Слайд 1Педагогический совет:
«Как избежать насилие в школе и семье, или воспитание
милосердия»
Слайд 2Эпиграфы
«Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л.Н. Толстой)
«Издевательство над чужими страданиями
не должно быть прощаемо» (А.П. Чехов)
«Люди, я прошу вас, ради
Бога, не стесняйтесь доброты своей» (Р. Гамзатов)
Слайд 3Виды насилия:
Физическое;
Психологическое;
Сексуальное;
Экономическое;
Другие.
Слайд 4Выдержка из журналов и газет.
«В одной из школ после того
как учитель отобрал мобильный телефон у ученика десятого класса, последний
встал, вышел в коридор и оттуда с телефона друга позвонил родителям. Через несколько минут в класс вошёл директор школы и распорядился вернуть телефон ученику. Оказалось, ей позвонили родители и сообщили, что если телефон немедленно не вернут, то в школу придёт милиция с их заявлением о факте хищения телефона учителем»
Справочник классного руководителя №3 за 2007 год.
Слайд 5«Родители учащихся четвёртого класса были крайне недовольны учителем начальных классов
– дети жаловались, что учительница грубо разговаривает с ними, кричит
на них, ругая за невыполненные задание, может обозвать. Как выяснилось позже, учительница могла позволить себе грубо толкнуть ребёнка, вырвать из рук игрушку, дать подзатыльник. Родители пожаловались на учителя»
Справочник классного руководителя №1за 2007 год.
Слайд 6Виды насилия:
Физическое;
Психологическое;
Сексуальное;
Экономическое;
Другие.
Слайд 7Физическое насилие.
Любое принудительное или насильственное поведение, направленное против другого лица.
Физическое насилие может проявляться в виде пинков, пощёчин, толчков, царапин,
нанесения ожогов, ударов кулаком, пихания, шлепков, отбрасывания партнёра в сторону или наземь, грубое хватание другого человека и т.д.
Слайд 8Психологическое насилие.
Насилие, причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх, психологический упадок и
эмоциональную неуверенность в собственной значимости или неспособность защищать себя от
физического, сексуального или дальнейшего психологического насилия.
Слайд 9Сексуальное насилие.
Любой сексуальный акт или сексуальное поведение, навязываемое партнёрше, партнёру
без его согласия. Навязывание сексуальной близости, когда партнёрша, партнёр этого
не хотят. Любое прикосновение, навязываемое против воли.
Слайд 10Экономическое насилие
Использование денег для контролирования партнёра, при этом деньги отбирают,
выдают партнёру определённые суммы как пособие, заставляют отчитываться за любые
траты.
Слайд 11Анкетирование:
К педагогическому совету было проведено анкетирование:
среди учащихся 2-4 классов
(30 анкет);
5-9 классов (60 анкет);
10-11 классов (50
анкет);
родителей (30 анкет).
Слайд 12 Анкета для учащихся 2 - 4 классов:
Просили ли
у вас деньги старшеклассники в школе?
Да Нет
2. Били ли вас
старшеклассники?
Да. Нет
3. Наказывают ли вас за плохие оценки, плохое поведение?
Дома Да нет
В школе Да нет
4. Как бороться с насилием над детьми в школе?
А) проводить классные часы по данной проблеме;
Б) улучшить контроль за поведением учащихся со стороны учителей;
В) свой ответ: установить скрытые камеры
5. Нужна ли служба помощи в школе жертвам насилия?
Да Нет
Слайд 13
Результаты анкет 2-4 классов.:
5% - детей ответили, что у
них просили деньги старшеклассники;
100% - нет не били.
20%
- детей наказывают дома родители за плохие оценки, поведение;
50% - школьников считают, что нужно больше проводить классных часов по проблеме насилия;
Были предложения по установлению скрытых камер в школе.
50% - школьников считают, что надо усилить контроль за поведением учащихся;
99% считают, что служба помощи в школе жертвам насилия нужна?
Слайд 14 Анкета 5-9 классов
Существует ли проблема насилия
в школе? В семье?
Да
Нет Да Нет
2. Какие формы насилия в школе встречаются чаще всего: А) физическое; Б) психологическое; В) сексуальное; Г) экономическое; Д) свой вариант.
3. Становились ли Вы жертвой насилия в нашей школе? Дома:
Да Нет Да Нет
4. Какие варианты решения проблемы насилия в школе вы предлагаете:
А) обсуждение на классных часах проблемы насилия;
Б) ужесточения дисциплины в школе;
В) улучшения контроля и надзора за поведением учащихся;
Г) свой вариант.
5. Видите ли Вы необходимость в создании социальной службы в помощь жертвам насилия? Да
Слайд 15 Обработка результатов:
46% - детей ответили: насилие в школе существует;
100%- детей ответили, что дома насилия не существует;
50% - Преобладает в школе физическое насилие;
5% - детей становились жертвами насилия в школе;
Решение проблемы:
65% детей ответили, что нужно обсуждать на классных часах проблему насилия;
35% - детей ответили, что нужно улучшить контроль и надзор за поведением учащихся;
48% - детей считают, что социальная служба помощи нужна в школе жертвам насилия.
Слайд 16 Анкета «недописанный тезис» для учащихся 10–11 классов:
Насилие –
это….унижение человека;
2. Физическое насилие – это поведение, направленное… против человека;
3.
Психологическое – это насилие, причиняющее обиду… и унижение человеку;
4. Экономическое насилие – это насилие, направленное на то, чтобы… сломать человека;
5. Сексуальное насилие – это принуждение… к половому акту без согласия партнера;
6. Запугивание – это… ложное выражение самоуважения и уважения другими;
Слайд 17Анкета для родителей.
Согласны ли Вы, что проблема насилия в школе
существует?
С какими видами насилия сталкивался Ваш ребёнок?
Обсуждались ли проблемы насилия
в вашей семье?
В чём вы видите основные причины проявления различных видов насилия среди учащихся?
Какие варианты решений проблемы по преодоления насилия в школе Вы предлагаете?
Слайд 18Анализ анкет родителей.
50% - считают, что насилие в школе существуют,
50% - родителей, считают, что насилия в школе нет;
Виды насилия:
психическое, физическое;
98% родителей обсуждают проблемы насилия в семье;
Главными причинами проявления насилия отметили: 10% невоспитанность детей; 20% плохое поведение детей; 40% материальное неравенство, неблагополучие и насилие в семье со стороны родителей или старших детей; 20% неверная самооценка, унизить другого, значит ты сильнее, агрессивность детей; 10% влияние телевизора.
Слайд 19Какие варианты решений проблемы по преодоления насилия в школе Вы
предлагаете?
Взрослым необходимо быть добрее, правдивее, требовательнее, строже. Необходимо учить детей
доверять взрослым.
Родителям быть во всём примером для своих детей;
Пересмотр правительства на телевизионные программы, установить цензуры на центральных каналах;
Усиление роли психолога в школе;
К проблеме насилия подходить всем вместе: школе и семье.
Вовлечение детей во всевозможные кружки, спортивные секции, мероприятия;
Усилить надзор и контроль, дисциплину в школе;
Обсуждение в классе проблем насилия.
Чаще беседовать в семье с ребёнком.
Слайд 20Проблема насилия.
Программа вмешательства в школьное насилие, используемая в школах Норвегии
педагогом и психологом Д. Олвеусом.
В ней выдвинуто четыре основных
принципа:
Создавать школьную среду, характеризующуюся теплом, положительным интересом и участием взрослых;
Устанавливать ограничение на неприемлемое поведение;
Последовательно применять санкции и строгие наказания против насилия;
Участвовать взрослым в качестве представителей школьной власти.
Слайд 21Программа Э. Роланда.
(психолог из Норвегии)
Эффективно чтение и обсуждение в
классе рассказов или историй о тех или иных фактах насилия;
Учащиеся
описывают в небольших сочинениях то, что, по их мнению, чувствуют жертвы насилия, что они эмоционально переживают;
Предлагаются ролевые игры, в которых разыгрываются поведения задиры и жертвы;
Обсуждение этой проблематике на классных собраниях.
Слайд 22Выскажи своё мнения?
Задание для всех:
Выскажи своё мнение об этих программах.
Слайд 23Внимание задания?
Уважаемые коллеги! Напишите у себя на листочках, какие качества
вы бы желали увидеть у ваших детей, какие нет?
(время 5 минут)
Слайд 24«Милосердие»
Есть ли в ваших ответах слово «милосердие»?
На каком оно месте?
Как
вы понимаете значение этого слова?
Почему милосердие было предано забвению, считается
ли это нравственное качество актуальным сегодня?
Можно ли доброту отождествлять с милосердием?
Слайд 25Любовь и сострадание к людям является главными показателями проявления милосердия.
В
беседах с детьми по нравственным вопросам Л. Толстой писал: «Чем
добрее бывает жизнь человека, тем больше бывает в нём разума. А чем разумнее человек, тем добрее бывает жизнь человека…
Слайд 26Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел тебя…
На душе бывает особенно хорошо, когда вместо злобы и досады
почувствуешь любовь.. Для того, чтобы не делать злых дел, надо удерживаться не только от самих дел, но и от злых разговоров. Корень злых дел в дурных мыслях… Никогда не откладывай доброго дела, если можешь сделать его нынче»
Слайд 27Создать и защитить программу:
1. Как избежать насилие в семье. Несколько
необходимых шагов в воспитании милосердия.
2. Как избежать насилие в
школе. Несколько необходимых шагов в воспитании милосердия.
Работа в группах 20 минут
Время выступление от групп.
Слайд 28Группы:
Родителей «Как избежать насилие в семье»
Детей «Как избежать насилие в
семье или школе»
ШМО классных руководителей 1-4 классов
«Как избежать
насилие в семье»
ШМО классных руководителей 5-8 классов
«Как избежать насилие в школе»
ШМО классных руководителей 9-11 классов
«Как избежать насилие в школе»
Службы школы «Как избежать насилие в семье и школе»
Слайд 29Создать и защитить программу:
1. Как избежать насилие в семье?
Несколько
необходимых шагов в воспитании милосердия.
2. Как избежать насилие в
школе?
Несколько необходимых шагов в воспитании милосердия.
Работа в группах 20 минут
Время выступление от групп.
Слайд 30Заключение:
Сейчас вместо обычного решения, мы предлагаем вам:
Примерную программу по преодолению
насилия в школе;
Памятку для родителей;
Памятку для учащихся.
Внимательно прочтите её. Как
вы считаете актуальна сегодня для нашей школы такая программа?
Принятие решения.
Слайд 31Программа по предупреждению насилия в школе.
Включить в план работы с
классным коллективом беседы на этические темы. В том числе обзор
материалов периодической печати на нравственные темы.
На классных часах изучить гражданский кодекс РФ.
Планировать анализ художественных фильмов и прочитанных книг.
Проводить сюжетно-ролевые игры с учащимися по предупреждению насилия в школе.
Обсудить «Правила учащихся», разработать и обсудить «Кодекс чести ученика» и памятки поведения учащихся в школе и общественных местах.
Активнее вовлекать учащихся из школьного самоуправления в проведении классных часов, бесед по нравственному воспитанию.
Слайд 32Учителям, родителям, старшеклассникам наблюдать за школьниками младших классов с целью
предотвращения актов насилия, оказания помощи жертвам насилия и применения наказания
по отношению к нарушителям дисциплины.
Пресс – центру школы освещать в школьной газете проблемы насилия в школе.
Сделать в рекреации школы. «Советы и назидания великих», где помещать афоризмы, крылатые слова классиков мировой литературы о поступках, манерах поведения, о достоинствах и недостатках человека.
Школьному психологу спланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися по данной теме.
Школьному психологу разработать тренинги для учителей по умению владеть собой в критических ситуациях.
Выносить вопросы педагогики ненасилия и воспитания милосердия на заседания ШМО классных руководителей.
Всегда и везде пресекать проявления разных видов насилия с любой стороны. Никогда не забывать о педагогической этике.
Слайд 33Программа для родителей.
Создайте дома среду, характеризующуюся теплом, положительным интересом и
участием взрослых членов семьи к детям.
Не используйте метод угроз и
запугивания детей в решении домашних проблем.
Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
Слайд 34Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то
ни было.
Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных.
Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.
Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
Слайд 35Памятка учащимся!
Дорогой друг!
Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!
Обязанности
человека делятся на четыре рода:
Обязанности перед самим собой,
перед семьёй,
Перед государством,
перед другими людьми вообще.
Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
Слайд 36Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастья
детства. Плати им за это добром.
Все блага и радости жизни
создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчёл. Учение – твой первый труд. Идя в школу, ты идёшь на работу.
будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитываю тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.
Слайд 37Решение педагогического совета.
Обязать классных руководителей сделать коррекцию и включить с
14 января в воспитательные планы или системы программу по преодолению
насилия в семье и школе;
Классным руководителям на классных часах, родительских собраниях ознакомить учащихся, родителей с предложенными памятками, объяснить необходимость их исполнения.
Классным руководителям при анализе воспитательной работы с классом прописывать результаты реализации в классе данной программы.
Контроль за исполнением данного решения возложить на заместителя директора по воспитательной работе.