Слайд 1Использование ИКТ в образовательном процессе
Слайд 2
Роль компьютера в историческом образовании учащихся многообразна:
- помощь учащимся в
эффективном усвоении исторической информации, её систематизации;
- предоставление ученику максимально возможной
свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала;
- содействие становлению объёмных и ярких представлений о прошлом;
- моделирование социальных процессов, особенно в связи с возрастанием интереса к проблеме альтернатив исторического процесса.
Слайд 3
В конечном счёте, компьютер помогает интенсифицировать процесс обучения, индивидуализировать его,
повысить мотивацию к изучению предмета, снять эмоциональную напряжённость в процессе
работы, предоставляя учащимся помощь в виде консультации или предложенных вариантов выбора ответа.
Использование ИКТ создаёт основу для организации педагогом самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению информационного массива при широком использование индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.
Слайд 41. Готовые компьютерные программы
К категории продуктов, не имеющих аналогов в
мире, относится компьютерный учебник «История России. XX век» (КЛИО-СОФТ) и
компьютерный задачник «История древнего мира. Загадки Сфинкса» (МедиаХауз). Кроме того, большую помощь учителю оказывают и компьютерные программы по всеобщей истории, по истории Великой Отечественной войны, энциклопедия по истории России. Разумное и грамотное использование указанных программ позволяет сделать урок более интересным для учащихся, познавательным, наглядным, результативным.
Слайд 6
Если не рассматривать ПК как самоцель, а сам компьютер как
«заменитель» преподавателя, то его нишей на уроке является сфера оптимизации
труда учителя. При таком подходе ПК превращается в универсальное средство техническое средство обучения (ТСО). Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков, тестовых и контрольных заданий.
Слайд 7Power Point.
В практической работе незаменимой для учителя становится программа создания
презентаций Power Point. Эта программа позволяет любому педагогу стать разработчиком
программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета.
Практика показала, что на подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов мультимедийных энциклопедий уходит около 1,5-2,5 часов.
Слайд 8
Разрабатывая презентацию, педагог должен провести значительную исследовательскую работу, использовать широкий
круг источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую
работу в продукт индивидуального творчества.
Все создаваемые презентации условно можно свести к трем основным видам:
1. Классические компьютерные презентации.
Содержание такой презентации служит наглядным видеорядом, позволяющим оживить ход лекции и организовать в ходе ее обсуждение тех или иных вопросов. Компоновка материала может служить своеобразной формой опорного конспекта.
Слайд 9
2. Презентации для уроков контроля и проверки знаний состоит из
набора заданий, которые постепенно подводят учащихся к решению учебной задачи
урока и помогают повторить и обобщить материал изученной темы.
3. Компьютерный диафильм с использованием элементов анимации.
Основу составляют слайды, в которых в качестве видеоряда используются картины известных художников, иллюстрации из книг, различные документы, карты и схемы.
Слайд 10
Для меня программа Power Point стала незаменимой. При подготовке можно
использовать:
портреты выдающихся исторических деятелей,
картины известных художников,
памятники архитектурыпамятники архитектуры,
видеоролики
и многое другое.
Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя непосредственно на ходе урока.
Слайд 15Применение компьютерных презентаций на любом уроке даёт следующие преимущества:
это позволяет
сделать урок более динамичным и интересным, эмоционально оживить его;
учитель может
выбирать темп урока, который ему необходим;
исторические события, факты, документы, комментарии можно подавать во взаимосвязи и в определенном контексте;
ученик «погружается» в обстановку той или иной исторической эпохи. Облегчается процесс запоминания необходимой информации за счёт использования большого количества иллюстративного материала из разных источников (помимо учебника) с привлечением аудио и видеофрагментов;
активизируется работа всего класса. Возможно быстро оценить знания учащихся.
Слайд 16При разработке качественных презентаций для проведения уроков следует принимать во
внимание:
Возрастные особенности и уровень знаний учащихся;
Текст, рисунки, фон, эффекты анимации,
видео, музыка должны работать на эффективное усвоение учебного материала;
Воздействие на три канала восприятия (аудиальный, кинестетический, визуальный);
Прохождение презентации через все этапы создания (планирование, проектирование, информационное наполнение, программная реализация, тестирование, использование на практике, совершенствование);
Слайд 17
Эргономическая оценка собственного программного продукта (влияние на психическое и эмоциональное
состояние обучаемых, учет их физиологических особенностей восприятия различных эффектов оформления);
Технические
условия для создания и демонстрации презентации (сканер, компьютеры, экран, проектор и т.д.);
Структура сценариев презентаций должна быть адаптирована для различных видов уроков;
Презентация должна быть проста в управлении, не перенасыщена анимированными объектами, каждый слайд должен раскрывать конкретную мысль, план урока или учебный вопрос презентации;
Слайд 18
Слайды должны содержать по возможности минимум текста, и давать возможность
детям записывать конспекты;
Значимые даты, события, портреты в презентации должны быть
акцентированы, что позволит учащимся лучше запомнить сложный учебный материал;
При самостоятельной работе учащихся с презентацией (на уроке контроля и проверки знаний) все задания должны быть понятны и их исполнение, с технической точки зрения, не должно вызывать затруднений (хорошая проработка навигационного аппарата презентации);
Не следует забывать, что учитель играет главную роль - грамотного руководителя и наставника, а компьютерные презентации лишь замечательные ТСО, высвобождающие время для учителя и помогающие вести урок.
Слайд 19Можно привести примеры презентаций:
1. Мои разработки:
«Собирание земель вокруг Москвы»
«Отечественная война
1812 г.»
2. Готовые разработки:
«Смута»
«Советско-финская война»
«Художественная культура «Художественная культура XIX«Художественная
культура XIX в.»
«Внешняя политика СССР в 30-е гг.»
Слайд 20Систематическое использование ПК на уроке приводит к целому ряду важных
последствий:
- резко возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышается производительность
труда учителя и учащихся на уроке;
- устанавливаются межпредметные связи с основами информатики;
- появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории;
- повышается уровень знаний учащихся;
Слайд 21
- изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, далёкими от
истории, но увлечёнными ПК; эти учащиеся начинают видеть в преподавателе
«родственную душу»;
- изменяется, особенно у учащихся среднего звена, отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.
Слайд 22Интернет-ресурсы
Большую помощь учителю сегодня оказывают и Интернет-ресурсы.
Среди поисковых систем,
используемых сегодня в российском сегменте Интернета (Рунете), стоит выделить три
наиболее часто используемых:
Яндекс (www.yandex.ru),
Рамблер (www.rambler.ru),
Google (www.google.ru).
Слайд 23
Целесообразно использовать Интернет в проектной деятельности учащихся. Создание разделов школьных
web-сайтов или собственных тематических web-сайтов позволяет удовлетворить одну из наиболее
важных потребностей ребёнка – в ощущении полезности своей деятельности, так как представленная им информация становится доступной всем, выходящим в Сеть.
Организация уроков с привлечением ресурсов Сети способствует обучению сотрудничеству, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности. Для учителя Интернет является универсальным средством для самообразования и распространения опыта работы.
Слайд 24Сайты общего назначения:
Библиотеки
Использование ресурсов электронных библиотек во многом решает проблему
дефицита специальной литературы и источников позволяет учителям и учащимся существенно
расширить круг привлекаемой к занятиям литературы. В электронной библиотеке исторического факультета МГУ (Использование ресурсов электронных библиотек во многом решает проблему дефицита специальной литературы и источников позволяет учителям и учащимся существенно расширить круг привлекаемой к занятиям литературы. В электронной библиотеке исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru/ERИспользование ресурсов электронных библиотек во многом решает проблему дефицита специальной литературы и источников позволяет учителям и учащимся существенно расширить круг привлекаемой к занятиям литературы. В электронной библиотеке исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru/ER) выставлено более 130 текстов документов по отечественной и всеобщей истории, которые широко используются в историческом образовании.
Слайд 25
В Интернет-хранилище Российской Государственной библиотеки ( (http://rsl.ru (http://rsl.ru) особый интерес
вызывают полнотекстовые электронные ресурсы: книги, диссертации, авторефераты, карты и коллекции
плакатов.
Более 10000 интереснейших материалов гуманитарного профиля собрано в библиотеке портала Auditorium.ru (http://www. auditorium.ru).
Слайд 26
Музеи
Возможности виртуального музея достаточно велики. В первую очередь, это различные
варианты виртуальных экскурсий. Возможен вариант обсуждения ресурсов после проведения экскурсии.
Важно, чтобы визуальная информация дополнялась вопросами и заданиями, выделением тех деталей, которые затруднительно увидеть во время обычной экскурсии.
Слайд 27
«Точкой входа» на сайты многих музеев может стать портал Музеи
России ((http://www.museum.ru). Сейчас это наиболее полный каталог 3000 отечественных музеев
(около 1500 из них – музеи исторической тематики) с подробным описанием, иллюстрациями и удобным механизмом поиска.
Слайд 28
Пригороды Москвы и Санкт - Петербурга интересны своими редкостями не
менее самих столиц:
Архангельское (http://www.arhangelskoe.ru)
Коломенское (http://www.museum.ru/Kolomen)
Петергоф-Петродворец (http://www.peterhof.ru)
Царское Село – город Пушкин
( (http://www.pushkin-town.net)
Слайд 29
Периодические издания
Особое место в Интернете занимают сайты периодических изданий. Использование
этих ресурсов позволяет существенно сэкономить на подписке и обратиться к
старым изданиям. В качестве примера можно привести сервер Объединения педагогических изданий «Первое сентября», существующий с 1997 г. Здесь, помимо свежего номера газеты регулярно публикуются материалы её предметных приложений, в частности – «История» ( (http://his.1september.ru)
Слайд 30
Виртуальные энциклопедии – это возможность оперативного получения справочной информации практически
по любому вопросу.
Мир энциклопедий (http://www.encyclopedia.ru) содержит базу данных по
электронным энциклопедиям, ссылки на энциклопедии в Интернете.
На сайте Герои России (http://www/warheroes.ru) публикуются биографии Героев Советского Союза и России. К настоящему времени представлена информация о более чем 2500 героях.
Слайд 31
Коллекции методических разработок
В Интернете всё более активно представляется и учительский
опыт. Познакомиться с ним можно на следующих сайтах:
Интернет-проект Сетевое объединение
методистов (СОМ) – В помощь учителю (http://som.fio.ru). Раздел «История» СОМа включает насыщенную и систематизированную базу материалов учебно-методического назначения.
Интересные варианты использования ИКТ в проектной деятельности представлены на российской версии международного проекта Сеть творческих учителей ( (http://it-n.ru).
Слайд 32
Важным этапом в развитии образовательного контента российского Интернета стало создание
системы федеральных образовательных порталов, в состав которой вошли
Федеральный портал
«Российское образование! (Федеральный портал «Российское образование! (www.edu.ru);
Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru);
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена (Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена (www.ege.edu.ruПортал информационной поддержки Единого государственного экзамена (www.ege.edu.ru).
Слайд 33
Серьёзное отношение к работе в Интернете предполагает переход от концепции
«найти хоть что-нибудь» и «найти всё, что есть» к задаче
получить только нужные документы, максимально соответствующие теме запроса. Практически все крупные темы школьных курсов по различным предметам находят то или иное отражение при помощи Интернет-ресурсов.
Грамотное использование учителем этих ресурсов позволяет сделать каждый урок интересным, насыщенным наглядностью и фактическим материалом, эффективным.