрольной работы;
рабочее поле для выполнения задания;
текстовое поле для записи алгоритмов и процедур, на основе которых была решена прикладная задача (заполняет учащийся).

ПМ 2.3. Блок контроля знаний и умений (стр. 25)

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ПЗ – контрольное практическое задание28ПМ 2.3.3   Контрольное практическое задание - это комплексная задача, требующая самостоятельных

Слайд 30

Блок управления
ПМ 2.4

29
Блок управления

самостоятельными учебными действиями является необходимым и очень важным компонентом модульного

учебного курса и разрабатывается после подготовки всех остальных учебно–методических материалов на печатной основе. В состав блока управления могут входить следующие базовые компоненты:
КЛА − контрольный лист – анкета;
МТК и ТК − вариативные алгоритмы учебных действий (технологические карты);
КЛ − контрольный лист (бланк для организации канала обратной связи);
МСА − матрица системного анализа структуры учебных действий и уровня учебных достижений.
Все компоненты в составе блока управления обеспечивают возможность системно организовать учебный цикл в режиме модульного обучения. При этом меняются роли преподавателя и учащихся. Преподаватель берет на себя функции организатора процесса обучения и консультанта по методам самостоятельной работы с источниками информации. Учащиеся становятся активными субъектами в этом процессе, учатся ставить личные учебные цели, анализировать и управлять своими учебными действиями в режиме активного самообразования на основе использования учебно–методических и дидактических раздаточных материалов в составе модульного учебного курса.

Блок управления
учебным процессом

КЛ

МСА_Н

МСА_У



ТК

МТК

КЛА

Для разработки всех компонентов блока управления предусмотрены специальные бланки и учетные формы. Совокупность средств управления в составе обучающего модуля обеспечивает возможность организации учебного цикла в режиме программированного и модульного обучения. Модульное обучение может быть организовано на основе использования учетной формы КЛА (контрольный лист – анкета), в которой предусмотрены специальные поля: для самодиагностики текущего состояния уровня компетентности по отношению ко всем фрагментам учебной информации, для определения потребностей и указания личных учебных целей на основе использования понятия «лестница компетентности», для самостоятельного выбора вида учебных действий и определения образовательных маршрутов для каждой модульной единицы, для рефлексии и оценки учебных результатов. Элементы программированного обучения построены на основе применения пошаговых инструкций (маршрутная и операционные технологические карты)

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ПМ 2. Алгоритм проектирования обучающего модуля (стр. 6)

Блок управленияПМ 2.429      Блок управления самостоятельными учебными действиями является необходимым и очень

Слайд 31

Классификатор учебных действий
30
ПМ 2.4.1

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе

(стр. 3)
ПМ 2.4. Блок управления (стр. 29)

Классификатор учебных действий30ПМ 2.4.1ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)ПМ 2.4. Блок управления (стр. 29)

Слайд 32

МТК – маршрутная технологическая карта
ПМ 2.4.2

31
Маршрутная

технологическая карта – это гибкий вариативный документ, который объединяет в

систему все компоненты обучающего модуля. В левую часть таблицы преподаватель вводит образовательный маршрут в виде последовательности простых команд или ссылок на операционные технологические карты для организации самостоятельных учебных действий учащихся и в отдельных строках регламентирует необходимые мероприятия для организации контроля знаний и умений после учебного цикла. Операционные карты при этом выполняют функции подпрограмм, вложенных в главную программу, определяющую полный набор учебных действий для изучения модуля. В маршрутной технологической карте предусмотрены поля для нормирования всех учебных операций («Время» и «Баллы»).

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ПМ 2.4. Блок управления (стр. 29)

МТК – маршрутная технологическая картаПМ 2.4.231    Маршрутная технологическая карта – это гибкий вариативный документ,

Слайд 33

ТК – операционная технологическая карта
32
ПМ 24..3

Операционная технологическая

карта − алгоритм учебных действий в форме таблицы, в которую

разработчик (преподаватель) учебного курса вводит следующие данные для организации самостоятельных учебных действий на уровне модульной единицы:
последовательная запись элементарных учебных действий, необходимых для достижения успеха;
ссылки на учебно–методические материалы в составе модульного курса, привязанные к определенным учебным действиям;
записи в соответствующих ячейках таблицы информации о виде и коде учебных действий (с учетом классификатора учебных действий – стр. 30);
нормирование учебного процесса: определение нормы времени, необходимого для выполнения учебной операции и норматива, который определяет количество баллов за данное учебное действие.

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ПМ 2.4. Блок управления (стр. 29)

ТК – операционная технологическая карта32ПМ 24..3   Операционная технологическая карта − алгоритм учебных действий в форме

Слайд 34

КЛ – контрольный лист
ПМ 2.4.4

33
Контрольный лист

– это специальный бланк для сбора текущей информации на уровне

учащегося о том, как реально протекает учебный процесс. Эта информация необходима для системного анализа и принятия на этой основе корректирующих учебных действий. В контрольном листе предусмотрены поля для ввода следующих записей:
дата;
номер учебного действия и ключ (в соответствии с ТК);
учет затрат времени (в режиме самоанализа);
количество баллов, заработанное в результате выполнения самостоятельных учебных действий (восприятие информации, обработка информации, тренировка) – режим самоанализа;
количество баллов, заработанное на этапе контроля (определяет преподаватель).
Заполненный бланк контрольного листа дает полную информацию для системного анализа учебного процесса. Системный анализ можно автоматизировать средствами Excel путем организации соответствующих электронных таблиц.

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ПМ 2.4. Блок управления (стр. 29)

КЛ – контрольный листПМ 2.4.433    Контрольный лист – это специальный бланк для сбора текущей

Слайд 35

МСА – матрица системного анализа
34
ПМ 2.4.5

Матрица системного анализа – это специальный бланк для итоговой

обработки данных из контрольного листа. После обработки и необходимых вычислительных операций индивидуальную матрицу можно сравнить с матрицей-шаблоном, которая формируется на основе нормативов, заложенных в маршрутной технологической карте (АУД). С учетом реализации принципа вариативности можно подготовить несколько матриц-шаблонов для каждого варианта уровня усвоения. В электронной версии системы управления матрица системного анализа встроена в электронную таблицу и все необходимые расчеты производятся автоматически. Система инструментальных средств АУД – КЛ – МСА (в печатном или электронном виде) дает возможность организовать информационный канал обратной связи и исследовать учебный процесс. Учащиеся и преподаватель получают фактические данные о затратах учебного времени в целом и по видам учебных действий, оценивается объем учебных действий (в баллах) в режиме самоанализа, определяется уровень учебных достижений (в баллах) по результатам контроля. Система полученных данных позволяет определить причинно-следственные связи (учебные действия → учебный результат) и своевременно произвести необходимую коррекцию в учебном цикле.

МСА_Н_maximum

МСА_Н_standart

МСА_Н_minimum
нормативы

МСА_У
Матрица учащегося

Матрица системного анализа (бланк на печатной основе)

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ПМ 2.4. Блок управления (стр. 29)

МСА – матрица системного анализа34ПМ 2.4.5      Матрица системного анализа – это специальный

Слайд 36
Контрольный лист-анкета
ПМ 2.4.6

35
Контрольный лист-анкета - это универсальная

форма бланка для управления самостоятельными учебными действиями по упрощенной схеме.

Такой инструмент выполняет функции системы управления и дает учащемуся возможность оценить свой уровень знаний и умений перед началом обучения (поле «Вход»), сформировать потребности и определить личные учебные цели (поле «Цель»), организовать целенаправленную учебную деятельность, производить фактический учет и непрерывный мониторинг учебных действий (поля «И», «Т», «М»). В конце учебного цикла этот же бланк позволяет оценить новое состояние и сравнить его с поставленными целями (поле «Факт»). Самооценка уровня знаний и умений на различных этапах учебного процесса производится в соответствии с понятием «Лестница компетентности». Мнемоническую матрицу заполнять не обязательно – это дополнительный наглядный прием отображения учебного цикла.

Правила работы с мнемонической матрицей
Самоанализ начального состояния – закрашивание в строке нужного овала с учетом ступеньки лестницы компетентности (0, 1, 2, 3).
Постановка цели (планирование учебных действий) – обводка нужной стрелки ( И или Т или М ).
Выполнение действия и получение результата – закрашивание овала, соответствующего новому состоянию.

ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)

ПМ 2.4. Блок управления (стр. 29)

Контрольный лист-анкетаПМ 2.4.635   Контрольный лист-анкета - это универсальная форма бланка для управления самостоятельными учебными действиями

Слайд 37Геннадий Сергеевич Вараксин

Проектирование обучающего модуля на печатной основе

Методическое пособие

Редактор Т.

Д. Лукиных

К печати .11.2009. Бумага офсетная.
Формат бумаги 84х60

1/16
Отпечатано на ризографе
Условная площадь листа 2,25
Тираж 100 экз. Заказ 48

Пермский краевой институт повышения квалификации
работников образования
614068, г. Пермь, ул. Большевистская, 210

Геннадий Сергеевич ВараксинПроектирование обучающего модуля на печатной основеМетодическое пособиеРедактор Т. Д. ЛукиныхК печати  .11.2009. Бумага офсетная.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика