Слайд 1
ПОДГОТОВИЛА:
Ст. воспитатель Горохова Е.Б.
Педсовет
«Особенности современных форм, методов работы
в ДОУ по развитию речи дошкольников»
Слайд 2Повестка дня:
1. Доклад«Речевая развивающая среда. Основные ее направления».
2. Развитие речи
детей с использованием дидактических игр.(из опыта работы)
3. Сообщение старшего
воспитателя об итогах тематической проверки «Создание условий в группах, способствующих речевому развитию детей».
4. Педагогическая гостиная «Мнемотехника»
Слайд 3Актуальность проблемы речевого развития
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на
сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми
нарушениями остается стабильно высоким.
•Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
•В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
•Речь –это инструмент развития высших отделов психики.
•С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
•Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
•Главной задачей развития связной речи ребѐнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Слайд 4Условия успешного речевого развития.
1.Создание условий для развития речи детей в
общении со взрослыми и сверстниками.
2. Владение педагогом правильной литературной речью.
3.
Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
4. Обеспечение детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Поощрение детского словотворчества.
Слайд 5ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Цель: развитие свободного общения с взрослыми
и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Традиционные
направления
•Развивающая речевая среда
•Формирование словаря
•Звуковая культура речи
•Грамматический строй речи
•Связная речь
•Подготовка к обучению грамоте
Слайд 6ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ -ИГРА
•“Без игры нет и
не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.” ( В.А. Сухомлинский)
Слайд 8Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному
Мнемотехника-это
Сенсорно-графическая схема (Воробьѐва В.К.)
Блок –квадрат(Глухов
В.П.)
Предметно-схематическая модель (Ткаченко Т.А.)
Схема составления рассказа(Ефименкова Л.Н.)
Коллаж (Большева Т.В.)
Слайд 9Мнемотехника
Мнемотехника
(греч.)–«искусствозапоминания»-это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и
воспроизведение информации.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи
как:
1. Развитие связной речи;
2.Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов –памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приѐмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Слайд 10Структура мнемотехники
Мнемотехника
Мнемоквадрат
Мнемодорожка
Мнемотаблица
Слайд 11Мнемоквадраты
Для младших групп в детском саду обычно применяются простые
карточки — мнемоквадраты. Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то
слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия.
Слайд 12Мнемодорожка
После усвоения простых карточек воспитатель усложняет задание, предлагая ребенку
готовую мнемодорожку, — квадрат из 4 картинок. «Прогуливаясь» по ним
ребенок учится составлять простой рассказ в два-три предложения.
Слайд 13Мнемотаблица
В средней группе начинают работать с мнемотаблицами. Чаще всего это последовательные
графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить.
Слайд 14Примеры Мнемотаблиц
«Весна»
На дворе звенит капель,
по полям бежит ручей,
на дорогах лужи. Скоро выйдут
муравьи после зимней
стужи.
Пробирается медведь сквозь
лесной валежник. Стали птицы
Песни петь, и зацвёл подснежник.
Слайд 15Примеры Мнемотаблиц
Встали девочки в кружок,
встали и примолкли. Дед Мороз огни зажёг на высокой ёлке.
Наверху -
звезда, бусы в два ряда. Пусть не гаснет
ёлка, пусть горит
всегда!
Слайд 18Практическая часть
Задание: игровой тест на определение знаний, умений и навыков
воспитателей
Назовите формы речи.
Какие умения развиваются в диалоге.
Какие формы работы
используют при обучении детей связной речи.
Назовите структуру повествования.
Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией.
Речь одного собеседника, обращенная к слушателям.
Рассказ сюжет, которого развертывается во времени.
С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?
Ведущий прием для активизации речи и мышления.
Слайд 19Задание: Переведите пословицы на русский язык
Сын леопарда -тоже леопард. (Африка)
Яблоко
от яблони недалеко падает.
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)
Шила в
мешке не утаишь.
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
В тихом омуте черти водятся.
Молчаливый рот -золотой рот (Германия)
Слова -серебро, а молчание –золото.
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
Язык до Киева доведет.