Слайд 1
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Слайд 21. Методология проектирования
Программы развития универсальных учебных действий.
Слайд 3Необходимость пересмотра целей образования
Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных
открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной
мобильности и непрерывного образования.
Слайд 4Основные требования общества к образовательной системе:
- формирование культурной идентичности учащихся
как граждан России;
- сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной
системы;
- обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
- формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Слайд 5Цели образования
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное
и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как
«научить учиться».
Слайд 6
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных
действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися
конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Слайд 7Теоретико-методологическая основа Программы развития УУД
Системно-деятельностный культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин,
П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов), интегрирующий достижения педагогической науки и практики, в том
числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.
Слайд 82.Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в
образовательном процессе.
Слайд 9Универсальные учебные действия
- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- совокупность
действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 10Функции универсальных учебных действий
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства
и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Слайд 11Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе
Формирование УУД
как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Слайд 123. ВИДЫ универсальных учебных действий
Слайд 13КРИТЕРИИ выделения УУД
1. Структурные компоненты целенаправленной учебной деятельности;
2. Этапы процесса
усвоения;
3. Форма реализации учебной деятельности - совместная деятельность с учителем
и сверстниками или самостоятельная деятельность.
Слайд 14ВИДЫ УУД
1. Личностные
2. Регулятивные, включая действия саморегуляции
3. Познавательные, включая
общеучебные и логические
4. Знаково-символические
5. Коммуникативные
Слайд 15ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
(умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Слайд 16Личностные УУД
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом, Ученик должен задаваться вопросом
о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Слайд 17Регулятивные действия
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что
еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Слайд 18Регулятивные действия
- контроль в форме сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий
от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к воле-вому усилию - к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта и к преодолению препятствий.
Слайд 19Познавательные УУД.
Общеучебные УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой инфор-мации; применение методов информацион-ного поиска,
в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Слайд 20Общеучебные УУД
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор
вида чтения в зависимости от цели; извлече-ние необходимой информации из
прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Слайд 21Познавательные УУД. Логические УД.
- выбор оснований, критериев для сравнения, оценки
и классификации объектов;
- синтез как составление целого из частей,
в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- подведение под понятия, распознавание объектов;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;
- выдвижение гипотез и их доказательство.
Слайд 22Знаково-символические УУД
Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала,
представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного;
отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
Слайд 23Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов –
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 244. Критерии и способы оценки сформированности
универсальных учебных действий у
учащихся
Слайд 25Критерии оценки сформированности УУД
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий
заранее заданным требованиям.
Слайд 26Свойства УУД
Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения
действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.
Слайд 27Уровень (форма) действия
Уровень действия может выступать в трех основных формах
действия:
- в форме реального преобразования вещей и их материальных
заместителей, материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия;
- действие в словесной, или речевой, форме;
- действие в уме — умственная форма действия.
Слайд 28
Полнота действия определяется полнотой операций и характеризует действие как развернутое
(в начале становления) и сокращенное (на завершающих этапах своего развития.
Разумность
действия характеризует ориентацию учащегося на существенные для выполнения действия условия, степень дифференциации существенных, необходимых для достижения цели условий, и несущественных условий.
Слайд 29
Сознательность (осознанность) – возможность отражения в речи, т.е. в системе
социальных значений, содержания действия, последовательности его операций, значимых для выполнения
условий и достигнутого результата.
Обобщенность характеризует возможности переноса учащимся действия (способа решения задачи) в различные предметные сферы и ситуации. Широта переноса характеризует меру обобщенности действия.
Слайд 30
Критичность действия определяет меру осознания действия в его функционально-структурной и
содержательной и характеристиках и рефлексии выбора оснований выполнения действия.
Освоенность действия
характеризует его временные характеристики и легкость перехода от одной формы действия к другой.
Слайд 31
5.Условия,
обеспечивающие развитие
универсальных учебных действий
в образовательном процессе
Слайд 32
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно- личностного,
познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в
ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.
Слайд 33Условия формирования УУД
определение функций и содержания УУД
определение круга учебных предметов,
адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы
УД;
организация полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины;
организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия);
разработка системы задач, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).
Слайд 34
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных
действий
Слайд 35Общие рекомендации по развитию УУД
1. Определить цели формирования универсальных учебных
действий через описание их функций в образовательном процессе, содержания и
требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся.
2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении.
Слайд 36
3. Организовать поэтапную отработку универсальных учебных действий, обеспечивающую переход:
-
от выполнения действия с опорой на материальные средства к
умственной форме выполнения действия,
- от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или
сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
Слайд 37
4. Определить связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной.
Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить
конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Определить желаемые свойства действия. Разработать систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я.Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.
Слайд 38
5. Разработать систему рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных
пособий по учебным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов
и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине. Включить как критерий экспертной оценки учебника и учебного пособия рекомендации и учебные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий.
6. Разработать учебно-методические рекомендации для учителей. В случае необходимости осуществить специальную психолого-педагогическую подготовку в рамках существующих форм повышения квалификации или подготовки педагогов.