Слайд 1Современные воспитательные технологии
Слайд 2Технология
Научно и практически обоснованная система деятельности, применяемая человеком в целях
преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей
Слайд 3Идея технологизации педагогических процессов
состоит в том, чтобы сделать их управляемыми:
чтобы учиться
не «чему-нибудь и как-нибудь», а с гарантированным успехом.
сделать
педагогический процесс управляемым, воспроизводимым и ведущим к гарантированным результатам, которые должны соответствовать целям, описывающим планируемое, прогнозируемое поведение воспитанников.
Слайд 4Педагогическая технология
Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения
и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели
(«Российская педагогическая
энциклопедия»)
Слайд 5Воспитательная технология
совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного
процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.
Слайд 6Элементы
Форма - порядок организации конкретных актов, ситуаций с целью решения
конкретных воспитательных задач
Метод – система правил организации взаимодействия педагогов и
воспитанников
Приемы воспитания - конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого.
Средства воспитания - относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. К ним относят различные предметы, произведения и явления духовной и материальной культуры.
Слайд 7Структура воспитательного процесса (компоненты)
Целевой - определение целей воспитания
Содержательный - разработка
содержания воспитания
Операционно-деятельностный - процедуры по воспитанию и взаимодействию участников
процесса, технология
Оценочно-результативный - оценка и анализ эффективности воспитания
Слайд 8 Три основных составляющих воспитательного процесса
это воспитатель, то есть
тот компонент воспитательного процесса, который оказывает определенное целенаправленное влияние, имеющее
задачей совершенствование воспитанника;
это изменение, происходящее в воспитаннике, и, соответственно, средства, направленные на эти изменения;
это отношения, возникающие между воспитателем и воспитанником.
Слайд 9Педагог как воспитатель для того, чтобы иметь четкую, осознанную педагогическую
позицию, должен ответить на три важных вопроса:
Кто является основным смыслообразующим
воспитателем, то есть тем, чьи смыслы и цели должен понимать, принимать и реализовывать на практике конкретный педагог?
Каким образом должны строиться отношения между воспитателем и воспитанником в рамках воспитательного процесса?
С помощью каких средств предполагается обеспечивать совершенствование воспитанника и в чем именно будет заключаться это совершенствование?
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА
Слайд 10Технология коллективного творческого воспитания
Игорь Петрович Иванов
- организация совместной деятельности взрослых
и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании
и анализе результатов и которая направлена на общественную пользу.
Слайд 11Концептуальные идеи
Воспитание – процесс развития личности под целенаправленным воздействием других
людей и самого человека в его собственной деятельности
Школа – это
не подготовка к жизни, а сама жизнь
Включение детей в преобразование (улучшение) окружающего мира
Коллективно-деятельностный подход к воспитанию
Закон движения коллектива: к новым целям, его развитие
Слайд 12Личность
Демократизация отношений: отрицание авторитаризма, отсутствие принуждения, свобода выбора.
Индивидуальный подход: предоставление
возможности индивидуального самовыражения
Удовлетворение потребности быть нужным и защищенным через СОЦИАЛЬНУЮ
АКТИВНОСТЬ
Этапы развития: заинтересованность - интерес - увлеченность коллективной жизнью - удовлетворенность от самореализации - стремление к высшим целям - самосовершенствование
Слайд 13Коллектив
Единый коллектив воспитателей и воспитанников, в котором развиваются отношения общей
творческой заботы (жизненно-практической и воспитательной) об окружающей жизни
Средство всестороннего развития
личности
Главная сфера жизнедеятельности, среда обитания, среда общения
Ставка делается на микроколлектив (3-5 человек)
Слайд 14Деятельность
Ведущая деятельность – ИГРА, синтезированная с трудом и учебой, имеющая
общественно полезную направленность
Характер деятельности детей: коллективный; самостоятельный (при сотрудничестве); творческий
(сделать иначе, лучше)
Пять «само»: сами находим цель, сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем
Слайд 15Отношения
Атмосфера доброжелательности, взаимной заботы, внимания друг к другу
Единение, сотрудничество, соуправление
«С
учениками к предмету, а не с предметом к ученику»
Вера в
воспитанника
Право выбора
Слайд 16Организационные формы
Коллективное творческое дело – КТД
Коллективное – межличностное общение
воспитателей и воспитанников
Творческое – не по шаблону, а по-новому, лучше,
чем было. «Все творчески, иначе зачем?»
Дело – его результат – общая польза и радость.«Дело, а не мероприятие!»
(трудовые, познавательные, художественные, спортивные, организаторские и т.д. дела)
Этапы: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение, коллективное подведение итогов, ближайшее последствие.
Слайд 17Стадии КТД
Первая стадия
Увлечь каждого радостной перспективой интересного и полезного дела
Создать
положительный эмоциональный фон путем заражения, убеждения, побуждения, стимуляции
Слайд 18
Вторая стадия
Организация коллективного планирования в условиях разделения на микрогруппы
Стать причастным
через включение в структуру отношений коллективного творчества
Слайд 19
Третья стадия
Организация работы Совета дела, для выполнения общего замысла
Создание и
развитие отношений творчества и заботы через механизмы (секрет, сюрприз, доверие
и др.), поддерживающие интерес внутри коллектива
Слайд 20
Четвертая стадия
Проведение коллективного творческого дела
Индивидуальное присвоение совместно сформированного опыта заботы
гражданского отношения к окружающей жизни и себе (сопричастность и командный
дух)
Слайд 21
Пятая стадия
Коллективная рефлексия, закрепляющая индивидуальное отношение к происходящему:
Что было
хорошо и почему?
Что не удалось и почему?
Что хотелось бы предпринять
в будущем?
Слайд 22
Шестая стадия
Обмен полученным опытом (деятельностным, ценностным, эмоциональным) между членами коллектива
Продумывание
последействия
Слайд 23Организаторские дела
Газета – «молния»
День рождения коллектива
«Живая газета»
Журнал-эстафета
Коллективное планирование
Общий сбор
Смотр дружбы
ЧТП
Эстафета
дружбы
Слайд 24Организационные формы
Ситуация образец – ограниченный отрезок жизни, когда дети живут
интенсивной коллективной творческой жизнью, соответствующей идеалу (сборы, поход, лагерь, поездка,
деловая игра, и т.д. )
Выступают ускорителями становления и развития коллектива
Деятельность сопровождается эмоционально-романтической атрибутикой (песни, форма, девизы, законы), театрализацией, импровизацией.
Слайд 25Разновидности, последователи
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания
(О.С. Анисимов, П.Г. Щедровицкий)
Технология
индивидуальной педагогической поддержки в воспитании
(О.С. Газман)