I. окружающий
мир
отношение
отношение
отношение
Воспитание строится на отношениях. Эти отношения формируют принятие ценности личностью и они проявляются в поступках, поведении, привычках. Все время и всеми в том числе и самой личностью эти проявления эмоционально оцениваются. В итоге вырабатываются жизненные навыки, присущие данному возрасту ребенка.
оценка
оценка
оценка
проявление
в поступке
проявление
в поведении
проявление
в привычке
Изменение педагогической позиции из монологической в диалогическую, определяющее восхождение педагога к потребностям ученика и ценностям детства, есть одно из ведущих педагогических условий ориентации учащихся
на социально значимые ценности.
Особенности воспитательного процесса сегодня
ч
ч
отношения
совесть
учитель
ученик
диалог
потребности
и ценности
Ребенок
до
8 лет
предмет
люди
Ребенок
после
9 лет
внутреннее
Я
отношение
к самому себе
Развитие отношений
субъект
отождествления
объект внешнего
подражания
оценка
оценка
отношение
затем
отношение
поступок
как проба
чем шире диапазон поступков,
тем вероятность приемлемого
выбора выше
он дал себе установку
на присвоение этой ценности
он воспроизвел эту ценность
по убеждению в правильности
своего выбора
мотивирует себя
совершает действие
начинает придерживаться
вырабатывает
Социально ценные мотивы
интерес и
стремление
намерение и
желание
установка
убеждение
Социально ценные мотивы
выстраиваются в иерархический ряд
и это помогает выявить алгоритм отношений
степень осознанности
социально ценные мотивы
Процесс воспитания сводится к эмоциональному и целенаправленному выстраиванию относительно устойчивых отношений посредством формирования определенных ценностей личностью.
мотивация
поступок
поведение
привычка
интерес стремление к этой
ценности
установка
сформиро-
вать эту
ценность
убеждение воспроизво -дить эту ценность
намерение желание апробировать эту ценность
Отношения как система мотиваций
ценности
поведение подростка
поступок
как
проба
поступок
как
проба
поступок
как
проба
поступок
как
проба
критический анализ
необходимости или
желательности
поступка
намерение
намерение
установка
Ценностные ориентации в воспитании
1. М. Рокич
Два класса ценностей: терминальные инструментальные
цель
средства
здоровье, красота, любовь, познание, свобода
аккуратность, воспитанность, независимость,
2. М. Титма
Внутренняя структура ценностных ориентаций:
эмоциональные, когнитивные, поведенческие.
красота, любовь
одухотворенность,
познание, интерес,
творчество
толерантность, воспитанность,
коммуникабельность
3. К.Э. Изард
В спектр базовых эмоций включает следующие десять: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина
5. Э.В. Соколов
Пять функций ценностных ориентаций:
экспрессивная – передать ценности другим, достичь признания, успеха.
адаптивная – удовлетворять свои потребности.
защита личности – ценностные ориентации выступают как «фильтры».
познавательная – поиск информации для поддержания целостности личности.
координация и гармонизация психических процессов.
Процесс присвоения ценностей
Потребность и интерес являются движущей силой, мотивом как в процессе
познания, так и при выстраивании системы отношений между людьми
потребность и интерес
мотивация
добро,
красота,
истина,
творчество
Восхождение идет от полюса «натурального» поведения через усвоение ценностей все более высокого порядка к полюсу высших идеалов
интерес, радость, удивление, горе, гнев, презрение, страх, стыд, вина
Это восхождение возможно только в том случае, если ребенок обогатит весь набор личных качеств в виде инструментальных ценностей-средств на пути к высшим ценностям
Высшие ценности-идеалы
Инструментальные ценности
Базовые эмоции «натурального» поведения,
поведенческие реакции, невербальное общение
Инструментальные ценности-средства
Инструментальные ценности-средства
Мотивом для выбора определенной
ценности ребенком будет его
потребность и интерес в ней
на данный момент развития
Эта пирамида была
построена на основе
критического пересмотра
пирамиды потребностей
А. Маслоу
Подражание и
отношение
Само
акту
ализация
Само
реализация
по М. Турарбекову
по А. Маслоу
Сравнение пирамид потребностей
равноценны
равноценны
равноценны
Потребность в уважении будет востребована при самоутверждении, но вначале будет стремление
к познанию
Физиологическая потреб-
ность, безопасность
Привлечь внимание
Потребность в любви
Самоутверждение
Познавательная
потребность
Стремление к
познанию
Потребность в уважении
и этические
Подражание
Самоактуализация
Самореализация
ВЕДУЩАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Адаптивная
Диалоговая
Учебная
Игровая
Предметная
Интерес развивается за счёт смены потребностей, которая в свою очередь направляет ведущую деятельность ребёнка
У ребенка все еще нет потребности в
освоении учебной деятельности,
она должным образом не организована
(педагогическая запущенность)
Подросток не может все еще определить
свое истинное место в кругу сверстников,
идет поиск себя в этом мире
(уход в неформальную группировку)
Юный человек разрывает эмоциональную пуповину между собой и родителями вопреки
логике его развития, поддавшись внешним
обстоятельствам (проблема отцов и детей)
норма
возможное
отклонение
знакомство с ценностью
вычленение из всего многообразия ценностей на основании
потребности и интереса
сопоставление с другими
ценностями
апробирование этой ценности
присваивает и воспроизводит в своей
деятельности эту ценность
значимость ее в иерархии
собственных ценностей
Аффективная модель Б. Блума была разработана в 1958 году
и с тех пор критически не пересматривалась
выбор
оценивание
действие
Усваивать все, на что
реагирует человек,
невозможно
определенной
ценности
этой ценности в
своей деятельности
на основе своего
оценивания
Навыки выбора
1. Знакомство с
ценностью
2. Сопоставление с
другими ценностями
3. Вычленение ее
из всего многообразия на основании потребности и интереса
выражаются в
мотивации
Навыки оценивания
1. Апробирование этой
ценности
2. Значимость ее в
иерархии собственных
ценностей
выражаются в
поступке
Навыки действия
1. Формирование этой
ценности в себе
2. Распространение
этой ценности
выражаются в
поведении
Диагностирование ценностного процесса имеет значение для определения действий
воспитателя, учителя школы в формировании личностных качеств растущего человека.
Как и любая деятельность, воспитательный процесс
имеет свой набор навыков
Ценностный процесс
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ
(ЧУВСТВА)
ЭКСТРАВЕРТНЫЙ
ЭКСТРАВЕРТНЫЙ
ИНТРОВЕРТНЫЙ
ИНТРОВЕРТНЫЙ
ЧУВСТВУЮЩИЙ
МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ
ИНТУИТИВНЫЙ
ОЩУЩАЮЩИЙ
Не существует людей, которые полностью относились бы к какому-то одному из этих психологических типов. На самом деле все смешано в одном человеке в той или иной пропорции и можно говорить лишь о доминирующем типе.
Racy
Emocy
Психологические типы по К. Юнгу лучше отражают Racy и Emocy в человеке
Как видим, многие качества личности заложены в психологических типах личности и это следует учитывать школьным психологам и учителям. Однако это вовсе не означает, что все предопределено на нейрофизиологическом уровне. Процесс социализации личности может внести существенную корректировку в процесс становления типажа и даже его изменения.
поступок ребенка, вызванный намерением и желанием
ведущий тип нервной системы
у дошкольника он ярко выражен в его отношениях
стабильный интроверт спокойный, контролируемый, миролюбивый, внимательный ф.
невротический интроверт тихий, рассудительный, замкнутый, тревожный м.
стабильный экстраверт веселый, общительный, покладистый, дружелюбный с.
невротический экстраверт ранимый, агрессивный, непостоянный, активный х.
Дошкольный возраст
сопоставительный
анализ ребенком
ценностей,
преподносимых
взрослыми
поощрение или
порицание
взрослыми
поступка ребенка
За основу взяты уровни
нравственности Л. Кольберга
ведущий тип нервной системы
у дошкольника он ярко выражен в его отношениях
стабильный интроверт миролюбивый, внимательный ф.
невротический интроверт, замкнутый, тревожный м.
стабильный экстраверт общительный, дружелюбный с.
невротический экстраверт агрессивный, непостоянный, х.
Дошкольный возраст
сопоставительный
анализ
добрый-злой
щедрый-жадный
сильный-слабый
красивый-урод
поощрение или
порицание
взрослыми
поступка ребенка
За основу взяты уровни
нравственности Л. Кольберга
привычка ученика как автоматическое воспроизведение поведения
поступок ученика, вызванный намерением и желанием
стабильный интроверт
невротический интроверт
стабильный экстраверт
невротический экстраверт
сравнительный анализ учеником ценностей,
формируемых
учителем
навык ученика, вырабатываемый поступками и поведением
Начальная школа
ведущий тип нервной системы
он все еще доминирует в отношениях
За основу взяты уровни нравственности Л. Кольберга
поступок ученика, вызванный намерением и желанием
стабильный интроверт
невротический интроверт
стабильный экстраверт
невротический экстраверт
сравнительный анализ
насколько добрый
насколько щедрый
насколько сильный
насколько красивый
навык ученика, вырабатываемый поступками и поведением
Начальная школа
ведущий тип нервной системы
он все еще доминирует в отношениях
За основу взяты уровни нравственности Л. Кольберга
Пример анализа заполненной анкеты. Это означает, что у ребенка еще не выработан
навык сравнения и его анализа, но он уже ориентируется в этих критериях
2 класс
99%
100%
83%
89%
78%
94%
1%
13%
4%
4%
18%
8%
3%
6%
1 2 3
1 2 3
знакомство
знакомство
сопоставление
сопоставление
высказывание
высказывание
1 – не ориентируется; 2 – ориентируется с трудом; 3 – ориентируется полноценно
- сопереживают
- вежливые
- добрые
ведущий тип нервной системы
логическое
обоснование наставником
желательного поступка и поведения ученика через
разъяснение его выбора,
оценки и действия
мотивация, вызванная его стремлением и интересом
поступок ученика, вызванный намерением и желанием
поведение ученика, вызванное установкой
привычка ученика как автоматическое воспроизведение поведения
навык ученика, вырабатываемый поступками и поведением
«зеркальное отражение»
себя в других для
самоопределения
логическое
обоснование наставником
желательного поступка и поведения ученика через
разъяснение его выбора,
оценки и действия
мотивация, вызванная его стремлением и интересом
поступок ученика, как своеобразная
проба
поведение ученика, вызванное установкой
привычка ученика как автоматическое воспроизведение поведения
навык ученика, вырабатываемый поступками и поведением
«зеркальное отражение»
себя в других для
самоопределения
привычка ученика всегда соблюдать эти моральные нормы
поступок ученика, вызванный намерением и желанием соблюсти моральные нормы
навык ученика, вырабатываемый соблюдением моральных норм
Средняя школа
разъяснение и обсуждение с учеником моральных норм общества на основе его выбора, оценки и действия
формирование в себе таких качеств, которые присущи социально зрелой личности
минимизация влияния
нежелательных качеств
личности, заложенных на нейрофизиологическом
уровне через
ОЦЕНКА
1) апробирование этой ценности;
2) значимость ее в иерархии собственных ценностей
ДЕЙСТВИЕ
присвоение и распространениеэтой ценности
Взаимосвязь между алгоритмом отношений и аффективной моделью наглядно видна на этой схеме. Выявление этой внутренней взаимосвязи позволяет нам выстроить логику составления разноуровневых заданий диагностики. Таким образом, опосредованно, мы имеем возможность исследовать такие виды отношений как: мотивация, поступок и поведение.
Разноуровневые задания для диагностики
воспитательного процесса учащихся
Наиболее объективные показатели при диагностике НДВ дают такие методы
как наблюдение и собеседование, однако эти методы требуют больших затрат
времени. Условия мониторинга не всегда позволяют это, так как он
охватывает большой массив данных диагностики, который необходимо
обработать в сжатые сроки. Охватить большой массив данных и обработать
в сжатые сроки может анкетирование. Анкеты составляются из разноуровневых
заданий для получения более объективной картины диагностики НДВ. Задания
должны составляться на основе трех критериев: эмоционального, поведенческого
и интеллектуального.
Диагностические признаки - индикаторы процесса воспитания
I. Представления.
Определялся уровень представлений о ценностях у учащихся.(интеллектуальная)
II. Умение рассуждать и делать свои выводы.
Мы проверяли это умение, опираясь на положения матрицы развития
ребенка (интеллектуальная).
III. Проявлять свое личное отношение в ситуации морального выбора.
Выбор делается учащимся самостоятельно, исходя из превалирующего у него
в данный период чувства и опыта.(поведенческая)
IV. Применение контент - анализа с привлечением проективной методики.
Это позволило нам выяснить наиболее предпочитаемые ценности по классам
самими учащимися. (эмоциональная)
Регулирование
эмоций
(как?)
Способность
управлять
своими и чужими
эмоциями
(манипуляция)
Использование
эмоций
(зачем?)
Регулировать
эмоции
соответствующим
образом
(толерантность)
Эмоциональный ум (EQ) – способность отслеживать собственные чувства
и эмоции, а также чувства и эмоции других людей, проводить различия
между ними и использовать их для выработки собственных мыслей и действий
Как и интеллект, эмоциональный ум имеет свой набор навыков
Навыки эмоционального ума
1
2
3
4
Эмоциональный ум помогает нам разобраться в самом себе и обустроить
свой внутренний мир в гармонии с окружающим миром
сопоставление с другими
ценностями
апробирование этой ценности
воспроизводит в своей
деятельности эту ценность
присвоение этой ценности
значимость ее в иерархии
собственных ценностей
выявление
оценка
действие
Естественно-
научный цикл
Гуманитарный цикл
Предмет по духовно-
нравственному воспитанию
Связь процесса воспитания с процессом обучения
ценностные
ориентации
в учебном процессе естественнонаучного цикла
Познание мира
Физика.
Химия.
География.
Биология.
ценностные
ориентации
Сказки
Басни
Проза и поэзия
Документальные источники
Специфика раскрытия ценностных ориентаций
в гуманитарном цикле
Целенаправленное
создание мотива поведения
Условия:
1. знакомство
2. ситуация морального выбора;
3. смена социальных ролей;
4. соблюдение на практике морально-этических норм.
ценностные ориентации
самооценка
идеальное Я – реальное Я
вербализация
подражание
Специфика раскрытия ценностных ориентаций
в духовно-нравственном воспитании
социализация
Влечение к удовлетворению и устойчивой привязанности
Стремление смотреть вперед и надеяться
Стремление активно действовать и добиваться успеха
Стремление к самоутверждению
Дополнительные цвета символизируют негативные тенденции – тревожность, стресс, переживание страха, огорчение. Значение этих цветов в большей степени определяется их расположением, распределением по позициям
При отсутствии личностного конфликта основные цвета должны занимать преимущественно первые 5 позиций
Печаль, грусть
Недовольство, зло
Страх, беспокойство
безнадежность
М у з ы к а
Грозная
Пугающая
Нежная
Обиженная
Бойкая
Стремитель-
ная
Беспокойная
Плавная
Плачущая
Смешная
Темная
Таинственная
Ясная
Жалобная
Задорная
Недовольная
Насторожен-
ная
Приветли-
вая
Тоскливая
Игривая
Острая
Грубая
Мягкая
Хмурая
Солнечная
Сердитая
Тревожная
Добрая
Печальная
Радостная
Злая
Страшная
Спокойная
Грустная
Веселая
гармоничное (совершенство)
физ. разв. (выживание)
социальное (профессиональное)
выразительное (индивидуальное)
исследовательский (познание)
самоутверждения (обособление)
стадный (идентификация)
самосохр. и ориент. (ориентация)
догматик (безальтернативный)
обыватель (стереотипный)
ученый и художник (импровизация)
талант (неизведанное)
инстинкты
тело
сознание
интеллект
ребенок
как пример нахождения
взаимосвязей
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть