Слайд 1
Группы
читательских умений
Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ Солгонская СОШ
Шкаренко Н.Н.
Слайд 2 Читательские умения PIRLS
1) Поиск и выявление информации, заданной
в явном виде;
2) Формулирование прямых выводов и заключений на основе
фактов, имеющихся в тексте;
3) Интерпретация и обобщение информации;
4) Оценка содержания, языка и структуры текста
Слайд 3 Читательские умения РАО
1) Общее понимание текста и ориентация
в тексте;
2) Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста;
3)Использование
информации из текстов для различных целей, для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
Слайд 4
Первая группа читательских умений:
Общее понимание текста и ориентация в
нём
Слайд 5Типы учебных заданий связанных с первой
группой читательских умений
Поиск информации
заданной в явном и неявном виде:
- найти конкретные сведения,
приведенные в явном (неявном) виде;
найти значение слова или фразы;
-найти слова, предложения с заданным значением;
определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;
определить время и место действия рассказа;
определить в какой части текста находится запрашиваемая информация
Слайд 62. Вычитывание деталей (единицы информации), впрямую не упомянутые в тексте,
например:
Понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте.
Дорогой нам встречались взрослые, дети. Они (Кто это? __________________)бежали за слоном.
3. Нахождение конкретных сведений, приведённых в неявном виде. Пример:
Выпишите из текста слова с тем же корнем, что в слове здравствуй.
учеников
При поиске ответа на вопросы первой группы умений ученик,
как правило, обращается к нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию неточно, включая в ответ избыточные или смежные сведения.
Слайд 8Выписывают часть авторского текста, где встречаются слова из вопроса, часто
не вникая в суть вопроса.
Отрывок текста:
«А японцы строили дома…
из рисовой бумаги; конечно, из специальной, промасленной».
Задание: Из чего делали бумагу, которую использовали при строительстве японских домов?
Ответ: из рисовой бумаги,
Слайд 9Выписывают часть авторского текста (целиком предложение) из-за неумения переформулировать ответ
более кратко.
Задание. С кем в тексте сравнивают печь?
Ответ: Печка греет,
печка кормит, печка- мать родная.
Допускают ошибки в ответе, приводящие к искажению смысла из-за неумения грамотно списать словосочетание или предложение (надо – многих северных народов, а пишет – многих современных народов)
Слайд 10
Затрудняются объяснить значение слова другим словом из текста. Пример: «С
помощью велосипеда братья Райт установили, что в воздухе легче повернуть,
если наклонить машину в сторону поворота, как это делают велосипедисты на вираже».
Задание: Каким словом из текста можно заменить слово «вираж»? ______________
Ответы: велосипед, земля, воздух, дорога, тропинка, большая гора.
Слайд 11Не умеют работать с разрозненной информацией, соединяя ее воедино для
более полного ответа:
«Предшественниками самолётов были планеры – летательные аппараты, похожие
на птиц. Мотора у них не было. Их запускали с холма или с обрыва».
Задание: Что означает слово «планер»? Дай объяснение для толкового словаря на основе текста.
Слайд 12Ответ: Планер – это летательный аппарат похожий на птицу.
Ученик
в своём ответе упускает важную деталь – у планера не
было мотора. Эта информация содержится во втором предложении. Ответ строится на информации только из первого предложения, хотя предложения следуют одно за другим
Слайд 13
«В процессе совершенствования обучения пониманию текстов в начальной школе необходимо
обратить внимание на такое читательское умение, как поиск информации, предъявленной
в тексте в явном виде. К сожалению, в области неблагополучия оказалось довольно много заданий этой группы читательских умений, а в области успеха, наоборот, этих заданий мало»
(Г.А. Цукерман).
Слайд 14 2-я группа
читательских умений (глубокое и детальное понимание текста)
Слайд 15Формулирование выводов
Установление связей между событиями или утверждениями
Обобщение
Интерпретация (слова, фразы,
текста)
Сравнение и сопоставление информации (поиск новой, сходной, противоречивой…)
Анализ содержания, формы
и структуры текста
Оценка полноты, достоверности сведений
Выявление авторской позиции, отношения
Слайд 16Формулирование выводов,
установление связей
Связи между событиями, фактами, утверждениями многообразны, чаще
всего ребенок имеет дело с временными и причинно-следственными связями. Пример:
Слоны
питаются в основном листвой и ветками. Вырубка лесов в Африке приводит к снижению численности этих животных.
Почему истребление лесов приводит к уменьшению количества слонов?
Слайд 17Аргументация: выводы на основе аргументов, подбор аргументов к тезису
В тексте
сказано: «Первый пассажирский самолёт в России получил гордое имя «Илья
Муромец». Напиши, опираясь на текст, два доказательства того, что самолёт полностью оправдал своё имя.
Пример заданий:
-напиши доказательство того, что…….;
-чем это обусловлено?
-обоснуй свой ответ словами из текста.
Слайд 18Обобщение (сходство и различие )
Летучие мыши и птицы гуахаро,
обитающие в пещерах, научились «видеть ушами». Они находят путь по
эху. Пример:
Пещерные кузнечики ощупывают все вокруг своими удивительными длинными усами. Некоторые жуки покрыты тонкими щетинками, которые улавливают малейшее движение воздуха.
Какие чувства помогают ориентироваться пещерным животным?
Чем общего в способах ориентации летучих мышей и пещерных насекомых?
Слайд 19 Интерпретация - «объяснение для себя»
Это когда в тексте автор не указывает значение слова. Нужно
догадаться на основе контекста.
Работа с явной информацией
Был у юного Ивана Кулибина особенный интерес – времяисчислительные снаряды, а попросту – часы.
Объясни значение выражения «времяисчислительные снаряды».
Или: Объясни как ты понимаешь это выражение ___________________
Слайд 20
Иногда интерпретация требует привлечения вне текстовых знаний.
Пример:
Уже с
мая начинают появляться среди зелёной травы нежные белые шарики дождевиков,
которые впоследствии деревенские ребятишки будут давить босыми пятками, забавляясь облаком то чёрного, то тёмно-зелёного, то шоколадного дыма.
Слайд 21 Сопоставление информации
Дополнение текста
информацией из другого источника (текста, справки, словаря) так, чтобы он
стал понятнее;
Прочитай два текста. Во втором тексте выдели маркером то новое, что в нем есть по сравнению с первым;
Исправь сообщение: зачеркни неверные сведения и сверху напиши правильные сведения.
Слайд 22Сопоставление текстовой
и графической информации
Слайд 23
Какие выразительные средства использованы в тексте?
Для чего автор использовал
сравнения? олицетворения?
Какие слова помогают поэту передать красоту природы?
Анализ содержания,
формы и структуры текста
Слайд 24
Что необычного в рассказанной истории?
Как ты относишься к героине?
А как автор относится к ней? Докажи текстом.
Какие слова в
тексте показывают, что герой испугался?
Автор рассказа не сказал нам, приснилось девочке ее приключение или нет. Приведи одно доказательство, что это мог быть сон, и одно – что это мог быть не сон.
Слайд 25
Определи, есть ли в прочитанных текстах ответы на данные вопросы.
Если ответ есть, то поставь знак V в столбик под
словом «Да», если ответа нет, поставь знак V в столбик под словом «Нет».
Что в этой истории могло произойти на самом деле? Где герой преувеличивает?
Какое из двух описаний эксперимента показался тебе более ясным? Чего не хватает в другом описании?
Оценка полноты,
достоверности сведений
(есть ли эти сведения в тексте и гарантия точности ответа)
Слайд 26Выявление авторской позиции, отношения
Зачем автор создал это произведение? Что он
хочет нам сказать?
Для в чего в текст включена карта
(последняя глава и т. п.)?
Какое качество объединяет обоих героев сказки «Каша из топора»? Как рассказчик оценивает это качество у старухи и у солдата? В чем это проявляется?
Слайд 27Специфика умений 1-й и 2-й группы
Умения 1-й группы требуют
вычленения отдельных единиц информации, связывания их в целостную картину -
внимания и воображения
Умения 2-й группы требуют владения логическими операциями, выделения авторской логики и способности к ней критично отнестись
Слайд 28
3-я группа читательских умений
(глубокое и детальное понимание текста)
Слайд 29Специфика умений 3-й группы
В основе лежат умения 2-й группы: формулирование
выводов, сопоставление информации, интерпретация и т.п., но с переносом на
новую ситуацию
Требуется творческое понимания, а именно способность выйти за границы текста и продолжить рассуждение, начатое автором, достроить описанную в тексте картину, увидеть связи с современной, личной реальностью
Слайд 30Типовые задания
Используя содержание текста, создай свой диафильм о том,
как развивались события в рассказе;
Запиши свой вопрос, который ты хотел
бы задать читателю этого произведения;
Чему учит этот рассказ? Какова главная мысль произведения?
Подбери подходящую пословицу к данному тексту;
Предположи, чем закончится рассказ;
Выпиши незнакомые слова, определи их значение по словарю;
С чьей точкой зрения ты согласен? Объясни почему;
Предположите, о чем думал автор, когда писал это произведение
Слайд 31Общие выводы и рекомендации
Анализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской
грамотности говорит о том, что детей нужно учить:
различать свой личный опыт
и реальность текста;
отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
переформулировать вопрос и сообщения текста;
использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
выражать свои мысли письменно.
Это не исчерпывающий перечень педагогических задач. Учитель должен понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников.
Слайд 32
Использованы материалы презентаций авторов:
Рябинина Л.А., зам. директора КГКСУ «ЦОКО» ,
г. Красноярск
Чабан Т.Ю., начальник отдела мониторинга качества образования КГКСУ «ЦОКО»
Статья
«Как диагностировать читательскую грамотность младших школьников» /Рябинина Л.А., зам. директора КГКСУ «ЦОКО» , г. Красноярск
Чабан Т.Ю., начальник отдела мониторинга качества образования КГКСУ «ЦОКО»/
В презентации использована информация из книги «Неожиданная победа» (Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / ред. И. Д. Фрумин. М.: Изд. дом ГУ–ВШЭ, 2010).
Рябинина Любовь Анатольевна, зам. директора КГКСУ «ЦОКО»
г. Красноярск
Рябинина Любовь Анатольевна
г. Красноярск