Разделы презентаций


Группы читательских умений

Содержание

Читательские умения PIRLS1) Поиск и выявление информации, заданной в явном виде;2) Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте;3) Интерпретация и обобщение информации;4) Оценка содержания, языка

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Группы
читательских умений
Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ Солгонская СОШ


Шкаренко Н.Н.

Группы читательских уменийПрезентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ Солгонская СОШ Шкаренко Н.Н.

Слайд 2 Читательские умения PIRLS
1) Поиск и выявление информации, заданной

в явном виде;
2) Формулирование прямых выводов и заключений на основе

фактов, имеющихся в тексте;
3) Интерпретация и обобщение информации;
4) Оценка содержания, языка и структуры текста

Читательские умения PIRLS1) Поиск и выявление информации, заданной в явном виде;2) Формулирование прямых выводов и

Слайд 3 Читательские умения РАО
1) Общее понимание текста и ориентация

в тексте;
2) Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста;
3)Использование

информации из текстов для различных целей, для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
Читательские умения РАО1) Общее понимание текста и ориентация в тексте;2) Глубокое и детальное понимание содержания

Слайд 4

Первая группа читательских умений: Общее понимание текста и ориентация в

нём

Первая группа читательских умений:  Общее понимание текста и ориентация в нём

Слайд 5Типы учебных заданий связанных с первой
группой читательских умений
Поиск информации

заданной в явном и неявном виде:
- найти конкретные сведения,

приведенные в явном (неявном) виде;
найти значение слова или фразы;
-найти слова, предложения с заданным значением;
определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;
определить время и место действия рассказа;
определить в какой части текста находится запрашиваемая информация

Типы учебных заданий связанных с первой группой читательских уменийПоиск информации заданной в явном и неявном виде:-

Слайд 62. Вычитывание деталей (единицы информации), впрямую не упомянутые в тексте,

например:

Понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте.

Дорогой нам встречались взрослые, дети. Они (Кто это? __________________)бежали за слоном.

3. Нахождение конкретных сведений, приведённых в неявном виде. Пример:
Выпишите из текста слова с тем же корнем, что в слове здравствуй.


2. Вычитывание деталей (единицы информации), впрямую не упомянутые в тексте, например:Понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в

Слайд 7 Трудности

учеников
При поиске ответа на вопросы первой группы умений ученик,

как правило, обращается к нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию неточно, включая в ответ избыточные или смежные сведения.

Трудности учеников При поиске ответа на вопросы первой

Слайд 8Выписывают часть авторского текста, где встречаются слова из вопроса, часто

не вникая в суть вопроса.
Отрывок текста:
«А японцы строили дома…

из рисовой бумаги; конечно, из специальной, промасленной».
Задание: Из чего делали бумагу, которую использовали при строительстве японских домов?
Ответ: из рисовой бумаги,

Выписывают часть авторского текста, где встречаются слова из вопроса, часто не вникая в суть вопроса.Отрывок текста: «А

Слайд 9Выписывают часть авторского текста (целиком предложение) из-за неумения переформулировать ответ

более кратко.
Задание. С кем в тексте сравнивают печь?
Ответ: Печка греет,

печка кормит, печка- мать родная.
Допускают ошибки в ответе, приводящие к искажению смысла из-за неумения грамотно списать словосочетание или предложение (надо – многих северных народов, а пишет – многих современных народов)

Выписывают часть авторского текста (целиком предложение) из-за неумения переформулировать ответ более кратко.Задание. С кем в тексте сравнивают

Слайд 10


Затрудняются объяснить значение слова другим словом из текста. Пример: «С

помощью велосипеда братья Райт установили, что в воздухе легче повернуть,

если наклонить машину в сторону поворота, как это делают велосипедисты на вираже».

Задание: Каким словом из текста можно заменить слово «вираж»? ______________
Ответы: велосипед, земля, воздух, дорога, тропинка, большая гора. 
Затрудняются объяснить значение слова другим словом из текста. Пример: «С помощью велосипеда братья Райт установили, что в

Слайд 11Не умеют работать с разрозненной информацией, соединяя ее воедино для

более полного ответа:
«Предшественниками самолётов были планеры – летательные аппараты, похожие

на птиц. Мотора у них не было. Их запускали с холма или с обрыва».

Задание: Что означает слово «планер»? Дай объяснение для толкового словаря на основе текста.

Не умеют работать с разрозненной информацией, соединяя ее воедино для более полного ответа:«Предшественниками самолётов были планеры –

Слайд 12Ответ: Планер – это летательный аппарат похожий на птицу.
Ученик

в своём ответе упускает важную деталь – у планера не

было мотора. Эта информация содержится во втором предложении. Ответ строится на информации только из первого предложения, хотя предложения следуют одно за другим
Ответ: Планер – это летательный аппарат похожий на птицу. Ученик в своём ответе упускает важную деталь –

Слайд 13
«В процессе совершенствования обучения пониманию текстов в начальной школе необходимо

обратить внимание на такое читательское умение, как поиск информации, предъявленной

в тексте в явном виде. К сожалению, в области неблагополучия оказалось довольно много заданий этой группы читательских умений, а в области успеха, наоборот, этих заданий мало»
(Г.А. Цукерман).

«В процессе совершенствования обучения пониманию текстов в начальной школе необходимо обратить внимание на такое читательское умение, как

Слайд 14 2-я группа
читательских умений (глубокое и детальное понимание текста)

2-я группа читательских умений (глубокое и детальное понимание текста)

Слайд 15Формулирование выводов
Установление связей между событиями или утверждениями
Обобщение
Интерпретация (слова, фразы,

текста)
Сравнение и сопоставление информации (поиск новой, сходной, противоречивой…)
Анализ содержания, формы

и структуры текста
Оценка полноты, достоверности сведений
Выявление авторской позиции, отношения

Формулирование выводов Установление связей между событиями или утверждениямиОбобщениеИнтерпретация (слова, фразы, текста)Сравнение и сопоставление информации (поиск новой, сходной,

Слайд 16Формулирование выводов,
установление связей
Связи между событиями, фактами, утверждениями многообразны, чаще

всего ребенок имеет дело с временными и причинно-следственными связями. Пример:
Слоны

питаются в основном листвой и ветками. Вырубка лесов в Африке приводит к снижению численности этих животных.

Почему истребление лесов приводит к уменьшению количества слонов?


Формулирование выводов, установление связейСвязи между событиями, фактами, утверждениями многообразны, чаще всего ребенок имеет дело с временными и

Слайд 17Аргументация: выводы на основе аргументов, подбор аргументов к тезису
В тексте

сказано: «Первый пассажирский самолёт в России получил гордое имя «Илья

Муромец». Напиши, опираясь на текст, два доказательства того, что самолёт полностью оправдал своё имя.
Пример заданий:
-напиши доказательство того, что…….;
-чем это обусловлено?
-обоснуй свой ответ словами из текста.

Аргументация: выводы на основе аргументов, подбор аргументов к тезисуВ тексте сказано: «Первый пассажирский самолёт в России получил

Слайд 18Обобщение (сходство и различие )
Летучие мыши и птицы гуахаро,

обитающие в пещерах, научились «видеть ушами». Они находят путь по

эху. Пример:
Пещерные кузнечики ощупывают все вокруг своими удивительными длинными усами. Некоторые жуки покрыты тонкими щетинками, которые улавливают малейшее движение воздуха.

Какие чувства помогают ориентироваться пещерным животным?
Чем общего в способах ориентации летучих мышей и пещерных насекомых?

Обобщение (сходство и различие ) Летучие мыши и птицы гуахаро, обитающие в пещерах, научились «видеть ушами». Они

Слайд 19 Интерпретация - «объяснение для себя»

Это когда в тексте автор не указывает значение слова. Нужно

догадаться на основе контекста.
Работа с явной информацией
Был у юного Ивана Кулибина особенный интерес – времяисчислительные снаряды, а попросту – часы.
Объясни значение выражения «времяисчислительные снаряды».
Или: Объясни как ты понимаешь это выражение ___________________
Интерпретация - «объяснение для себя»   Это когда в тексте автор не указывает

Слайд 20
Иногда интерпретация требует привлечения вне текстовых знаний.
Пример:

Уже с

мая начинают появляться среди зелёной травы нежные белые шарики дождевиков,

которые впоследствии деревенские ребятишки будут давить босыми пятками, забавляясь облаком то чёрного, то тёмно-зелёного, то шоколадного дыма.
Иногда интерпретация требует привлечения вне текстовых знаний. Пример: Уже с мая начинают появляться среди зелёной травы нежные

Слайд 21 Сопоставление информации
Дополнение текста

информацией из другого источника (текста, справки, словаря) так, чтобы он

стал понятнее;

Прочитай два текста. Во втором тексте выдели маркером то новое, что в нем есть по сравнению с первым;

Исправь сообщение: зачеркни неверные сведения и сверху напиши правильные сведения.


Сопоставление информацииДополнение текста информацией из другого источника (текста, справки, словаря)

Слайд 22Сопоставление текстовой и графической информации

Сопоставление текстовой  и графической информации

Слайд 23



Какие выразительные средства использованы в тексте?
Для чего автор использовал

сравнения? олицетворения?
Какие слова помогают поэту передать красоту природы?

Анализ содержания,


формы и структуры текста
Какие выразительные средства использованы в тексте? Для чего автор использовал сравнения? олицетворения?Какие слова помогают поэту передать красоту

Слайд 24
Что необычного в рассказанной истории?
Как ты относишься к героине?

А как автор относится к ней? Докажи текстом.
Какие слова в

тексте показывают, что герой испугался?
Автор рассказа не сказал нам, приснилось девочке ее приключение или нет. Приведи одно доказательство, что это мог быть сон, и одно – что это мог быть не сон.
Что необычного в рассказанной истории? Как ты относишься к героине? А как автор относится к ней? Докажи

Слайд 25



Определи, есть ли в прочитанных текстах ответы на данные вопросы.

Если ответ есть, то поставь знак V в столбик под

словом «Да», если ответа нет, поставь знак V в столбик под словом «Нет».

Что в этой истории могло произойти на самом деле? Где герой преувеличивает?

Какое из двух описаний эксперимента показался тебе более ясным? Чего не хватает в другом описании?


Оценка полноты,
достоверности сведений
(есть ли эти сведения в тексте и гарантия точности ответа)

Определи, есть ли в прочитанных текстах ответы на данные вопросы. Если ответ есть, то поставь знак V

Слайд 26Выявление авторской позиции, отношения

Зачем автор создал это произведение? Что он

хочет нам сказать?
Для в чего в текст включена карта

(последняя глава и т. п.)?
Какое качество объединяет обоих героев сказки «Каша из топора»? Как рассказчик оценивает это качество у старухи и у солдата? В чем это проявляется?




Выявление авторской позиции, отношенияЗачем автор создал это произведение? Что он хочет нам сказать? Для в чего в

Слайд 27Специфика умений 1-й и 2-й группы


Умения 1-й группы требуют

вычленения отдельных единиц информации, связывания их в целостную картину -

внимания и воображения

Умения 2-й группы требуют владения логическими операциями, выделения авторской логики и способности к ней критично отнестись

Специфика умений 1-й и 2-й группы Умения 1-й группы требуют вычленения отдельных единиц информации, связывания их в

Слайд 28
3-я группа читательских умений
(глубокое и детальное понимание текста)

3-я группа читательских умений (глубокое и детальное понимание текста)

Слайд 29Специфика умений 3-й группы

В основе лежат умения 2-й группы: формулирование

выводов, сопоставление информации, интерпретация и т.п., но с переносом на

новую ситуацию

Требуется творческое понимания, а именно способность выйти за границы текста и продолжить рассуждение, начатое автором, достроить описанную в тексте картину, увидеть связи с современной, личной реальностью

Специфика умений 3-й группыВ основе лежат умения 2-й группы: формулирование выводов, сопоставление информации, интерпретация и т.п., но

Слайд 30Типовые задания
Используя содержание текста, создай свой диафильм о том,

как развивались события в рассказе;
Запиши свой вопрос, который ты хотел

бы задать читателю этого произведения;
Чему учит этот рассказ? Какова главная мысль произведения?
Подбери подходящую пословицу к данному тексту;
Предположи, чем закончится рассказ;
Выпиши незнакомые слова, определи их значение по словарю;
С чьей точкой зрения ты согласен? Объясни почему;
Предположите, о чем думал автор, когда писал это произведение



Типовые задания Используя содержание текста, создай свой диафильм о том, как развивались события в рассказе;Запиши свой вопрос,

Слайд 31Общие выводы и рекомендации
Анализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской

грамотности говорит о том, что детей нужно учить:
различать свой личный опыт

и реальность текста;
отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
переформулировать вопрос и сообщения текста;
использовать на уроках тексты из  другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
выражать свои мысли письменно.
Это не исчерпывающий перечень педагогических задач. Учитель должен понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников.



Общие выводы и рекомендацииАнализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской грамотности говорит о том, что детей нужно учить:различать

Слайд 32

Использованы материалы презентаций авторов:

Рябинина Л.А., зам. директора КГКСУ «ЦОКО» ,

г. Красноярск
Чабан Т.Ю., начальник отдела мониторинга качества образования КГКСУ «ЦОКО»
Статья

«Как диагностировать читательскую грамотность младших школьников» /Рябинина Л.А., зам. директора КГКСУ «ЦОКО» , г. Красноярск
Чабан Т.Ю., начальник отдела мониторинга качества образования КГКСУ «ЦОКО»/

В презентации использована информация из книги «Неожиданная победа» (Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / ред. И. Д. Фрумин. М.: Изд. дом ГУ–ВШЭ, 2010).

Рябинина Любовь Анатольевна, зам. директора КГКСУ «ЦОКО»
г. Красноярск
Рябинина Любовь Анатольевна
г. Красноярск
Использованы материалы презентаций авторов:Рябинина Л.А., зам. директора КГКСУ «ЦОКО» , г. КрасноярскЧабан Т.Ю., начальник отдела мониторинга качества

Слайд 33
Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика