Слайд 1Автор: Суслова Ольга Евгеньевна,
учитель физики и математики
МБОУ «Гимназия №4»
города Курска
e-mail: olgaolga1976_olga1976_tambowolga1976_tambow@olga1976_tambow@mailolga1976_tambow@mail.olga1976_tambow@mail.ru
Слайд 2
Формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся посредством применения эффективных методов
и приемов
Слайд 3
Интеллект - это совокупность определенных качеств индивида, обеспечивающих его способность
к мыслительной деятельности.
Слайд 4Качества
способность к анализу, синтезу, обобщению и абстрагированию
способность к логическому мышлению
абстрактное
мышление
Проявление качеств
интеллект обладает достаточной гибкостью мышления и
творческим потенциалом
умение видеть причинно-следственные связи между событиями и явлениями реального мира, устанавливать их последовательность во времени и пространстве;
Слайд 5восприятие, внимание, память, воображение, речь индивида
эрудиция
определенная
сумма знаний из различных областей науки и искусства
Слайд 6Методы, формы, приемы развития интеллектуальных способностей учащихся
Слайд 9Эвристические приемы и задания на уроках математики
Решить реальную проблему, которая существует в науке: доказать
математическую закономерность, лемму, теорему; объяснить графическую форму цифр их взаимосвязь и последовательность.
Исследование объекта (число, уравнение, задача); установить его происхождение, смысл.
Проведение математического опыта, эксперимента.
Слайд 10 Предложить ученикам по-своему выполнить то, что учителю уже известно:
а)
придумать обозначение числа, понятия;
б) дать определение изучаемому объекту, явлению;
в) сформулировать математическую закономерность и т.д.
Сочинить задачу, математическую сказку.
Составить математический кроссворд, игру, викторину, сборник своих задач.
Слайд 11 Изготовить модель, математическую фигуру, геометрический сад
Провести урок в
роли учителя.
Разработать свои учебные пособия, памятки, алгоритмы решения
задач.
Слайд 12Дидактические цели для создания проблемных ситуаций на уроке
привлечь внимание ученика
к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него
познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало вы мыслительную деятельность;
помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности;
помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Слайд 13Способы создания проблемных ситуаций
Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений,
фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую
деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.
Слайд 14Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися
практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе
наблюдений за природой и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.
Слайд 15Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск
путей его практического применения.
Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений
действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
Слайд 16Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
Побуждение
учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в
результате которых возникает проблемная ситуация.
Слайд 17Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают
задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для
них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как сравнение выявляет особые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.
Слайд 18Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый
характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.
Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.
Слайд 19Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает
создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения
пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалам.
Варьирование задачи, переформулировка вопроса.
Слайд 20Правила создания проблемных ситуаций
Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует
поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует
открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.
Слайд 21Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного
задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от
степени его обобщения.
Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
Проблемными заданиями могут быть:
усвоение;
формулировка вопроса;
3) практические здания.
Слайд 22Условия применения проблемного обучения
Проблемное обучение возможно применять
для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и
других логических зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача специального обучения учащихся приемам и способам умственной деятельности, необходимым при добывании знаний и решении поисковых задач. Проблемными, как правило, являются первые уроки любой темы, так как они содержат в себе новые по сравнению с ранее изученным теоретические и практические положения.
Слайд 23Несколько методических рекомендаций к курсу математики
в
целях совершенствования преподавания математики целесообразна дальнейшая
разработка новых методик использования нестандартных задач
систематически использовать на уроках задачи, способствующие формированию у учащихся познавательного интереса и самостоятельности
осуществляя целенаправленное обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных упражнений, учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы
целесообразно использование на уроках задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов
учитывать индивидуальные особенности школьника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя задания различного типа