Слайд 1
Использование методов математической статистики в психолого-педагогических исследованиях
Подготовила: педагог-психолог ГАПОУ ЧАО
«Чукотский многопрофильный колледж»
Сенченко Наталья Викторовна
Слайд 2Список литературы
Анастази А. Дифференциальная психология. – СПб., 2001
Бодалёв А.А., Столин
В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003. – 440с.
Гласс
Д., Стэнли Д. статистические методы в педагогике и психологии. – М., 1976.
Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: «Флинта», 2002. – 336с.
Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. – М.: «Народное образование», 2002. – 208с.
Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. – М.: «Едиториал УРСС», 2004. – 200с.
Носс И.Н., Васина Н.В. Введение в практику психологического исследования. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 348с.
Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. – М.: «Владос», 1998. – 632с.
Плохинский Н.А. Алгоритмы биометрии. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 150с.
Сидоренко Е.В. Методы математической статистики в психологии. – СПб.: «РЕЧЬ», 2002. – 350с.
Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. – М.: «Просвещение», 1979. – 156с.
Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1972. – 429с.
Слайд 3Актуальность использования методов статистической обработки в исследованиях
(Зачем?)
Слайд 4Методы статистической обработки результатов эксперимента - математические приёмы, формулы, способы
количественных расчётов, с помощью которых показатели, получаемые в ходе эксперимента,
можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности.
Слайд 5Некоторые из методов математико-статистического анализа позволяют вычислять так называемые элементарные
математические статистики, характеризующие выборочное распределение данных (выборочное среднее, выборочная дисперсия,
мода, медиана).
Иные методы математической статистики (дисперсионный анализ, регрессионный анализ) позволяют судить о динамике изменения отдельных статистик выборки.
С помощью третьей группы методов (корреляционный анализ, факторный анализ, методы сравнения выборочных данных) можно достоверно судить о статистических связях, существующих между переменными величинами в данном эксперименте.
Слайд 6Все методы математико-статистического анализа условно делятся на:
Первичные - методы, с
помощью которых можно получать показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в
эксперименте измерений.
Вторичные - методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности.
Слайд 72. Основные понятия и применение методов статистической обработки (Как?)
Слайд 8Признаки и переменные –измеряемые явления
Распределение признака –
закономерность встречаемости разных
его значений (Н.А. Плохинский).
Слайд 9
Измерение основывается на методах параметрической и непараметрической статистики.
Слайд 10
Когда исследователь может измерить психологический признак, сказав при этом, что
данные феномены различаются между собой на определённое количество условных единиц,
то здесь появляется новый уровень измерений, основанный на параметре.
Слайд 11К параметрическим шкалам относят :
интервальную;
отношений;
абсолютную.
Слайд 12К непараметрическим шкалам относят:
шкалу порядков (ранговую, ординальную);
номинальную (строгую, номинативную).
Слайд 13Коэффициент асимметрии
показывает величину смещения вершины эмпирической кривой относительно расчётной
вершины по горизонтали (вправо «+»; влево «-»).
Коэффициент эксцесса
определяет
«крутизну» практической кривой (т е. смещение по вертикали (вверх «+»; вниз «-»).
Слайд 14В практике исследований распределения психологических данных возможно проявление трёх видов
кривых:
симметричное распределение;
асимметричное («скошенное») распределение;
бимодальное распределение.
Слайд 17Основными факторами, влияющими на форму графика распределения эмпирических данных в
исследованиях, являются:
неадекватность выборки;
использование невалидных или ненадёжных средств измерения переменных;
условия, непосредственно
воздействующие на изучаемое качество.
Слайд 18Ненормальное распределение эмпирических данных
Слайд 19Нормальное распределение эмпирических данных
Слайд 20В результате параметров распределения эмпирических данных можно сделать вывод:
распределение
данных «близко» (или нет) к нормальному теоретическому распределению, отсюда возможно
применение методов параметрической статистики (статистических критериев).
Слайд 21Критерии выбора статистических критериев:
Тип распределения
Цель
Тип выборки
Размер выборки