Слайд 1Классно-урочная система
Подготовили
ст. гр. ФМ-112
Кежутина Ольга
Майорова Мария
Слайд 2Содержание
1. История возникновения классно-урочной системы обучения
2. Традиционный урок
Классификация традиционного
урока
Структура традиционного урока
Характеристика этапов традиционного урока
3.Современный урок
Классификация современного урока
Основные этапы
структуры современного урока
Этап рефлексии
4. Сравнение традиционного и современного уроков
5. Классификация урока по ФГОС
Слайд 3Учитель в среднем проводит более 25 тысяч уроков …
Школьник посещает
около 10 тысяч уроков за время обучения…
Урок занимает приблизительно 98%
учебного времени…
Слайд 4Классно-урочная система обучения
- организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются
для проведения занятий в коллективе, сохраняющие свой состав в течение
установленного периода времени (обычно учебного года)
Слайд 5История развития классно-урочной системы
Исторически классно-урочная система пришла на смену индивидуальному
обучению
школы древности (Китай, Египет, Греция)
Мастер - ученик
Слайд 6История развития классно-урочной системы
Некоторые черты классно-урочной системы имели место в
средние века в монастырских школах (классы, парты, кафедра учителя, звонки
перед началом и в конце занятий)
Слайд 7История развития классно-урочной системы
В эпоху Возрождения появилось разделение детей на
классы по знаниям, стали вводиться учебные планы, разнообразились методы и
приемы обучения
Слайд 8История развития классно-урочной системы
Слайд 9разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию
Я.А. Коменский
(1592-1670)
Слайд 11К. Д. Ушинский
представил урок как неотъемлемую и главную форму
классно-урочной системы
Слайд 12«Урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни
должно совершаться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни
– это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребёнка»
К. Д. Ушинский
Слайд 13Особенности классно-урочной формы обучения
постоянный состав учащихся примерно одного возраста
и уровня подготовленности (класс)
Слайд 14Особенности классно-урочной формы обучения
каждый класс работает в соответствии со
своим годовым планом (планирование обучения)
Слайд 15Особенности классно-урочной формы обучения
учебный процесс осуществляется в виде отдельных
взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков)
Слайд 16Особенности классно-урочной формы обучения
каждый урок посвящается только одному предмету
Слайд 17Особенности классно-урочной формы обучения
постоянное чередование уроков (расписание)
Слайд 18Особенности классно-урочной формы обучения
руководящая роль учителя (педагогическое управление)
Слайд 19Особенности классно-урочной формы обучения
применяются различные виды и формы познавательной
деятельности учащихся (вариативность деятельности)
Слайд 20Преимущества классно-урочной формы организации обучения:
строго организованная форма и структура;
есть возможность
для коллективной деятельности;
усвоение материала происходит малыми дозами, чередуются различные виды
деятельности, есть возможность корректировать и контролировать ЗУНы;
есть условия для организации процесса воспитания.
это законченный в смысловом, временном, организационном отношении этап учебного процесса
Слайд 21Недостатки классно-урочной формы организации обучения
невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих
на ребенка
невозможность творческого саморазвития ребенка
невозможность впитывать информационные и технологические инновации
невозможность
поспевать за темпами изменений в обществе
Слайд 22Традиционный урок
- форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым
материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями)
Слайд 23Классификация уроков
по дидактической цели
В.А. Онищука, Б.П. Есипова, Н.И.
Болдырева, Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова:
урок комплексного применения знаний
урок усвоения новых
знаний
урок усвоения навыков и умений
урок обобщения и систематизации знаний
урок проверки, оценки и корректировки знаний, умений и навыков
комбинированный урок
Слайд 24По анализу особенностей процесса обучения
Слайд 25Классификация уроков
В основу классификации урока М.И.Махмутов положил типологию, исходя
из цели организации занятия
Слайд 27Типы и Виды уроков:
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Слайд 30Структура урока
– это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов,
отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.
Слайд 31Структура традиционного урока
Организационный этап
Дидактическая задача этапа:
подготовить учащихся к работе
на уроке.
Слайд 32Постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися
Дидактическая
задача этапа:
организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Слайд 33Проверка выполнения домашнего задания
Дидактическая задача этапа:
установить правильность и
осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки
обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.
Слайд 34Объяснение учителем и усвоение учащимися новых знаний
Дидактическая задача этапа:
дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее
изучаемого вопроса, правила, принципа, закона;
добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний ,усвоения способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению;
на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
Слайд 35Первичная проверка понимания учащимися нового материала
Дидактическая задача этапа
установить,
усвоили ли или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых
понятий, закономерности;
устранить обнаруженные пробелы.
Слайд 36
Закрепление знаний
Дидактическая задача этапа:
закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы
для самостоятельной работы по новому материалу
Слайд 37
Обобщение и систематизация знаний
Дидактическая задача этапа:
определить последовательность и подчиненность изученных
на уроке и усвоенных ранее родственных понятий на основе установленных
между ними существенных связей и взаимовозможностей, определить место изучаемого понятия в системе соответствующих знания.
Слайд 38
Контроль и самоконтроль знаний
Дидактическая задача этапа:
определение правильности выполнения заданий, способствование
зарождению нового учебно-познавательного мотива (что нужно еще освоить, над чем
еще нужно поработать);
обучение грамотному самоконтролю.
Слайд 39
Информация о домашнем задании
Дидактическая задача этапа:
разъяснить методику его выполнения
подвести
итоги урока
сообщить учащимся о домашнем задании
Слайд 40
Подведение итогов урока
Дидактическая задача этапа:
учитель кратко сообщает, какими знаниями
овладели учащиеся, как работал класс, отдельные ученики
Слайд 41Традиционный урок
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке.
То,
что накапливалось веками, остается ценным всегда.
Нельзя обойтись без прочных,
систематических, глубоких знаний.
Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.
Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.
Слайд 42Не способствует в должной мере личностному развитию учащихся
Традиционный урок
ЗУНовская
парадигма
Формирование учебных знаний
Появление новой учебной парадигмы
Развивающее обучение
Современный урок
Слайд 43Современный урок физики
- это такая форма организации процесса обучения, при
которой компоненты системы урока (содержание учебного материала, методы обучения и
формы организации учебного процесса) существуют в строгой взаимосвязи и определяются целью урока.
Слайд 44Тенденции развития современного урока
Слайд 45Характеристика современного урока
Слайд 46Три постулата современного урока
Слайд 47Классификация современного урока
Слайд 48Основные этапы структуры современного урока
Слайд 49Структура:
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Мотивация учебной деятельности
учащихся.
4) Совместное формулирование целей и задач урока.
5) Первичное усвоение новых
знаний.
6) Первичная проверка понимания
7) Первичное закрепление.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Урок усвоения новых знаний
Слайд 50Структура:
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция
опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Совместное формулирование целей и задач урока.
5) Первичное закрепление
- в знакомой ситуации (типовые)
- в изменённой ситуации (конструктивные)
6) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Слайд 51 Структура:
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и
коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения
поставленных задач.
3) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
4) Мотивация учебной деятельности учащихся.
5) Совместное формулирование целей и задач урока.
6) Применение знаний и умений в новой ситуации
7) Обобщение и систематизация знаний
8) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
10) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Слайд 52Структура:
-Организационный этап.
-Актуализация знаний.
-Мотивация учебной деятельности учащихся.
-
Совместное формулирование целей и задач урока.
-Обобщение и систематизация знаний
-Подготовка
учащихся к обобщенной деятельности
-Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
-Применение знаний и умений в новой ситуации
-Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
-Рефлексия (подведение итогов занятия)
-Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Слайд 53Структура:
1) Организационный этап.
2) Мотивация учебной деятельности учащихся.
3)
Совместное формулирование целей и задач урока.
4) Выявление знаний, умений и
навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
5) Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
6) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок контроля знаний и умений
Слайд 54Урок коррекции знаний, умений и навыков
Структура:
1) Организационный этап.
2) Мотивация
учебной деятельности учащихся.
3) Совместное формулирование целей и задач урока.
4)
Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
5) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
6) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слайд 55Комбинированный урок
Структура:
1) Организационный этап
2) Актуализация знаний
3) Мотивация учебной деятельности
учащихся.
4) Совместное формулирование целей и задач урока.
5) Первичное усвоение
новых знаний
6) Первичная проверка понимания
7) Первичное закрепление
8) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
10) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слайд 56Этап мотивации учебной деятельности учащихся
На этом этапе учащиеся должны осознать
основную цель изучения учебной темы, её место и роль в
общем образовании, её практическое и теоретическое значение.
Слайд 58
Осмысленность действий учащихся на этапе мотивации и
актуализации знаний решает задачи формирования УУД и ключевых компетенций.
Зачем мне
это надо?
Слайд 59Этап рефлексии
Рефлексия
- размышление человека, направленное на анализ самого себя
(самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Слайд 61В психологии различают несколько видов рефлексии
Коммуникативная
- ее объектом являются
представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков.
Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Слайд 62Личностная
- объектом познания является сама познающая личность, ее свойства
и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Слайд 63Интеллектуальная
- проявляется в ходе решения различного рода задач, в
способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться
к условиям задачи.
Слайд 64Классификация приемов рефлексии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Самый простой вариант -
показываем ученикам карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и
грустного.
Ребятам предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
Слайд 65Рефлексия деятельности
Лесенка успеха
Можно выделить этапы деятельности. В конце урока предложить
ученикам оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек,
ведущих к успеху.
Слайд 66Рефлексия содержания учебного материала
Прием незаконченного предложения.
1. сегодня я
узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял,
что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
Слайд 67Сравнение традиционного
и современного уроков
Слайд 72Формы организации учебной деятельности школьников
Слайд 74Главный фактор воспитания учащихся
Слайд 76Характер взаимоотношений учащихся на уроке
Слайд 79Требования к уроку в соответствии с ФГОС
Формирование предметных результатов
Формирование УУД
Создание
комфортной среды
Смена видов деятельности
Обучение в деятельности
Слайд 80Типы уроков
ФГОС
Уроки «открытия» нового знания.
Уроки рефлексии.
Уроки развивающего контроля.
Уроки общеметодологической направленности.
Слайд 81Урок «открытия» нового знания
Структура традиционного урока
1. Учитель проверяет
д/з учеников.
2. Учитель объявляет новую тему.
3. Учитель объясняет новую тему.
4.
Учитель организует закрепление знаний учениками.
Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?».
2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания).
4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Слайд 82 Традиционный урок
1. Проверка д/з учеников учителем.
2. Объявление темы
учителем.
3. Объяснение темы учителем.
4. Закрепление знаний учениками.
Урок
«открытия»
нового знания
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
2. Актуализация учениками своих знаний.
3. Поиск решения проблемы учениками.
4. Выражение решения.
5. Применение знаний учениками.
Проблемно-диалогическая технология
Цель – обучить самостоятельному решению проблем.
Средство – открытие знаний вместе с детьми.
Слайд 832) Актуализация и пробное учебное действие.
1) Мотивация к учебной деятельности.
3)
Выявление места и причины затруднения
5) Реализация построенного проекта.
6) Этап первичного
закрепления с проговариванием во внешней речи.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Структура урока «открытия» нового знания
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексии учебной деятельности.
Слайд 84проблемная ситуация
понятия
Типы нового знания, которые дети могут открыть
сами
Приемы создания проблемной ситуации
закономерности
правила, алгоритмы
Предъявить ученикам два противоречащих
друг друга факта, мнения, две теории и т.д.!
Дать задание, порождающее затруднение (несходное с предыдущим, на новый материал и др.)
Слайд 86Структура урока развивающего контроля
1) Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности.
2)
Этап актуализации и пробного учебного действия.
3) Этап локализации индивидуальных затруднений.
4)
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
5) Этап реализации построенного проекта.
6) Этап обобщения затруднений во внешней речи.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8) Этап решения заданий творческого уровня.
9) Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Слайд 87Структура урока общеметодологической направленности