Слайд 1Государственное автономное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»
ПРОЕКТНАЯ
РАБОТА
Тема: «Реализация интеллектуально –творческого потенциала одаренных детей среднего звена
школы»
Слайд 2 Выполнили: Булатова Г.Г.-учитель русского языка и
литературы МОУ «Старо-Казеевская СОШ», Галиахметова Ф.А., -учитель истории МОУ «Куркачинская
СОШ», Кононова А.В., - учитель математики МОУ «Емелькинская СОШ», Саттарова Х.Ш.-учитель биологии МОУ «Камскоустинская СОШ», Юсупова А.Г.-учитель математики МОУ «Арская школа №4» - слушатели курсов повышения квалификации учителей по проблеме: «Проектная деятельность в системе профессионального развития педагога»
Проектная работа допущена к защите
Слайд 3Актуальность проекта
Проблема работы с
одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Интерес к
диагностике и развитии детской одаренности в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, с одной стороны, и проблемами социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, с другой.
Современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Слайд 4Проблема проекта:
Не созданы в школе благоприятные
условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей, в связи
с чем в среднем звене недостаточное количество детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.
Слайд 5Цели проекта:
1. Создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки
одаренных детей в интересах личности, общества, государства и обеспечение их
личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Слайд 6Задачи проекта:
1. Разработать оптимальный механизм выявления одаренных детей.
2. Создать благоприятные
условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного
роста одарённых обучающихся.
3. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах разного уровня.
4. Предоставить возможность повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися.
5. Внедрять новые образовательные технологии, для удовлетворения запросов одаренных обучающихся.
6. Вести целенаправленную работу с семьей одаренных детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.
Слайд 7Ожидаемые результаты проекта
1. Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных
детей.
2. Обогащение психодиагностического арсенала, направленного на выявление одаренных детей.
3. Формирование
информационных банков данных о талантливых и одаренных детях, данных по учителям, работающим с одаренными детьми, психологических методик, направленных на выявление одаренности.
4. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
5. Увеличение количества одаренных детей, занявших призовые места на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах и иных конкурсных мероприятиях.
6. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
7. Повышение квалификации педагогов школы, участвующих в работе с одаренными учащимися.
8. Внедрение новых образовательных технологий.
9. Расширение и систематизация методов работы с семьей одаренных детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.
10. Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
Слайд 8Сроки разработки и реализации проекта.
Ι этап сентябрь – декабрь 2011
года - подготовительный этап, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность.
ΙΙ этап январь 2012- февраль 2014 года – основной практический этап, включающий реализацию, систематизацию, анализ результатов повседневной работы.
ΙΙΙ этап март-май 2014 года – заключительный этап, представляющий обобщение результатов работы, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития.
Слайд 9Ресурсы проекта
Высококвалифицированные педагоги;
Программы для работы с одаренными детьми
по разным предметам;
ИКТ, ЦОРы, специальная литература.
Слайд 10Планирование проекта
Проект в школе реализуется в трех направлениях:
1. Работа по
выявлению и развитию индивидуальных способностей одаренных детей.
2. Работа с педагогами
в целях повышения квалификации по работе с одаренными детьми.
3. Работа с семьей одаренных обучающихся по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.
Слайд 11
Основные мероприятия по реализации направлений проекта
I направление. Работа по
выявлению и развитию индивидуальных способностей одаренных детей.
Психолого-педагогический анализ развития учащихся
среднего звена школы.
2. Выявление одаренных детей:
- диагностика одаренности различных типов и видов;
- создание школьного банка данных о способных, одаренных, талантливых учащихся.
3. Организация обучения одаренных:
а) внедрение элементов и систем обучения разного уровня сложности:
- использование элементов развивающего обучения Л.Занкова.
- применение учебно-методических комплексов «Школа 2100».
Слайд 12
- дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми по общеобразовательному
циклу:
- применение методов психологического воздействия (мозговой штурм, соревнование, сотрудничество) в
процессе обучения одаренных детей;
- индивидуальная работа с одаренными детьми через дополнительное образование;
в) участие детей в олимпиадах и конкурсах разного уровня;
г) обучение детей в заочной физико-математической школе «Авангард»;
д) психолого-педагогическая поддержка одаренных детей.
4) Создание системы стимулирования одаренных детей:
награждение; организация выставок творческих работ учащихся; организация поездок по знаменитым местам; организация отдыха летних оздоровительных лагерях; участие в муниципальном проекте «Грант главы района»
Слайд 135)мероприятия с одаренными детьми:
творческие конкурсы;
спортивные праздники и школьные олимпиады;
-
турниры;
- проведение конкурсов «Ученик года», «Умник года»;
- проведение предметных боев,
предметных КВН;
- проведение научных конференций;
- участие учащихся в разработке сценариев внеклассных мероприятий;
- участие в предметных дистанционных олимпиадах.
Слайд 142 направление. Работа с педагогами в целях повышения квалификации по
работе с одаренными детьми.
1. Постановка проблемы и включение всех членов
коллектива школы в реализацию проекта «Реализация интеллектуально–творческого потенциала одаренных детей среднего звена школы»:
- проведение заседаний МО на тему «Одаренные дети»;
организация работы по реализации проекта.
2. Работа методических объединений по изучению и распространению опыта работы учителей с одаренными детьми.
3. Проведение методических семинаров «Одаренный ученик - какой он?», «Использование современных технологий в работе с одаренными детьми».
4. Самообразование и саморазвитие педагога.
5. Сотрудничество педагогов школы с единомышленниками из других школ.
Слайд 153 направление. Работа с семьей одаренных детей по оказанию психолого-педагогической
помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.
Встречи – беседы
с родителями.
2) Знакомство с достижениями учащихся.
3) Организации психологических тренингов для родителей.
4) Участие родителей в круглом столе «Мой ребенок – одаренный».
5) Участие родителей в школьной конференции для одаренных детей «Час славы».
Слайд 21Практическая часть проекта
творческие конкурсы;
спортивные праздники и школьные олимпиады;
- турниры;
-
проведение конкурсов «Ученик года», «Умник года»;
- проведение предметных боев, предметных
КВН;
- проведение научных конференций;
- участие учащихся в разработке сценариев внеклассных мероприятий;
- участие в предметных дистанционных олимпиадах.
Слайд 24Литература
1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух
Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков
А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№ 6 .
8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
9. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
11. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.
12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: «Владос» – 1996.
13. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
14. Словарь практического психолога/Сост. Головин С. Ю. – Минск: Харвест, – 1998.
15. Степанов В. Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. – 2000.–№ 3
16. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
17.Internet