Слайд 1Урок-исследование в условиях внедрения ФГОС
Автор: Корепанова Светлана Вячеславовна
учитель химии и
биологии МБОУ Игринская СОШ №2 Удмуртской Республики
Слайд 2Цель современного образования
воспитание творческой личности, способной к саморазвитию и самоусовершенствованию.
Слайд 3Цели урока-исследования
Уроки-исследования моделируют процесс научного исследования. На таких уроках ставятся
две цели:
обучение предмету (дидактическая цель)
обучение исследовательской деятельности (педагогическая
цель).
Слайд 4Дидактическая цель
Дидактическая цель достигается через решение задач:
формирование у учащихся познавательных
универсальных действий – общеучебных, логических;
приобретение учащимися предметных учебных действий;
приобретение личностных
учебных действий.
Слайд 5Педагогическая цель
Педагогическая цель достигается через формирование у учащихся:
знаний специфики и
особенностей процесса научного познания;
знаний ступеней исследования;
методики научного исследования;
умения выделять проблемы;
формулировать
гипотезы;
планировать эксперимент в соответствии с гипотезой;
интегрировать данные;
делать выводы.
Слайд 6Решение цели
Решение педагогической цели требует формирования у учащихся:
регулятивных;
коммуникативных;
логических;
личностных учебных действий.
действий
по постановке и решению проблем.
Слайд 7Типы уроков
По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на следующие
типы:
изучение нового материала;
формирование первоначальных предметных знаний;
применение предметных знаний;
повторение, закрепление, обобщение
и систематизация знаний;
комбинированные уроки;
контроля и коррекции знаний.
Слайд 8Виды уроков-исследований
По объему осваиваемой методики научного исследования мы выделяем:
Уроки с
элементами исследования;
Уроки-исследования.
Слайд 9По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в ИД на уроке, уроки-исследования
могут соответствовать:
начальному – урок «образец исследования»;
продвинутому – «урок-исследование»;
высшему – урок
«собственно исследование».
Слайд 10Виды форм обучения
Виды форм обучения, используемые на уроках-исследованиях:
Индивидуальная;
Парная;
Групповая;
Коллективная.
Слайд 11Структура урока-исследования
Актуализация знаний;
Мотивация;
Создание проблемной ситуации;
Постановка проблемы-исследования;
Определение темы исследования;
Формулирование цели исследования;
Выдвижение
гипотезы;
Слайд 12Проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторные работы, чтение и анализ литературы,
работа с медиа-источниками, размышление и так далее);
Интерпретация полученных данных;
Выводы
по результатам исследовательской работы;
Применение новых знаний в учебной деятельности;
Подведение итогов урока.
Слайд 13Учебные приемы ИД
Учебные приемы, составляющие ИД учащихся на уроках исследованиях:
Выделение
основной проблемы в предложенной ситуации;
Определение темы и цели;
Формулирование и отбор
полезных гипотез;
Разграничение допущений доказанных положений;
Планирование эксперимента для проверки гипотез;
Анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них;
Планирование результата;
Проведение эксперимента;
Слайд 14Конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта, изготовление моделей
по собственному замыслу;
Составление таблиц, графиков, диаграмм для выявления закономерностей, обобщений,
систематизации полученных результатов исследования;
Графическое изображение законов, правил;
Установление связи полученных результатов с поставленной проблемой и последовательности получения данных;
Систематизация фактов, явлений;
Интерпретация данных;
Слайд 15Использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
Установление аналоги;
Формулирование
определений и выводов;
Решение задач в новой ситуации;
Написание отчета, сочинения, реферата,
создание презентации.
Слайд 16Выводы
Технология исследования на современном этапе обучения учащихся является одной из
самых эффективных.
В ходе учебного исследования у учащихся формируются личностные, регулятивные,
познавательные, коммуникативные УУД.
Учебная исследовательская деятельность способствует успешной социализации выпускников и выбору профессии.
Слайд 17Литература
1. Данилова А. Г. Как организовать и провести урок-исследование. //
Химия в школе. – 2005. - № 2.