© Г. С. Вараксин, 2009
© Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2009
ТК
КВ
ЗД
МТК
КЛА
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
Обучающим модулем называется система инструментальных средств и образовательных ресурсов, построенная на основе автономной части учебного материала, моделирующая деятельность педагога и включающая в себя необходимый набор компонентов, обеспечивающих полный учебный цикл на основе организации самостоятельных активных учебных действий.
ПМ 1. Структура обучающего модуля (стр. 4)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
Обучающий модуль
БЛОК УПРАВЛЕНИЯ
Знания
Умения
ПТ
КВ
ЗД
ЛБ
ПЗ
КЛ
МСА
ОК
ДК
УЭ
СЛ
МТК
КЛА
УЧЕБНАЯ СРЕДА
Документы, разработанные на стадии подготовки технического задания, полностью определяют систему учебных целей учебного проекта. Когнитивные информационные карты являются основой для проектирования учебной среды в виде пакета модульных единиц (каждой схеме соответствует модульная единица). Структура учебного курса – это иерархический граф, в котором каждый элемент его является опорной информационной картой. В основе такого представления учебной информации лежит системный подход, что означает следующее:
каждая когнитивная карта включает в себя ограниченное количество объектов для изучения – это уровень системы в учебном цикле;
каждая опорная схема является элементарным учебным элементом в момент изучения данной карты и является частью надсистемы – информационной карты более высокого уровня;
каждый объект системы (опорной карты) можно рассмотреть более детально в качестве одной из подсистем, подготовив соответствующие информационные карты более низкого уровня.
Проектирование учебных материалов начинается с поиска учебной информации из различных источников (учебная литература, ресурсы на CD и DVD, Интернет).
Техническое задание – подготовка пакета исходных ресурсов перед началом проектирования компонентов обучающего модуля. Это наиболее сложная и ответственная часть проектных работ, требующая высокой квалификации разработчика. На стадии подготовки технического задания необходимо выполнение следующих действий по отношению к исходной учебной информации:
?
◉
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
ПМ 2.1. Техническое задание (стр. 7)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
ПМ 2.1. Техническое задание (стр. 7)
9
ПМ 2.1. Техническое задание (стр. 7)
На основе текстового варианта структуры учебных элементов можно дополнительно подготовить дерево понятий в виде графической схемы с помощью приложения PowerPoint.
Дерево (граф) понятий определяет структурированный массив учебных элементов, изучение которых необходимо для последующего перехода к тренировочным и лабораторным учебным действиям с целью формирования умений.
На основе этого графа разрабатываются компоненты информационного блока в составе обучающего модуля. Рекомендуется начать разработку документа «Дерево понятий» в приложении Word, используя режим «Структура».
На основе текстового варианта структуры алгоритмов учебных действий можно дополнительно подготовить дерево умений в виде графической схемы с помощью приложения PowerPoint.
Дерево (граф) умений определяет структурированный массив алгоритмов учебных и практических действий. В этом графе должен быть обеспечен принцип формирования сложных (комплексных) алгоритмов на основе усвоенных простых. Все элементарные алгоритмы сворачиваются в процедуры, которые входят в состав более сложных алгоритмов.
На основе этого графа разрабатываются компоненты информационного блока в составе обучающего модуля Рекомендуется начать разработку документа «Дерево умений» в приложении Word, используя режим «Структура».
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
ПМ 2.1. Техническое задание (стр. 7)
На основе текстового варианта структуры учебных материалов можно дополнительно подготовить документ «Структура модуля» в виде графической схемы с помощью приложения PowerPoint.
Структура модуля (или учебного курса) – это иерархический граф, в котором каждый элемент является ярлыком опорного конспекта (когнитивной информационной карты. В основе такого структурированного представления информации лежит системный подход к организации учебного процесса. Каждая интеллект-карта в составе модуля выполняет функции графического кода фрагмента учебной информации и является основой для организации учебных действий.
На основе этого графа разрабатываются компоненты информационного блока в составе обучающего модуля. Рекомендуется начать разработку документа «Структура обучающего модуля» в приложении Word, используя режим «Структура».
Кнопка включения режима
понижения до обычного текста
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
ПМ 2.1. Техническое задание (стр. 7)
Представление документа в электронном виде
в режиме справочника
13
Когнитивные информационные карты могут включать в себя различные информационные объекты: структурированный текст, графические изображения, фотографии, таблицы, элементы деловой графики, блок-схемы, определения понятий. Возможно сочетание различных видов объектов на одной карте. Если графический когнитивный образ пока еще не определен для кодирования учебного материала модульной единицы, для некоторых карт временно допускается краткое текстовое описание в форме конспекта.
ПМ 2. Алгоритм проектирования обучающего модуля (стр. 6)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
Для оформление когнитивных информационных графических карт рекомендуется использовать панель инструментов «Рисование» в среде PowerPoint.
Можно использовать встроенные средства создания блок-схем и диаграмм.
ПМ 2.2. Учебная среда (стр. 15)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
ПМ 2.2.1. ОК – когнитивная опорная схема (стр. 16)
Указание уровня усвоения (1, 2 или 3)
Нормативы:
кол – во баллов за правильный ответ
ПМ 2.2. Учебная среда (стр. 15)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
Для компьютерного оформления тестовых вопросов на печатной основе предлагается конструктор тестов, который позволяет быстро сформи-ровать формы (бланки) для ввода различных вариантов заданий.
Номер тестового задания
Ячейка для ввода тестового вопроса
( - ) Норматив:
количество баллов (риск)
за неправильный ответ
( + ) Норматив:
количество баллов за правильный ответ
ПМ 2.2. Учебная среда (стр. 15)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
Конструктор тестов
на печатной основе
Предлагаются базовые варианты компоновки полей с ответами:
4 коротких ответа в одну строчку
4 ответа в две строки
4 длинных ответа в четыре строки
Другое количество ответов ( 2 – 8 )
Библиотека
элементов (ячеек)
кроссворда
ПМ 2.2. Учебная среда (стр. 15)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
Примеры тестовых вопросов типа «Поле чудес»
ПМ 2.2. Учебная среда (стр. 15)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
Условие задачи
Алгоритм решения задачи
Числовой ответ
ПМ 2.2. Учебная среда (стр. 15)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
Дано:
Найти:
ПМ 2.2. Учебная среда (стр. 15)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
ПМ 2.2. Учебная среда (стр. 15)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
Блок контроля умений предназначен для проверки процедурных (алгоритмических) знаний учащегося в соответствии с деревом умений. Такой контроль можно проводить дистанционно, так как смысл этого учебного действия заключается в выполнении сложного комплексного практического задания. При этом нет ограничений на время выполнения работы и можно обращаться при этом за помощью к различным источникам информации (в первую очередь к информационно-методическим материалам дистанционного курса). Задания должны быть подготовлены преподавателем таким образом, чтобы они были связаны с жизнью и практическими ситуациями, моделирующими различные виды деятельности. Блок контроля умений, встроенный в обучающий модуль, может включать в себя следующие контролирующие материалы: вариативный пакет задач расчетного типа (ЗД), контрольные практические задания прикладного характера (ПЗ). Для подготовки контрольных практических заданий на печатной основе предусмотрены соответствующие бланки, шаблоны, фреймы на печатной основе.
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
ПМ 2. Алгоритм проектирования обучающего модуля (стр. 6)
Word – конструктор тестов
Для подготовки контрольных тестов закрытого типа на печатной основе используется конструктор тестов (см. ПМ 2.2.3). В конструкторе представлены фрагменты табличных форм вопросов и различных вариантов ответов. Формирование готовой формы для теста производится с помощью буфера обмена из этих фрагментов. У контрольных тестов закрытого типа есть большой недостаток – это возможность получения положительного результата путем угадывания (заполнения бланка случайным образом – наугад). Предлагается новая версия организации тестового контроля, которая исключает этот недостаток. Для этого подготовлена специальная форма – матрица контроля, включающая в себя дополнительные элементы: указание цены вопроса в зависимости от сложности задания и задание степени риска в виде количества отрицательных баллов за неправильный ответ.
ПМ 2.3. Блок контроля знаний и умений (стр. 25)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
ПМ 2.3. Блок контроля знаний и умений (стр. 25)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
ПМ 2.3. Блок контроля знаний и умений (стр. 25)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
Блок управления
учебным процессом
КЛ
МСА_Н
МСА_У
ТК
МТК
КЛА
Для разработки всех компонентов блока управления предусмотрены специальные бланки и учетные формы. Совокупность средств управления в составе обучающего модуля обеспечивает возможность организации учебного цикла в режиме программированного и модульного обучения. Модульное обучение может быть организовано на основе использования учетной формы КЛА (контрольный лист – анкета), в которой предусмотрены специальные поля: для самодиагностики текущего состояния уровня компетентности по отношению ко всем фрагментам учебной информации, для определения потребностей и указания личных учебных целей на основе использования понятия «лестница компетентности», для самостоятельного выбора вида учебных действий и определения образовательных маршрутов для каждой модульной единицы, для рефлексии и оценки учебных результатов. Элементы программированного обучения построены на основе применения пошаговых инструкций (маршрутная и операционные технологические карты)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
ПМ 2. Алгоритм проектирования обучающего модуля (стр. 6)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
ПМ 2.4. Блок управления (стр. 29)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
ПМ 2.4. Блок управления (стр. 29)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
ПМ 2.4. Блок управления (стр. 29)
МСА_Н_maximum
МСА_Н_standart
МСА_Н_minimum
нормативы
МСА_У
Матрица учащегося
Матрица системного анализа (бланк на печатной основе)
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
ПМ 2.4. Блок управления (стр. 29)
Правила работы с мнемонической матрицей
Самоанализ начального состояния – закрашивание в строке нужного овала с учетом ступеньки лестницы компетентности (0, 1, 2, 3).
Постановка цели (планирование учебных действий) – обводка нужной стрелки ( И или Т или М ).
Выполнение действия и получение результата – закрашивание овала, соответствующего новому состоянию.
ПМ. Проектирование обучающего модуля на печатной основе (стр. 3)
ПМ 2.4. Блок управления (стр. 29)
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть