Слайд 1ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА
«ПЯТЬ ШАГОВ К УСПЕХУ»
Автор работы:
Фролова Данна Владимировна
учитель английского
языка
высшей категории,
классный руководитель 9Б класса
МОУ СОШ №105
г. Нижнего Новгорода
Слайд 2«Каждый человек – творец
собственного успеха»
Р. Стил
Слайд 3Правила и условия
воспитания успехом
Слайд 4
1. Успешный педагог
2. Умение и способность души трудиться
3. Доверие
и единство учителей и родителей
4. Успех нужно готовить
5. Принцип опережающего
стимулирования
6. Способность учителей, родителей и учеников соучаствовать в рефлексивном разборе
7. Информационное обеспечение мотивационных возможностей
8. Необходимость знания особенностей каждого ученика, осуществление поддержки, мониторинга и успешностей
9. Успеху предшествует осознание, понимание процессов, способность анализировать, накопление умений
10.Главное здесь для каждого ребёнка - уважение
Слайд 5ОБЩЕНИЕ: бытовое, дружеское, профессиональное, творческое;
СОГЛАСИЕ: фиксирование уступок, компромиссы, согласование взятых
на себя обязательств;
ОТНОШЕНИЯ: учёт интересов, учёт потребностей, принятие коллективом правил
деятельности;
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: коллективная, творческая, личностно значимая;
УСПЕХ: радость от совместной деятельности.
Слайд 6
Пять ключевых системообразующих идей современной педагогической
технологии на почве гуманистической позиции «человек – человек»:
- успешность деятельности как базис развития ученика;
- нежное « прикосновение к личности» (А.С.Макаренко) ученика;
- аппеляция к развивающейся субъектности ребёнка;
-признание индивидуального своеобразия каждого ученика;
-педагогическая поддержка ученика в его деятельных усилиях
на основе социального партнёрства с семьёй во имя личностного развития школьника.
Слайд 7Воспитательная система класса
как педагогическое явление
Слайд 8
Цель воспитательной системы: гармоничное развитие личности, творчески
развитой, с адекватной самооценкой, способной к выбору пути саморазвития и
самореализации:
5 класс « Ты – лидер»;
6 класс « Мы - вместе»;
7 класс «Семь «Я»;
8 класс «Восьмое чудо света»;
9 класс «Ключ к успеху».
Слайд 9Роль классного руководителя
в системообразующей
коллективно-творческой деятельности
родителей и детей
Слайд 10
5-6 классы – этап проектирования системы – классный руководитель
– организатор;
7 класс – период становления системы – классный руководитель
– психолог;
8 класс – этап стабильного функционирования системы – поддерживающий классный руководитель;
9 класс – этап завершения функционирования системы – классный руководитель – социальный организатор
Слайд 11
Коллективные Творческие дела
ИгрЫ
-
талантЛив каждый
фИзкульт ура!
твори Добро
хочу всЕ знать
банк школяРиков
Слайд 12
Задачи:
создание коллектива педагогов-единомышленников
институциализации классного самоуправления
Слайд 13
Сроки реализации: сентябрь 2005 года – август 2006 года.
Основные
направления деятельности:
«Хочу всё знать!»;
«Твори добро!»;
«Физкульт-ура!»
«Талантлив каждый»;
«Игра- дело важное»
Формы работы:
игры: познавательные,
развлекательные, спортивные, игры-путешествия;
кружки и конкурсы;
дни здоровья, спортивные соревнования;
шефская помощь, благотворительные акции;
марафоны знаний по предметам, на основе технологии коллективных творческих дел в классе и в школе.
Слайд 14
Итоги
создан коллектив педагогов-единомышленников, которые помогли детям преодолеть трудности адаптационного
периода;
сформирован орган классного самоуправления – совет лидеров;
освоена технология коллективной творческой
деятельности;
разработан экран индивидуального соревнования – банк «школяриков»
тЫ лидер
наВстречу друг другу
Моя семья
творчЕство нам помогает
познай Себя
быТь здоровым здорово
даритЕ радость людям
Слайд 17
Задачи:
сплочение классного коллектива и коллектива родителей и
учителей
продолжение традиций детского движения с использованием методов организации микрогрупп.
Слайд 18
Сроки реализации: сентябрь 2006 года –
август 2007 года.
Основные направления деятельности:
«Ты – лидер»
совершенствование органов самоуправления;
«Навстречу друг другу» развитие партнёрских отношений ;
«Моя семья» формирование семейной культуры учащихся;
«Творчество нам помогает» освоение культурных ценностей, формирование эстетического вкуса;
«Познай себя» изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик;
Быть здоровым здорово» пропаганда здорового образа жизни;
«Дарите радость людям» организация и проведение КТД.
Слайд 19
Итоги:
создан совет творческих активных родителей;
реализована идея соуправления
продолжены
традиции детского движения путем организации микрогрупп и смены временных поручений.
Слайд 22
Сроки реализации: сентябрь 2007 года – август 2008 года.
Основные
направления деятельности:
«Семь «Я»»
I – Я и моя семья
II – Я выбираю здоровье
III – Я и мои друзья
IV – Я хочу все знать
V – Я уважаю старших
VI – Я помогаю младшим
VII – Я люблю свой край
Слайд 23
Задачи
создание в классе благоприятного микроклимата;
решение проблем во
взаимоотношениях детей и взрослых;
освоение метода проектов
Слайд 24
Наши законы
- Умейте организовать общение от партнёра и тогда
придёт взаимопонимание.
- Прежде чем критиковать другого, скажите о своих ошибках.
-
Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказы.
- Дайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
- Хвалите человека за каждый успех.
- Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что Вы хотите.
Слайд 26Промежуточные итоги реализации программы «Семь «Я»»
8
статуя творЧ ества
У
храм зДоровья
колОсс защищенности
сады Самореализации
маВзолей самоутверждения
маяк цЕлей
Т
пирАмида успеха
Слайд 29
Сроки реализации: сентябрь 2008 года – август
2009 года.
Цель: развитие личности учащихся, создание условий для
её самоопределения и самореализации, становления субъектности, индивидуальности, раскрытие творческих возможностей с применением индивидуальной диагностической карты на каждого учащегося. Реализация личностного потенциала школьника требует выстраивания самим учеником траектории своего развития с использованием дневника личностного роста у каждого ученика составленного на основе технологии поддержки социального становления школьников.
Слайд 30
Задачи:
создать атмосферу общей заботы о конкретных одноклассниках
и других людях;
построить равноправные отношения ребят во время взаимодействия;
организовать бесконфликтное
общение;
изучать развитие личности и индивидуальности
Слайд 31
Психосоциальные потребности человека как внутренние источники саморазвития и
поведения:
- в творческой, социально и личностно-значимой деятельности;
- в защищённости, в
безопасности;
- в самоутверждении, необходимом социальном статусе среди сверстников;
- в целях и смыслах жизни;
-в самореализации;
- быть здоровым;
- в удовольствии, в радости, в предощущении счастья от успеха.
Слайд 32ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА»
Слайд 33
Итоги:
- в классе сформирован сплочённый ученический
коллектив, умеющий выдвигать из своей среды лидеров, владеющих технологическими компетенциями
коллективной творческой деятельности при поддержке коллектива педагогов-единомышленников;
- взаимодействие классного коллектива и коллектива родителей и учителей способствует укреплению традиций детского движения с использованием игровых, состязательных, творческих форм и методов микрогрупп;
- в классе создан благоприятный микроклимат, позволяющий успешно решать проблемы во взаимоотношениях детей и взрослых и появился первый опыт проектной работы;
- учащиеся класса осознали роль самоанализа и самовоспитания в становлении личности прошли 3 основных этапа процесса самосовершенстования: самопознание, самовоспитание и самообразование и самоутверждение;
- сложилась воспитательная система класса, базирующаяся на технологии коллективных творческих дел, компетентностно-деятельностном подходе, при психологической поддержке и педагогическом сопровождении процесса развития личности.
Слайд 34
Наши достижения
Лямкин Павел – конкурс компьютерных презентаций «По
главной улице района». Победитель в номинации «Лучшая защита»
Фролова Татьяна
– конкурс творческих работ «Знакомьтесь, Нижний Новгород». Первое место в районе.
Семейный проект «90-летию ВЛКСМ посвящается» –коллективная работа. Первое место в школе.
Козлов Михаил – конкурс «Наши деды – славные победы». Первое место в школе.
Районное НОУ «ЭВРИКА»:
Лямкин Павел – благодарность в секции биология
Гришнов Андрей – первое место в секции экология
Тюкаева Ксения– третье место в секции география
Шевелева Екатерина– второе место в секции география
Титаева Ирина– второе место в секции биология
Павлова Ольга– второе место в секции биология
Мухина Наталья– третье место в секции география
Бурлака Мария– второе место в секции биология
Шуликова Юлия– благодарность в секции география
По итогам года 15 учащихся из 30 получили право участвовать в празднике достижений, на котором были награждены грамотами и значками «Ученик года 2008»
К Л Ю Ч
И
творЧество
иНициатива
К Ответственность
нравСтвенность
компеТентность
Ь
У С П Е Х У
Слайд 37
Идеи и теории
теория деятельности и общения (Л.С.Выготский,А.Н.Леонтьев и др.)
идеи
гуманизации воспитания (В.А.Караковский, Л.И.Новиков и др.)
психолого-педагогические основы воспитания и самовоспитания
учащихся (Ю.К.Бабанский, Н.И.Болдырев и др.)
основы личностно-деятельностного подхода (М.И.Рожков, Н.И.Щуркова и др.)
идеи моделирования воспитательной системы школы, класса (Е.Н.Степанов, В.В.Воронов и др.)
Подходы:
антропоцентрический;
средовый;
деятельностный.
Слайд 38
Принципы построения воспитательной системы:
принцип единства воспитания, общения
и развития как важнейшего условия формирования целостной личности;
принцип компетентностного подхода;
принцип
приоритетности интересов детей;
принцип взаимовлияния личностей (взрослых и детей);
принцип системности, позволяющий обепечить целостность становления личности ребёнка и комплексность воспитания.
Слайд 39
Цель:
создать условия для воспитания, социально – педагогической
поддержки становления и развития личности высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного
выпускника - гражданина России.
Слайд 40
Задачи:
1. Создать все необходимые условия для воспитания,
социально – педагогической поддержки становления и развития личности выпускника.
2. Осуществлять
духовно-нравственое воспитание и социализацию обучающихся в соответствии с базовыми национальными ценностями
3. Обеспечить создание воспитательно-образовательной среды, формирующей у учащихся способность к самоопределению, саморегуляции, самореализации.
4. Содействовать максимальной самореализации через участие в работе над социальными проектами.
5. Способствовать формированию ключевых компетентностей учащихся.
Слайд 42ВОВЛЕЧЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Слайд 45
Комплексная система диагностики включает следующие методы:
1. Опросные (анкетирование, интервьюирование,
беседа);
2. Обсервационные (прямое, косвенное и включённое наблюдение);
3. Метод групповой дискуссии
и межличностного диалога;
4. Самоанализ классного руководителя.
Слайд 46
1. Становление и развитие личности выпускника второй ступени как
результат воспитания и социально-педагогической поддержки в условиях действующей воспитательной системы
класса.
2. Устойчивое проявление духовно-нравственых ценностей и социализация обучающихся в соответствии с базовыми национальными ценностями и национальным воспитательным идеалом.
3. Создание воспитательно-образовательной среды, формирующей у учащихся потребности в самоопределении, саморегуляции, самореализации и способность сделать осознанный выбор своего жизненного пути, своего профессионального развития.
4. Приобретение опыта коллективной творческой деятельности и максимальной самореализации через участие в работе над социальными проектами.
5. Формирование ключевых, предметных, специальных компетенций, которые являются составляющими компетентностей учащихся.
Слайд 47
Список литературы
Конституция РФ
Закон РФ «Об образовании»
Концепция модернизации образования
Конвенция
о правах ребенка
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
(проект), А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, «Вестник образования» №17, сентябрь 2009
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990
Организация проектной деятельности в школе: система работы /авт.-сост. С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.-189с.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 1999.-187 с.
Сергеева В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности: Учебно-методическое пособие. –М.: УЦ «Перспектива», 2008.-96 с.
Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебное пособие. –М.: УЦ «Перспектива», 2007. - 120 с.
Учитель, воспитай человека!: науч.-метод. сб.-Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2009. – 156с.
Андреева В.А., Педагогический совет «Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания», Журнал «Классный руководитель» №4, 2005
Баталова И.В. Программа тренинга конфликтной компетентности подростка, Журнал «Классный руководитель» №3, 2006
Григорьев Д.В. Классный руководитель и детское самоуправление, Журнал «Классный руководитель» №8, 2009
Гуданис В.Я. Педсовет «Использование системного подхода в деятельности классного руководителя», Журнал «Классный руководитель» №5, 2009
Драничникова И.В. Положение о классном родительском собрании, Журнал «Классный руководитель» №4, 2005
Драничникова И.В. Положение о родительском комитете класса, Журнал «Классный руководитель» №4, 2005
Зайцева А.И. Конкурс педагогического мастерства классных руководителей, Журнал «Классный руководитель» №3, 2006
Закирова И.Г. Программа по совершенствованию для 5-9-х классов «Я среди людей», Журнал Классный руководитель» №1, 2009
Левит М.В. Педагогика личности, Журнал «Классный руководитель» №8, 2009
Лизинский В.М. Азбука воспитания, Журнал «Классный руководитель» №8, 2009
Лизинский В.М. Планы и события на 35 недель учебного года, Журнал «Классный руководитель» №3, 2006
Морозова Н. В. Модель выпускника: материал для обсуждения на педсовете, Журнал «Классный руководитель» №5, 2009
Мудрик А.В. Что такое социализация?, Журнал «Классный руководитель» №8, 2009
Нечаев М.П. Методика коллективного анализа и планирования воспитательного процесса в классном коллективе, Журнал «Классный руководитель» №8, 2009
Селиванова Н.Л. Роль классного руководителя в современном воспитании, Журнал «Классный руководитель» №8, 2009
Созонов В.П. Становление личности в единстве процессов социализации, воспитания и самовоспитания, Журнал «Классный руководитель» №8, 2009
Тыртышная М.А. «Как стать личностью»: технология поддержки социального становления школьников, Журнал «Классный руководитель» №5, 2009
Уланова Т.М. Рекомендации лидерам и организаторам деятельности детских общественных объединений, Журнал «Классный руководитель» №6, 2009
Фришман И.И. О некоторых особенностях детских общественных объединений, Журнал «Классный руководитель» №6, 2009
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология в работе современного классного руководителя, Журнал «Классный руководитель» №8, 2009