Разделы презентаций


Мотивация на уроках и во внеурочной деятельности как показатель качества обучения

Содержание

«…С удовольствием хожу к тому учителю на урок, где мне интересно...»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Мотивация на уроках и во внеурочной деятельности как показатель качества

обучения
Семинар
автор : учитель химии
Винник Наталья Дмитриевна
декабрь 2013 г.

Мотивация на уроках и во внеурочной деятельности как показатель качества обученияСеминаравтор : учитель химииВинник Наталья Дмитриевнадекабрь 2013

Слайд 2«…С удовольствием хожу к тому учителю на урок, где мне

интересно...»

(цитата из сочинения)
«…С удовольствием хожу к тому учителю на урок, где мне интересно...»

Слайд 3Мотивация
Одна из самых сложных задач психологии
Представление о мотивации возникает при

попытке объяснения поведения. Это поиск ответов на вопросы:
Почему?
Зачем?
Для какой цели?
Ради

чего?
Какой смысл?
МотивацияОдна из самых сложных задач психологииПредставление о мотивации возникает при попытке объяснения поведения. Это поиск ответов на

Слайд 4Определение мотивации.
Мотив – (от латинского) – приводить в движение, толкать.


Это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.

Определение мотивации.Мотив – (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это внутреннее побуждение личности к определенному поведению

Слайд 5Потребности
Усилия
Действие
Вознаграждение
Удовлетворение
Цикл мотивации.

ПотребностиУсилияДействиеВознаграждениеУдовлетворениеЦикл мотивации.

Слайд 6Виды мотивации
Внешняя мотивация
Внутренняя нравственно – волевая мотивация
Внешне положительные.
Внешне отрицательные.
(Желание хорошо

учиться; получать высокие оценки.)
(Чтобы не ругали; отстали с просьбами.)

Виды мотивацииВнешняя мотивацияВнутренняя нравственно – волевая мотивацияВнешне положительные.Внешне отрицательные.(Желание хорошо учиться; получать высокие оценки.)(Чтобы не ругали; отстали

Слайд 7Мотивация на каждом этапе урока
1-й этап. Возникновение мотивации
2-й этап.

Подкрепление и усиление возникшей мотивации
3-й этап. Мотивация завершения

Мотивация на каждом этапе урока 1-й этап. Возникновение мотивации2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации3-й этап. Мотивация

Слайд 81-й этап. Возникновение мотивации
1) зафиксировать у детей мотивы предыдущих достижений.

(Мы хорошо поработали над предыдущей темой.);
2) вызвать мотивы относительной неудовлетворенности.

(Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы.);
3) усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность. (А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях.)
1-й этап. Возникновение мотивации1) зафиксировать у детей мотивы предыдущих достижений. (Мы хорошо поработали над предыдущей темой.);2) вызвать

Слайд 92-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации
чередование разных видов деятельности;

чередование материала различной степени трудности и оценивания, вызывающее положительные или

отрицательные эмоции;
удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности;
поисковая деятельность учащихся;
- самоконтроль и самооценка.
2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивациичередование разных видов деятельности; чередование материала различной степени трудности и оценивания,

Слайд 103-й этап. Мотивация завершения
Здесь важно, чтобы каждый ученик вышел из

деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла

позитивная установка на дальнейший процесс учения, то есть положительная мотивация перспективы.
Для этого необходимо:
усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с дифференцированной оценкой учителя;
позитивное восприятие одноклассников и самих себя ;
-создана в классе атмосфера взаимного уважения, доверия и тепла.
3-й этап. Мотивация завершенияЗдесь важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в

Слайд 11МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА
Мотивы-

Мотивация-

это те побуждения, из-за которых человек ставит перед собой определенную цель. В основе мотивов лежат определенные потребности.

этот процесс побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРАМотивы-

Слайд 12Какие мотивы побуждают школьников учиться
.
Начальная школа
Ведущие мотивы:
- чувство долга
- престижная

мотивация – желание получить высокую отметку;
- мотив избегания санкций.
Основная мотивация:

внешняя. Мотивация отличается неустойчивостью, что означает отсутствие интереса к определенным предметам, способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения.

Подростковая школа
Стойкий интерес к определенному предмету.
Мотив избегания неудачи.
Желание иметь высокую отметку, даже если она не подкрепляется знаниями как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.
Познавательный интерес побуждает учиться высокомотивированных.
Мотивация, вызванная подростковыми установками

Старшая школа
Мотивация продолжения образования.
Выбор приоритетов при изучении предметов с позиции будущего.
Значимость отметки как мотиватора снижается, она выступает как критерий качества знаний.
Мотивация достижения высоких результатов по значимым предметам.
Начинает преобладать внутренняя, собственная мотивация.

Какие мотивы побуждают школьников учиться.Начальная школаВедущие мотивы:- чувство долга- престижная мотивация – желание получить высокую отметку;- мотив

Слайд 13Два основных вопроса мотивации:
1. К чему побуждать? → вопрос направленности  


2. Как побуждать? → вопрос энергии

Два основных вопроса мотивации:1. К чему побуждать? → вопрос направленности   2. Как побуждать? → вопрос энергии

Слайд 14Формирование мотивации учения
Смысл учения

Мотив учения

Постановка целей
Эмоции

Учет возрастных особенностей школьников;
Совместная

с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
Создание ситуации успеха;
Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним);
Формирование адекватной самооценки у учащихся;
Выбор действий в соответствии с возможностями ученика.

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели;
Выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
Создание ситуации успеха.

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности;
Эмоциональная речь учителя;
Применение поощрения и порицания;
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
Использование игровых технологий.


Компоненты мотивационной сферы Установки и действия педагога

Интерес

Использование проблемных ситуаций, способов, дискуссий;
Нестандартная форма проведения урока;
Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
Эмоциональная речь учителя;
Применение поощрения и порицания

Формирование мотивации учения     Смысл учения     Мотив ученияПостановка целейЭмоции Учет

Слайд 15Общая структура мотивации к учению 
 а) Познавательная мотивация
б)

Мотивация достижения успеха
д) Компенсаторная мотивация
в) Престижная мотивация


г) Мотивация избегания неудачи
Общая структура мотивации к учению   а) Познавательная мотивация б) Мотивация достижения успеха д) Компенсаторная мотивация в) Престижная

Слайд 16 Познавательная мотивация
      Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться

тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит,

у него развивается данная мотивация.
    
           Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат.

Познавательная мотивация      Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то

Слайд 17 Мотивация достижения успеха
У детей с высокой успеваемостью ярко выражена

мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить

нужный результат. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.
Мотивация достижения успехаУ детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно

Слайд 18 Престижная мотивация
      Характерна для детей с завышенной самооценкой

и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться

среди них, быть первым.     Она становится мощным двигателем развития отличника.
      Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.
Престижная мотивация       Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться

Слайд 19     Мотивация избегания неудачи
     У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается.

Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны

для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи.

Дети стараются из бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность

     Мотивация избегания неудачи     У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения

Слайд 20 Компенсаторная мотивация
У неуспевающих детей возникает и особая

мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие

утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием … Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной.              
Компенсаторная мотивация У неуспевающих детей возникает и особая мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности

Слайд 21
           Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него

не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть

направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.           
           Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия

Слайд 22 Мотивация,  лежащая  в самой  учебной   деятельности
Связанна  непосредственно   с

 целями
 учения  (удовлетворение  любознательности, приобретение  определенных  знаний, расширение  кругозора)
Заложена  в

самом  процессе учебной  деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная   активность реализация  своих способностей)
Мотивация,  лежащая  в самой  учебной   деятельностиСвязанна  непосредственно   с  целями  учения  (удовлетворение  любознательности, приобретение  определенных

Слайд 23 ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ
Внутренняя мотивация — это стремление совершать деятельность ради

нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности.

Главные мотиваторы — в душе человека, а не вне ее, необходимо использовать внутреннюю энергетику, а не сооружать хитроумные внешние рычаги .
ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯВнутренняя мотивация — это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в

Слайд 24Условия хорошей мотивации
учебные задачи не должны быть как чрезмерно легкими,

так и чрезмерно трудными;

важно определить достаточно времени на работу;

деятельность детей

должна носить преимущественно самостоятельный характер;

оценку деятельности школьников следует осуществлять на основании объективных и известных критериев;

стимулировать состязательность среди учащихся примерно равных возможностей;

положительная мотивация должна преобладать над отрицательным стимулированием.

Условия хорошей мотивацииучебные задачи не должны быть как чрезмерно легкими, так и чрезмерно трудными;важно определить достаточно времени

Слайд 25Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с

учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету?
Эрудиция учителя, умение

последовательно усложнять познавательные задачи.
Увлечённость предметом.
Любовь к работе.
Доброжелательное отношение к учащимся.
Вера в ученика, в его познавательные силы (Педагогический оптимизм).
Стремление к максимальной гибкости.
Способность к сопереживанию, сочувствию, восприимчивость к потребностям учащихся.
Умение придать личностную окраску преподаванию.
Владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися.
Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.


Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к

Слайд 26.
Лучшая мотивация всегда приходит изнутри.

Майкл

Джонсон
.Лучшая мотивация всегда приходит изнутри.

Слайд 27Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика