Слайд 1История становления инклюзивного образования
Слайд 4•
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже
1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по
инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно- практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
Слайд 7По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих
в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к
категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Слайд 8Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с
ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно
в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению.
Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети.
Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.
Слайд 10Включающее образование базируется на восьми принципах:
Ценность человека не зависит от
его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек
имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 11Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья
Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в
образовательном учреждении.
Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).
Слайд 12Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны
осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ
с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.
Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .
Слайд 13В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести
в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды,
педагоги- психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.
Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Слайд 14Существующие барьеры:
•
•
•
•
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
Большинство учителей
и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и
не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
Архитектурная недоступность школ, учреждений.
Слайд 16Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных
учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.
Необходимо
подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).
Важным является также адекватная поддержка семей с детьми- инвалидами.
От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.
Системный подход
Слайд 17Очень важно понять:
При создании инклюзивных школ, школ нового типа ,
дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди
в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
Слайд 18Для человека не существует более чудовищного наказания , чем быть
предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
У. Джеймс