Слайд 1Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
Автор: Учитель начальных классов
Новоселова
Галина Николаевна
С. Старая Рудка
2015 г.
Слайд 2«Кто не ценит собственного здоровья, тот меньше заботится и о
других людях».
В.М. Шепель
Слайд 3Содержание
Введение
Теоретическое обоснование проблемы развития здоровьесберегающих технологий.
Методические основы развития здоровьесберегающих технологий.
Методическая
система формирования здоровьесберегающих технологий для младших школьников.
Заключение
Литература
Слайд 4Цель здоровьесберегающих образовательных технологий
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за
период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 5Цель работы:
Показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и
качества жизни детей в процессе учебной деятельности.
Слайд 6Задачи:
Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных
с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
Пропаганда здорового образа
жизни;
Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Слайд 7Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий:
Принцип «Не навреди!»
Принцип сознательности и активности
Принцип непрерывности
здоровьесберегающего процесса
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип всестороннего и
гармоничного развития личности
Системного чередования нагрузок и отдыха
Возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса
Слайд 8Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки –
количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение
домашних заданий;
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Соблюдение гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.
Слайд 9Приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:
Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения)
Компенсаторно-нейтрализующие
(физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж,
самомассаж; психогимнастика, тренинги)
Стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.)
Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам)
Слайд 10Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия,
а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Слайд 11Здоровье физическое
Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека
имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным
факторам внешней среды. Отсюда, физическая активность – естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении.
Слайд 12ИГРА «СВЕТОФОР»:
Учитель поочередно показывает сигналы светофора, на красный свет все
стоят, на желтый садятся, на зеленый шагают на месте (
участвуют все члены команд, кто ошибается, выбывает из игры, побеждает та команда, чей участник останется).
Думаю, вы поняли, что нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движенья выполнять без возраженья.
Различать ты должен ясно цвет зеленый, желтый, красный!
Слайд 13Гимнастика для глаз
1. Часто-часто поморгай,
После глазки закрывай,
Сосчитай так до пяти
И
сначала всё начни!
2. Руку держим пред собой,
Не мотая головой,
Пальцем водим
вверх и вниз,
Вправо-влево и – следим!
Слайд 14Здоровье психическое
Здоровье психическое – это способность человека адекватно реагировать на
внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Отсюда, психическая активность – потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; потребность ребенка в познании самого себя.
Слайд 15Психологический настрой на урок
Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская
рук возьмемся за дела, мой друг,
И на уроке этом мы
опять
Все поработаем на пять.
Слайд 16Релаксация «Тихое озеро»
« Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Теперь
закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы
находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.
Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.
Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня»
Слайд 18Здоровье социальное
Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельного отношения человеческого
индивидуума к миру. Отсюда, социальная активность проявляется в поведении, направленном
на поддержание и выполнение правил, обязательных для учащегося, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику.
Слайд 19Игра « Четыре стихии»
- Играющие выстраиваются в одну
линию. Водящий становится перед ними с мячом в руках на
расстоянии 5-6 шагов.
Как вы знаете четыре стихии – это вода, воздух, земля, огонь. В воде живут рыбы, в воздухе- птицы, на земле- звери, в огне жить невозможно. Тому, кому, бросают мяч со словами одной из стихий должен поймать его и сразу бросая обратно ведущему назвать животное, которое живёт в этой стихии, Если вы ответили правильно, сделайте шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым станет на одну линию с водящим.
Слайд 20Педагогика сотрудничества
Добрый день! – зверям и птицам.
Добрый день! – весёлым
лицам.
Добрый день! – гостям и детям.
Добрый день! – всему на
свете.
— Теперь вы скажите друг другу добрые слова, которые начинаются со звука «В». (Вежливый, внимательный, весёлый, воспитанный, великодушный.)
Слайд 21Здоровье нравственное
Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной
сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов
поведения индивида в обществе.
Слайд 22Упражнение «Есть или нет?»
Играющие встают в круг и берутся за
руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны
с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
Слайд 23Средства зоровьесберегающих образовательных технологий:
Средства двигательной направленности
Оздоровительные силы природы
Гигиенические факторы
Слайд 24Средства двигательной направленности
Элементы движений
Физические упражнения
Танцевальные упражнения
Физкультминутки и подвижные перемены
Эмоциональные разрядки
и «минутки покоя»
Гимнастика
Лечебная физкультура
Подвижные игры
Массаж, самомассаж
Психогимнастика
Слайд 25В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию
осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для
ног,
упражнения на ковре,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области груди, лица, рук, ног,
психогимнастика,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Слайд 26Оздоровительные силы природы
Водные процедуры
Фитотерапия
Ароматерапия
Витаминотерапия
Слайд 27Гигиенические факторы
Выполнение санитарно-гигиенических требований
Личная и общественная гигиена (чистота тела. Чистота
мест занятий, воздуха и т.д.)
Проветривание и влажная уборка помещений
Соблюдение общего
режима дня
Обучение детей элементарным приемам ЗОЖ
Слайд 28Литература
Аттестация учителей начальных классов. Методические рекомендации / Авт.-сост. Г.Ф. Суворова
, О.В. Тараканова; Под общей редакцией Л.Я. Олиференко. – 3-е
изд. – М.: Айрис-прес, 2005. – 80 с.- (Аттестация работников образования).
Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 384с.: ил.
Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.- 208 с.- (Мастерская учителя).
Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа.- М.:ВАКО, 2004.- 240 с. – (Мастерская учителя).
Слайд 29Литература
Глизерина Л.И. Крупицы опыта. Методическое пособие для учителей начальных классов.
Редакция журнала «Марий Эл учитель» - Йошкар-Ола, 1996.
Ефимов В.Ф. Математика
в сюжетах. Пособие дл учителей начальных классов// Серия «Школа для всех» - М.: Новая школа, 2002.-272 с.
Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007- 304с.- (Педагогика. Психология. Управление.).
Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007.- 93 с.
Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 288 с. – (Мастерская учителя).