Слайд 1Диагностика
в начальных классах
Кустова Ирина Лукинична
учитель начальных классов
МАОУ лицей «Синтон»
г.Чайковский
Пермский край
Слайд 2Диагностика обучения – обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого
определяется достижение поставленных целей. Диагностика охватывает различные сферы: психологическую, педагогическую,
дидактическую.
Образовательная диагностика – это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагогов с целью выявления, анализа, оценивания и корректирования обучения.
Диагностика – это точное определение результатов дидактического процесса.
Диагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Диагностика обученности – включает контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса.
Слайд 4Уровни сформированности компонентов
учебной деятельности:
учебно-познавательный интерес;
целеполагание;
учебные действия;
действия контроля;
действия оценки.
Слайд 5Предметная диагностика
Русский язык
Списывание
Слайд 6Предметная диагностика
Русский язык
Диктант
Слайд 7Предметная диагностика
Русский язык
Можно у благополучного ученика увидеть такую таблицу:
Слайд 8Предметная диагностика
Русский язык
Реестик:
Слайд 10Обложка тетради для списывания должна быть оформлена следующим образом:
Слайд 11Недоопределенные задачи по русскому языку.
Пример 1. «Правописание ТЬСЯ-ТСЯ в глаголах».
УЛЫБАЕ[ЦА]
ПРИ ВСТРЕЧАХ
УЛЫБА[ЦА] РЕБЕНКУ
УМЫВА[ЦА] ПОСЛЕ РАБОТЫ
УМЫВАЕ[ЦА] ХОЛОДНОЙ ВОДОЙ
ВЕРНУ[ЦА] ………….(Придумать
предложения).
Слайд 12Недоопределенные задачи по русскому языку.
Пример 2.
Построй звуковую схему слова, в
котором три звука. Первый звук обозначен буквой «Л». Второй –
гласный. Третий – согласный мягкий, звонкий.
Ответ: ларь,лай и т.д.
Слайд 13Математика.
Недоопределенные диагностические задачи.
Пример 1. В воскресенье Андрей читал книгу. Утром
он прочитал четыре страницы, а вечером еще пять. Сколько страниц
было в книге?
(Ответ имеет две гипотезы: если Андрей прочитал за день всю книгу, то в ней 9 страниц, если не всю, то в ней более 9 страниц.)- (Дети должны были задать вопросы учителю (уточнить): «Андрей всю книгу прочитал?»).
Слайд 14Недоопределенные диагностические задачи по математике.
Пример 2. Первоклассникам для самостоятельной работы
даны две задачи, внешне чрезвычайно похожие:
А = Б
А = Б
С < Б С < Д
_____ ______
А ? С А ? С
Слайд 15Недоопределенные диагностические задачи по математике.
А = Б
А
= Б
С < Б С < Д
_____ ______
А > С А ? С Молодец!
Другой ученик:
А = Б А = Б
С < Д или так: С < Д
Б < C Д > Б
_____ ______ (Ученик во время ра-
боты подзовет
А < С А > С и спросит: «Б больше
Д или меньше» и доопределит задачу. Учитель может ликовать: в классе возник первый прецедент умения учиться!
Слайд 16Таблица умножения случаев: 1 х а, 2 х а, 3
х а, 4 х а, 5 х а.
Слайд 17Чтение.
Пример 1. «Сравнение себя с собой».
СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ ВИТИ
Слайд 18Дневник.
САМОоценка и САМОдиагностика.
«Я подвожу итоги моего первого школьного года» где:
-
Что я знаю и умею?
- Что мне больше всего запомнилось?
- Проблемы, с которыми я столкнулся (столкнулась).
- Страница для моих заметок
Страница для учителя и психолога.
Учителя-предметники о моих результатах.
Страница для родителей.
Слайд 19Самодиагностика
Сочинения :«Дважды и двое – это разные части речи», «Что
я узнал о числе?», «Что такое род в русском языке?»
и т.д.
Слайд 20Математика.
Разноуровневые задачи.
Пример. Математика. Задача.
Из двух городов, расстояние между которыми 770
км, вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Скорость первого
поезда 50 км/ч, скорость второго – 60 км/ч. Через сколько часов поезда встретятся?
Задание: составить обратную задачу к данной по выражению 770 : 7 – 50.
Слайд 211 – й уровень.
Рассмотри данное выражение. Оно показывает, что должно
быть известно в задаче. Догадайся, каким будет ее вопрос.
Для выполнения
задания используй этот текст: «Из двух городов, расстояние между которыми … км, вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Скорость первого поезда … км/ч, скорость второго –…км/ч. Через сколько часов поезда встретятся?
Представь нужные числа и запиши вопрос задачи.
2 – й уровень.
Для выполнения задания воспользуйся чертежом. Обозначь на нем то, что дано. Подумай, каким будет вопрос задачи, и укажи его на чертеже.
3 – й уровень.
Составленную тобой задачу изобрази с помощью чертежа.
Слайд 23Диагностика семьи и семейного воспитания.
Тест Т.Лири.
I тенденция – доминантность, властность,
деспотичность – отражает лидерские данные, стремление к превосходству, независимости, а
также говорит о способности брать на себя ответственность;
II тенденция – уверенность в себе, самоуверенность, самовлюбленность – характеризует деловитость, независимость и самостоятельность в их крайнем проявлении, как эгоизма и черствости;
III тенденция – требовательность, непримеримость, жесткость – позволяет оценить такие качества, как раздражительность, критичность и нетерпимость к ошибкам партнера; крайняя степень выраженности этой тенденции может проявляться в насмешливости и язвительности;
IV – тенденция – скептицизм, упрямство, негативизм – характеризует недоверчивость, подозрительность, ревность, обидчивость и злопамятность;
V – тенденция – уступчивость, кротость, пассивная подчиняемость – позволяет оценить критичность по отношению к себе, робость, скромность, стыдливость;
VI – тенденция – доверчивость, послушность, зависимость – оценивает такие качества, как уважительность, благодарность, стремление доставлять радость партнеру;
VII – тенденция – добросердечность, несамостоятельность, чрезмерный конформизм – характеризует способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, внимательность и демократизм;
VIII – тенденция – отзывчивость, бескорыстие, жертвенность – отражает деликатность, нежность, стремление заботиться о других, а также терпимость к недостаткам других, умение прощать.
Слайд 25«Психогеометрия»
Диагностика классного коллектива.
Лещинский В.М., Кульневич С.В.
Слайд 26Диагностика классного коллектива.
«Психогеометрия» Лещинский В.М., Кульневич С.В.
Квадрат – организованность, пунктуальность,
соблюдение правил и инструкций, аккуратность. Терпимость, упорство, настойчивость, трудолюбие, узкий
круг друзей, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, скромность, исполнительность.
Треугольник – стремление к лидерству, установка на победу, решительность, склонность к риску, остроумие, энергичность, сила чувств, высокая работоспособность, узкий круг друзей, уверенность в себе, импульсивность.
Круг – высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, эмоциональная чувствительность, склонность к самообвинению, широкий круг друзей, склонность к общественной деятельности, сентиментальность, избегание конфликтов.
Зигзаг – бунтарь, энтузиаст, непоследовательность, непрактичность, импульсивность, непостоянство поведения, недисциплинированность, стремление работать в одиночку, высокая творческая активность, жажда знаний, мечтательность, устремленность в будущее, отвращение к бумажной работе, небольшой круг друзей.
Прямоугольник – изменчивость, непоследовательность, неопределенность, низкая самооценка, импульсивность, забывчивость, доверчивость, резкие колебания настроения, позитивная установка к новому, избегание конфликтов, имитация поведения других людей, поиск самого себя.
Слайд 27Диагностика классного коллектива.
«Психогеометрия» Лещинский В.М., Кульневич С.В.
Ранжирование:
1-я позиция – то,
к чему стремится, чему отдает предпочтение.
2-я позиция – то, что
делает, что у него получается легко.
3-я позиция – то, что управляет вниманием в определенный промежуток времени.
4-я позиция – источник энергии, интересы, текущие проблемы.
5-я позиция – то, что не замечает.
Слайд 28Литература
1. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Макаревич Г.В., Попова О.В. Дневник
для учащихся 1 класса. / Москва, 1996.
2. Кустова И.Л. Математика.
1-4 классы. Обучение решению текстовых задач. / Волгоград: «Учитель», 2009.
3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. / М: «Просвещение», 1993.
4.Репкин Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. / Томск: «Пеленг», 1993.
5. Романеева М.П., Суховерша Л.А., Цукерман Г.А. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения. Пакет предметной диагностики по русскому языку. 2-3 класс. Выпуск 2-3. / М: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
6. Рудякова О.Н. Семинары – практикумы для педагогов образовательных учреждений. / Волгоград: «Учитель», 2007.
7. Сергеева В.П., Каскулова Ф.В., Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. / М: 2006.
8. Цукерман Г.А. Оценка без отметки? / Москва-Рига: Педагогический центр «Эксперимент»,1999.
9. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? / Москва-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000.