Учитель должен сам составить «режиссуру» урока, в зависимости от его
темы, уровня подготовки класса, целевой установки, времени проведения занятия и тому подобное. Поэтому в зависимости от типа урока должны существовать разные критерии эффективности его проведения.
Определим те из критериев, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке с личностно сориентированной направленностью:
наличие плана проведения урока в зависимости от подготовки класса;
использование проблемных творческих заданий;
применение заданий, которые позволяют ученику самому выбрать тип, вид и форму материала, какой он будет изучать (языковую, графическую, условно символическую);
создание позитивного эмоционального настроения на работу всех учеников на протяжении урока;
обсуждение с учениками в конце урока не только нового,
о чем узнали, чем овладели, но и того, которое понравилось (не понравилось) и почему; что желали бы выполнить еще раз, а что сделали бы по-другому;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельного использования разных способов выполнения заданий;
оценка (поощрение) во время опроса не только правильного ответа ученика, но и анализ мышления ученика использованного способа, почему и в чем ошибся;
глубокая аргументация текущей оценки учебных достижений,
в конце урока по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
задание на дом требует от учителя не только определение
его темы и объема, но и подробного объяснения, как ученику рационально организовать учебную работу, выполняя домашнее задание.