Слайд 1МБДОУ детский сад №5 «Березка»
Организация предметной среды для
воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ.
Подготовила: ст.воспитатель
Данилова Е.В.
Слайд 2В1960 году в НИИ дошкольного воспитания были разработаны принципы формирования
предметной среды:
предложена новая педагогическая классификация игрушек,
разработаны развивающие модульные игровые
среды,
созданы конструкторы, отвечающие задачам интеллектуального развития ребенка,
система развивающих игрушек для младенцев.
Слайд 3Идеи вальдорфской педагогики.
мягкие (пастельные) и приятные цветовые тона помещений, отсутствие
ярко-красной краски во всем;
округлые, сглаженные, обязательно без острых углов,
формы в архитектуре и предметах; простые, но изящные вещи из натуральных материалов;
бесхитростные и недетализированные в своем оформлении игрушки (например, самодельные куклы);
хорошо озелененные, с множеством цветущих растений и уютных пространств для уединения и разнообразных игр территории возле здания детского сада
Слайд 4Система Марии Монтессори.
Уникальные пособия, правильное в методическом отношении использование которых,
позволяет эффективно развивать сенсорно-интеллектуальную сферу детей сообразно их индивидуальным возможностям.
Наличие такого материала в хорошем исполнении, пространственная организация использования его детьми, продуманность хранения — та предметная среда, которая определяет успех этой системы.
Слайд 5Одним из направлений в работе педагога является создание развивающего пространства
в группе, научно обоснованный подбор материалов с учетом основных задач
развития детей раннего возраста, позволяющих педагогам осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании детей, поддержке и развитии индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка.
Слайд 6Предметно - развивающая среда –
это система материальных объектов и
средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического
развития. Она должна объективно – через свое содержание – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Слайд 7Предметно-пространственная среда проектируется на основе:
реализуемой в детском саду образовательной программы;
требований нормативных документов;
материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений,
их площадь, конструктивные особенности);
предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
общих принципов построения предметно-пространственной среды
Слайд 8Проблемы в организации предметно-развивающей среды.
Сохранение и иногда доминирование традиционного или
формального подхода к определению способов организации пространства.
2. Некоторая стихийность при
отборе игровых и учебно-методических пособий.
3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий, что может привести к обеднению детского опыта.
4. Непродуманность и нерациональная организация предметно-развивающей среды.
5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.
6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов.
7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.
8. Непонимание изменения пространства современного ребенка.
Слайд 9Организация игровых и развивающих центров в рамках группового пространства в
группах раннего возраста.
Слайд 10ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«Физическая культура», «Здоровье»
(зона активных игр, развитие крупной моторики)
Центр физического
развития (или двигательной активности).
Центр «Маленьких числюль»
Слайд 11ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ и РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«Коммуникация», «ЧХЛ», «Познание»
Уголок театрально-речевой деятельности (книга+театр+речь)
«Центр сенсорного
развития и развития мелкой моторики»
Слайд 12Уголок природы
Комнатные растения
Материалы природоведческого характера
Художественная литература о природе
Дидактические игры природоведческого
характера
Оборудование для организации труда в природе:
Календарь наблюдений за сезонными изменениями
в природе.
Календарь наблюдений за птицами (зимой)
Слайд 13
«Центр экспериментирования»
«Песок – вода»
«Воздух»
Дополнительное оборудование
«Центр строительно-конструктив-ных игр»
Слайд 14СОЦИАЛЬНО-коммуникативное РАЗВИТИЕ
«Социализация», «Труд», «Безопасность»
«Центр сюжетных игр»
Цель сюжетных игр - расширить
представления детей о назначении предметов, как действовать с ними, переносить
полученные знания в самостоятельную игру и повседневную жизнь.
Ранний возраст характеризуется 2 этапами развития игры.
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра.
Второй этап развития игры —сюжетно-отобразителъная
Слайд 151 Блок.
«Игровая жилая комната», «Семья»
КУКЛЫ.
ГОСТИННАЯ КОМНАТА.
КУХНЯ.
СПАЛЬНЯ.
ВАННАЯ.
Слайд 16
2 Блок.
ПАРИКМАХЕРСКАЯ
БОЛЬНИЦА
МАГАЗИН
ГАРАЖ
Слайд 173 Блок.
«Маркеры (знаки) игрового пространства»
4 Блок. Полифункциональный материал
(предметы-заместители)
Слайд 18«Уголок ряжения»
Центр социально-эмоционального развития
Материал представлен по 3 направлениям: эмоции, семья,
сверстники.
Существует 10 основных эмоций, и для того, чтобы уметь распознавать
эмоции взрослые обязаны знать их характеристики:
Интерес: концентрированность, внимательность, настороженность;
Радость: счастье, восторг удовольствие;
Удивление: изумление, удивленный испуг, удивленный шок;
Печаль: печальность, унылость, обескураженность;
Гнев: злость, разгневанность, бешенство;
Отвращение: омерзение, отвращение, неприязнь;
Презрение: пренебрежение, высокомерие, надменность;
Страх: боязнь, испуг; шок;
Стыд: стыдливость, сконфуженность, стеснительность;
Вина: виновность, раскаяние.
Слайд 19Центр ОБЖ.
Игры и дидактический материал для закрепления правил личной безопасности
дома и на улице, подбор сказок, иллюстраций;
Альбом «Мои помощники»; Дидактическая
игра «Покажи и расскажи части тела».
Машины-игрушки «Скорая помощь», «Полиция», «Пожарная»
Центр эмоционального комфорта мамы и ребенка
Содержательный родительский уголок.
Продуманное оборудование приемной.
Слайд 20ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«Художественное творчество», «Музыка»
Центр продуктивной деятельности
«Музыкальный уголок»